Товары из Китая

Часовой калибр "Ракета 2609Б 21 камень", или приквел калибра "Ракета 2609.НА 19 камней".


Часовой калибр "Ракета 2609Б 21 камень", или приквел калибра "Ракета 2609.НА 19 камней".

Вместо эпиграфа:

«Пусть было, как было, — ведь как-нибудь оно да было! Никогда так не было, чтобы никак не было.» Ярослав Гашек.

Мой уважаемый Читатель наверняка знаком с механизмом Ракета 2609НА «Плоская Россия», о котором я рассказывал на страницах нашего сайта, как об одном из лучших часовых калибров, созданных Советской часовой промышленностью. Но Читатель вполне резонно спросит, а что же было до того, как появился этот калибр, и будет совершенно прав. Удовлетворяя любознательность моего Читателя, отвечу — да, до разработки серии калибров 26хх.НА был другой калибр, притом весьма неплохой калибр Ракета 2609А «Балтика», а также 2603 на шестнадцати камнях. Итак, приквел — что же устанавливали в часы Ракета до появления 2609НА, так ли много значит одна единственная буква в маркировке механизма? Думаю, это будет интересно!

Но, как мне кажется, лучше всего начать издалека. Первые, стразу оговорюсь — первые, известные мне, часы «Ракета» были выпущены на механизме 2603. Этот калибр представляет собой логическое развитие калибра 2602 ЗИМ или Победа. Чего не хватало в Победе 2602 для «полного счастья»? Двух вещей. Первая — противоударной защиты. Вот и внесли в конструкцию калибра Ракета 2603 инкаблок — бушоны с амортизатором для баланса. Во-вторых, ось центрального колеса остро нуждалась в нормальной опоре. В Победе 2602 цапфа центрального колеса не была установлена на камень. В калибре Ракета 2603 этот недостаток был устранен и в мосте барабана появился долгожданный камень под минутное колесо. Эти усовершенствования значительно увеличили срок службы калибра, удлинили время между текущими профилактиками механизма. Получился надёжный стабильный механизм. Новая марка часов на обновлённом калибре стала набирать повсеместную популярность. На волне популярности был разработан калибр 2209 «Рекорд», но эта оригинальная попытка просуществовала недолго.

Ракета 2603 и два слова о калибре Рекорд 2209
О нововведении — противоударные свойства механизма, сообщает надпись на задней крышке часов.

Часовой калибр "Ракета 2609Б 21 камень", или приквел калибра "Ракета 2609.НА 19 камней".

А так выглядит механизм Ракета 2603 изнутри.

Часовой калибр "Ракета 2609Б 21 камень", или приквел калибра "Ракета 2609.НА 19 камней".

Часовой калибр "Ракета 2609Б 21 камень", или приквел калибра "Ракета 2609.НА 19 камней".

На этом фото стрелками обозначены особенности калибра — бушоны противоударного механизма на балансе и камень под цапфой центрального колеса. Он-то и увеличил число камней на один. Их стало шестнадцать. В узле баланса число камней не изменилось, изменился лишь способ их установки — противоударный инкаблок. В остальном же это — старый добрый проверенный временем 2602 ЗИМ, хотя и выполненный на гораздо более высоком технологическом уровне. Отличия, разумеется, есть и другие. Взаимозаменяемость деталей неполная. Но принцип — один.

Часовой калибр "Ракета 2609Б 21 камень", или приквел калибра "Ракета 2609.НА 19 камней".

