Товары из Китая

Часовой механизм Полёт 2609 17 камней — внутренний мир и особенности.


Часовой механизм Полёт 2609 17 камней - внутренний мир и особенности.

Часы марки «Полёт» были, да и остаются весьма популярными в среде любителей раритетных, или, как говорят, винтажных часов. По некоторым слухам часы Полёт даже побывали в космосе и вернулись оттуда в целости и сохранности. Меня часто просят рассказать о механизмах часов Полёт, показать, чем они отличаются от таких популярных механизмов, как Ракета или Слава, показать их достоинства и недостатки. О некоторых калибрах Полёт здесь уже есть рассказы. В этом же рассказе я постараюсь ответить на вопросы Читателей и восполнить имеющийся информационный пробел, речь пойдёт об одном из самых популярных калибров Полёт — «Полёт 2609 17 камней» ранних выпусков. В механизме есть ряд весьма интересных и специфических решений, характерных именно для него, и не встречающихся в других известных калибрах. Итак, завершим немногословную преамбулу и отправимся в «Полёт», где и поговорим обо всём подробно.

Поскольку часов, собранных с применением калибра «Полёт 2609 17 камней», у меня нет… а часы, собственно, нам и не надо. Мы же знакомимся с механизмом, а в какой корпус он установлен, для механика не суть важно, отправляемся на антресоли за коробкой с «донорами» — нерабочими механизмами, которые предназначены для извлечения из них всяческих полезностей для ремонта. В этой коробочке и поищем наглядное пособие для удовлетворения потребностей любопытства, расширения базы знаний и дальнейшего совершенствования мастерства. Там ещё много чего весьма интересного, однако давайте обо всём по порядку.

К слову сказать, под маркой «Полёт 2609 17 камней» выпускались разные механизмы, некоторые их уже были рассмотрены на страницах этого сайта. Например, вот такой вариант , и более продвинутый калибр 2614, о котором нам рассказал наш Коллега MANtiCORE.

Но в этот раз рассмотрим, как на мой взгляд, один из самых интересных механизмов Полёт, в котором применён ряд необычных технических решений, не встречающихся в других Полётах, так и в близких ему по идее калибрах других производителей.

Но перейдём к имеющемуся у нас экземпляру. Как видим, жизнь изрядно потрепала механизм. Грязь, ржавчина. Обычно такой не глядя отправляется в мусор, но… но жалко же! Забегая вперёд, скажу, что вдобавок ко всему его ещё и, очень на то похоже, смазали, то ли подсолнечным маслом, то ли субстанцией, к оному весьма близкой. Это добавит работы. Но мы же не ищем лёгких путей (смайлик!), да? Тогда приступаем к работе.

REM: «Полёт» — марка советских и российских часов, которые изготавливал Первый Московский часовой завод (Часовой завод Полёт), начиная с 1960-х годов. В 1964 году часы 1-го MЧЗ начали маркироваться зарегистрированным товарным знаком «Полёт» («Poljot»).

Механизм перед нами на подставке. Говоря о нем, стоит заметить, что толщина его всего-то три и три десятых миллиметра. Это весьма тонкий механизм. Механизм в аховом состоянии, однако, с его внутренним содержанием, конструкцией, то бишь, познакомиться нам никто не помешает. А заодно вернуть ему работоспособность.

Пока просто рассмотрим конструкцию со стороны баланса. Первое, что обращает на себя внимание, это система заводных колёс. Их три в отличие от классической двухколёсной системы. На этом пока остановимся.

Часовой механизм Полёт 2609 17 камней - внутренний мир и особенности.

Со стороны циферблата внешне всё выглядит довольно обычно. Однако, это до тех пор, пока мы не заглянули глубже.

Часовой механизм Полёт 2609 17 камней - внутренний мир и особенности.

Всё бы хорошо, но дело в том, что механизм совершенно обездвижен. Колёса залегли намертво. Поэтому поступим так. Снимем баланс и анкерную вилку, поскольку эти детали нельзя оставлять в бензине на длительное время, а механизм в сборе отправим в ванночку с бензином и пусть там полежит для начала сутки. Когда превратившееся в асфальт масло в смеси с грязью позволит раскручивать винты без опасности повреждения, тогда и начнем работать.