А вот так выглядела, не побоюсь этого слова — легенда «ракетостроения», сверхтонкий (2,7 мм по высоте) калибр Ракета 2209 «Рекорд» 23 камня, призёр Лейпцигской выставки 1965-го года. Выставка выставкой, а вот механики эту «рассыпуху» (сленговое название среди часовых мастеров) на дух вынести не могли. Прозван был он так неспроста. Что ни тронь, тут же всё рассыпалось на детали. У меня, увы, не подлежащий восстановлению «донор», из которого кое-что уже применено в качестве запчастей. «Парашют», знаете ли в противоударной защите… В работе калибр крайне неудобен. Чего стоят лишь пять осей под одним мостом. Плюс очень нежная пружина баланса, стоит которой лишь слегка потерять параллельность, как она начинает задевать за всё вокруг неё лежащее. В общем, не долго выпускался этот калибр. Хоть красив, но сделать его базовым, как серию «Плоская Россия» 2609.НА, увы, не представлялось возможным. Сиречь, калибр почил в бозе, а мастера вздохнули с облечением. Тем не менее всё ещё попадаются рабочие экземпляры часов Ракета на 2209, радуя коллекционеров и удивляя часовых мастеров своей живучестью. Жалко, что в моём экземпляре вывалился трензель. Это ещё одна фокусная штуковина в ремонтуаре. К «Рекорду» даже ухитрились прилепить автомат. Но и это не спасло механизм, созданный, как мне кажется, исключительно ради самого себя, как некое искусство ради искусства, абсолютно без учёта возможностей эксплуатации, целесообразности применённых решений, обслуживания и ремонта.

Часовой калибр "Ракета 2609Б 21 камень", или приквел калибра "Ракета 2609.НА 19 камней".

Часовой калибр "Ракета 2609Б 21 камень", или приквел калибра "Ракета 2609.НА 19 камней".

В дальнейшем обязательно расскажу об устройстве часов Ракета 2603, а пока вернёмся к заявленной теме.

Да, прогресс не стоит на месте. Время потребовало разработки калибра с центральной секундной стрелкой на современной базе. Так на смену добротному, но в некоторой степени морально устаревшему калибру 2603 был разработан и внедрён в производство принципиально новый механизм с центральной секундной стрелкой, соответственно, маркированный согласно существовавшему на то время ГОСТ как 2609. Это означало, что механизм имел диаметр 26 мм, а сочетание цифр «09» говорило о наличии в механизме центральной секундной стрелки. Первые механизмы 2609, ещё без буквенной маркировки, имели разное число камней. Это было обусловлено разной технологией выполнения опор ангренажа. Первые механизмы имели лишь сквозные камни в ангренаже, но последующие разработки привнесли в конструкцию калибров накладные камни для цапф анкерного и промежуточного колёс ангренажа. Число камней при этом увеличилось до двадцати одного. Интересно то, как маркировали такой механизм. Если новая разработка отличалась от прототипа только числом камней, то после цифр в маркировке устанавливалась точка, затем буква «К» (камни) и далее к букве добавлялось число добавленных камней. Так 2609.Б, например, обозначался как 2609.К5. Это значит, что калибр 2609 был доработан и число камней в нем выросло на пять штук. В таком варианте были выпущены калибры 2609А и 2609Б. Честно говоря, принципиальной разницы между «А» и «Б» я не обнаружил. Вот они на фото. Стрелки указывают на дополнительные накладные камни в ангренаже.

REM: Во время работы над этими калибрами мне постоянно не давало покоя некое дежавю. Подталкиваемый любопытством, я покопался в истории некоторых калибров и пришёл к выводу, что «тут не обошлось без водолаза», как уверяли нас классики советской литературы. В роли водолаза с большой долей вероятности проявил себя некий MST 414 ROAMER. О законности подобного родства, разумеется, утверждать сложно, однако некоторые факты внешнего сходства явно указывают на по крайней мере косвенное родство калибров. Фактор №1, фактор №2. Даже если это так, то наследственное благородство просматривается однозначно.

Это 2609.1 — с дополнительным накладным камнем на анкерном колесе.

Часовой калибр "Ракета 2609Б 21 камень", или приквел калибра "Ракета 2609.НА 19 камней".

Это 2609А. Здесь уже два накладных камня — на анкерном колесе и на промежуточном колесе. Баланс без винтов, но возможно, он был заменён. Колонка спирали неподвижная.

Часовой калибр "Ракета 2609Б 21 камень", или приквел калибра "Ракета 2609.НА 19 камней".

И 2609Б с таким же набором камней. Баланс родной, винтовой. Колонка всё ещё неподвижная. Подвижная колонка появится лишь в 26хх.НА

Часовой калибр "Ракета 2609Б 21 камень", или приквел калибра "Ракета 2609.НА 19 камней".

Часы комплектовались весьма симпатичными циферблатами, которые не потеряли привлекательности до сих пор. Если в некие времена решу собрать часы на этом калибре, то лёгкая полировка символов, тонкий слой лака и новые стрелки придадут часам вполне презентабельный вид. Но это потом и — «это уже совсем другая повесть» ©

Часовой калибр "Ракета 2609Б 21 камень", или приквел калибра "Ракета 2609.НА 19 камней".

А пока заглянем внутрь механизма «Балтика». Детское желание узнать «А что же там внутри?» подсознательно трепещет в глубине сознания каждого мужчины (ну, тут смайлик, разумеется).

Рассмотрим вид со стороны циферблата. Обращает на себя внимание куполообразная форма циферблата.

Часовой калибр "Ракета 2609Б 21 камень", или приквел калибра "Ракета 2609.НА 19 камней".

Со стороны механизма бросается в глаза форма моста ангренажа в виде сектора. Мост навесной, крепится с одной стороны платины. Перекидные мосты ангренажа и центрального колеса появятся в 2609.НА.

Часовой калибр "Ракета 2609Б 21 камень", или приквел калибра "Ракета 2609.НА 19 камней".

Снимаем стрелки.

Часовой калибр "Ракета 2609Б 21 камень", или приквел калибра "Ракета 2609.НА 19 камней".

Отпускаем крепёжные винты циферблата и снимаем циферблат.

Часовой калибр "Ракета 2609Б 21 камень", или приквел калибра "Ракета 2609.НА 19 камней".

Под циферблатом сразу же заметны особенности механизма. Во-первых, платина выполнена с глубокими скосами по краям. Это продиктовано конечным дизайном часов, которые будут собираться на этом калибре. То есть, куполообразный вид. Сразу же скажу о том, что такой дизайн не позволил в дальнейшем смонтировать календарь, что в немалой степени предопределило отказ от дальнейшего производства механизма и замену калибра в целом — такой калибр нельзя было использовать в качестве системного, усложнить его календарём и автоподзаводом. Но для трёхстрелочного механизма этот механизм отличный. Отличный отчасти потому, что — обратите внимание! — в калибре нет ни одного открытого камня в ответственных местах. Все камни (нет, есть один — и только один — на секундном колесе), все маслёнки накрыты накладными камнями (см. стрелки). Это означает, что при применении качественных смазок время наработки до профилактики весьма высокое, поскольку смазка в таких узлах удерживается долго, не теряет качества и не растекается по площади механизма. Об этом более подробно расскажу ниже.

Часовой калибр "Ракета 2609Б 21 камень", или приквел калибра "Ракета 2609.НА 19 камней".

Снимаем часовое колесо.

Часовой калибр "Ракета 2609Б 21 камень", или приквел калибра "Ракета 2609.НА 19 камней".

Демонтируем минутный триб. Здесь он на прикусе.

Часовой калибр "Ракета 2609Б 21 камень", или приквел калибра "Ракета 2609.НА 19 камней".

Снимаем баланс. Баланс винтовой, противоударный, спираль брегетирована, штифты градусника без замка, колонка неподвижная.

Часовой калибр "Ракета 2609Б 21 камень", или приквел калибра "Ракета 2609.НА 19 камней".

Узел анкерной вилки. Специфический тонкий мост, закреплённый одним винтом.

Часовой калибр "Ракета 2609Б 21 камень", или приквел калибра "Ракета 2609.НА 19 камней".

Разбираем узел анкерной вилки.

Часовой калибр "Ракета 2609Б 21 камень", или приквел калибра "Ракета 2609.НА 19 камней".

Разбираем систему заводных колёс.

Часовой калибр "Ракета 2609Б 21 камень", или приквел калибра "Ракета 2609.НА 19 камней".

Вот они сняты — коронное и колесо барабана. Тут всё просто.

Часовой калибр "Ракета 2609Б 21 камень", или приквел калибра "Ракета 2609.НА 19 камней".

И тут открывается нашему взору главный недостаток калибров серии «Балтика» (хотя справедливости ради замечу — не только этого калибра) — слабый мост барабана. Выработка в месте коре барабана — повальное явление. Здесь уже пытались устранить неисправность — стягивали овал подручными средствами, но это если и помогло, то весьма ненадолго. Заменим неисправный мост при сборке. Благо, нынче есть чем. Но в былые времена часовщики усердно стучали пуансонами, отправляя едкие замечания в сторону конструкторов. Замечания были услышаны и в 2609.НА в этом месте установили твердосплавную вставку. И камень там устанавливали, именно в мосте. Калибр с камнем в мосте барабана назывался 2610.

Часовой калибр "Ракета 2609Б 21 камень", или приквел калибра "Ракета 2609.НА 19 камней".

Вот, видите, как ось барабана выгрызла тонкий мягкий металл моста? Хотя, если бы хоть бы раз в год туда капельку масла с предварительной промывкой, то такой беды, возможно, и не было, по крайней мере в быстром времени. Тем более, что для этого совершенно не нужно разбирать механизм полностью. Достаточно просто снять колесо барабана, и дать масло в зазор коре. Но даже снять мост и ополоснуть его в бензине, очистить от продуктов износа ось барабана аж на две минуты дольше. Ай, «работают, и путь работают». Вот это и убивало часы. Да и сейчас убивает.

И ещё. Обратите внимание на крепёжные винты моста. Два коротких, один длинный. Длинный винт, это винт, на котором установлена собачка барабана. Не перепутать при сборке.

Часовой калибр "Ракета 2609Б 21 камень", или приквел калибра "Ракета 2609.НА 19 камней".

На очереди ангренаж. Демонтируем мост ангренажа.

Часовой калибр "Ракета 2609Б 21 камень", или приквел калибра "Ракета 2609.НА 19 камней".

И нашему взору открывается колёсная система — секундное, промежуточное и анкерное колёса.

Часовой калибр "Ракета 2609Б 21 камень", или приквел калибра "Ракета 2609.НА 19 камней".

Снимаем колёса. Вот они перед нами вместе с мостом. Сразу замечу, безболезненно снять накладные камни, не имея в запасе пружин крепления камней, дело гиблое. Потому смажем камни с обратной стороны. Такая методика применяется. Разумеется, после того, как мост отлежится в бензине.

Часовой калибр "Ракета 2609Б 21 камень", или приквел калибра "Ракета 2609.НА 19 камней".

Теперь центральное колесо. Мост центрального колеса тоже навесной. При такой системе о размещении автомата думать не приходится. Но для «ручного» механизма тут всё хорошо.

Часовой калибр "Ракета 2609Б 21 камень", или приквел калибра "Ракета 2609.НА 19 камней".

Разбираем узел центрального колеса и заканчиваем на этом с быстрой стороной.

Часовой калибр "Ракета 2609Б 21 камень", или приквел калибра "Ракета 2609.НА 19 камней".

Переходим на медленную сторону.

Часовой калибр "Ракета 2609Б 21 камень", или приквел калибра "Ракета 2609.НА 19 камней".

Снимаем накладные камни, мост переводного и вексельного колёс.

Часовой калибр "Ракета 2609Б 21 камень", или приквел калибра "Ракета 2609.НА 19 камней".

Открываем ремонтуар, снимая фиксирующую пружинную крышку. Здесь крышка сложной формы, с коей она успешно перекочевала и в 2609.НА.

Часовой калибр "Ракета 2609Б 21 камень", или приквел калибра "Ракета 2609.НА 19 камней".

Ремонтуар весьма прост. Выделяет его лишь специфическая форма переводного рычага — он с длинным хвостом-ограничителем. Разбираем узел.

Часовой калибр "Ракета 2609Б 21 камень", или приквел калибра "Ракета 2609.НА 19 камней".

Рассмотрим пружину.

Часовой калибр "Ракета 2609Б 21 камень", или приквел калибра "Ракета 2609.НА 19 камней".

В этих механизмах пружина обычная. S-образная появится позже в 2609.НА.

Часовой калибр "Ракета 2609Б 21 камень", или приквел калибра "Ракета 2609.НА 19 камней".

Что же, разборка закончена.

Часовой калибр "Ракета 2609Б 21 камень", или приквел калибра "Ракета 2609.НА 19 камней".

Промоем детали и перейдём к сборке механизма. Быстренько устанавливаем детали ремонтуара и переводной системы. Смазываем маслом «Б-1» и устанавливаем на место мост переводного и вексельного колёс, пружинную крышку ремонтуара.

Часовой калибр "Ракета 2609Б 21 камень", или приквел калибра "Ракета 2609.НА 19 камней".

Вот этот хвостик заводного вала тоже смазываем.

Часовой калибр "Ракета 2609Б 21 камень", или приквел калибра "Ракета 2609.НА 19 камней".

Собираем колёсную систему. Смазываем камень центрального колеса маслом Moebius 8000.

Часовой калибр "Ракета 2609Б 21 камень", или приквел калибра "Ракета 2609.НА 19 камней".

Устанавливаем центральное колесо.

Часовой калибр "Ракета 2609Б 21 камень", или приквел калибра "Ракета 2609.НА 19 камней".

Устанавливаем мост центрального колеса. Смазываем камень моста.

Часовой калибр "Ракета 2609Б 21 камень", или приквел калибра "Ракета 2609.НА 19 камней".

Устанавливаем промежуточное, секундное и анкерное колёса. Устанавливаем мост ангренажа. Кстати, собирается ангренаж очень хорошо. Поправить пришлось только анкерное колесо и то чуть-чуть. Мост опустился на цапфы. Закрепляем мост.

Часовой калибр "Ракета 2609Б 21 камень", или приквел калибра "Ракета 2609.НА 19 камней".

Теперь смазываем накладные камни. Вот такой каплей.

Часовой калибр "Ракета 2609Б 21 камень", или приквел калибра "Ракета 2609.НА 19 камней".

Устанавливаем их на свои места и заодно надеваем минутный триб на ось центрального колеса.

Часовой калибр "Ракета 2609Б 21 камень", или приквел калибра "Ракета 2609.НА 19 камней".

Теперь отправляем на место обслуженный барабан.

Часовой калибр "Ракета 2609Б 21 камень", или приквел калибра "Ракета 2609.НА 19 камней".

В «закромах Родины» отыскался вполне годный мост барабана. Устанавливаем его.

Часовой калибр "Ракета 2609Б 21 камень", или приквел калибра "Ракета 2609.НА 19 камней".

Далее после проверки ската колёсной системы (всё ОК, ещё бы, это при такой-то конструкции ангренажа с накладными камнями!) монтируем анкерную вилку, не забыв смазать торцы палет. Ось вилки, как мы помним, не смазываем. И устанавливаем баланс. Сейчас начнётся самая кропотливая работа — обслуживание бушонов.

Часовой калибр "Ракета 2609Б 21 камень", или приквел калибра "Ракета 2609.НА 19 камней".

Разбираем бушон. Опускаем его в бензин. Ждем, пока отойдёт накладной камень. Затем промываем детали, просушиваем и смазываем. Собираем бушон, отправляем его в гнездо…

Часовой калибр "Ракета 2609Б 21 камень", или приквел калибра "Ракета 2609.НА 19 камней".

… и фиксируем «лирой». Вот она. В этом механизме общая беда всех Ракет. Лира не закреплена в гнезде. Поэтому при съёмке и постановке этих миниатюрных пружинок нужно быть предельно внимательным. Иначе ищи потом новую.

Часовой калибр "Ракета 2609Б 21 камень", или приквел калибра "Ракета 2609.НА 19 камней".

Вот и всё, механизм на ходу.

Часовой калибр "Ракета 2609Б 21 камень", или приквел калибра "Ракета 2609.НА 19 камней".

Стрелки поставим технологические, для проверки механизма вполне сгодятся. Появится корпус (почту ждем-с…) тогда подберём из тех, что подойдут.

Часовой калибр "Ракета 2609Б 21 камень", или приквел калибра "Ракета 2609.НА 19 камней".

А в качестве эпилога мне хотелось бы рассказать о том, что значит «смазываем камни». Что дают накладные камни, почему капелька масла должна быть именно такой, как оговорено.

На этом рисунке видим, как цапфа колеса ангренажа работает в проходном камне. Красное — это собственно и есть проходной камень с маслёнкой. В отверстии камня находится цапфа. Обратите внимание на то, что между камнем и цапфой присутствует маленький зазор, а верхушка цапфы плоская. Плоская часть оси, находящаяся под камнем, называется заплечик. Колесо имеет вертикальный люфт. В процессе эксплуатации заплечик может касаться камня. Это об узле в общем. Ещё, как мы видим, масло удерживается в зазоре между цапфой и камнем силой адгезии. Количество масла, поданное в узел, должно быть таким, чтобы масло могло удержаться именно так, как видим на рисунке. Мало масла — недостаточная смазка узла. Но это полбеды. А вот если дать масла больше, чем необходимо для его удержания в зазоре, масло потечёт по цапфе до заплечика и растечётся по оси, попадёт на триб. В такой ситуации зубья колёс могут склеиться маслом. Ход станет тяжёлым. Поэтому очень важно при смазке наблюдать за распределением масла в зазоре.

Часовой калибр "Ракета 2609Б 21 камень", или приквел калибра "Ракета 2609.НА 19 камней".

Совершенно иначе устроен узел цапфы баланса, да и сама цапфа в корне отличается от цапф колёс. Обратите внимание — заплечика нет, а верхушка, головка цапфы, выполнена сферической. Это сделано для того, чтобы баланс как бы парил в работе, а площадь соприкосновения с камнем была минимальна. В таких условиях при вертикальном перемещении баланса удержать смазку нечему — заплечика нет. Вот здесь и помогает накладной камень. Смазка удерживается за счет адгезии в зазоре между накладным и сквозным камнем. Как видим, камни тоже выполнены совершенно иначе, чем в ангренаже. Но здесь тоже нельзя увеличивать количество масла сверх нормы. Потечёт. А заплечика, способного остановить стекание масла, нет. Теперь становится ясно, почему бушон смазывается в последнюю очередь после установки баланса на место. Масло должно правильно распределиться в узле и это распределение не должно нарушаться. Если после смазки вынуть цапфу из бушона, то с ней уйдёт и часть масла, растекаясь по оси. Сняли баланс пару раз, и нет масла в бушоне. Но наиболее важно то, что масло при такой конструкции удерживается долго и в минимальной степени теряет свои свойства в период эксплуатации.

Понимая этот принцип, становится ясно, для чего в конструкции механизма 2609Б применены накладные камни в ангренаже. Это не противоударная зашита, как может показаться на первый взгляд, это способ улучшить смазку механизма и, как результат, продлить его стабильную работу до очередной профилактики.

Часовой калибр "Ракета 2609Б 21 камень", или приквел калибра "Ракета 2609.НА 19 камней".


СМОТРИ ТАКЖЕ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *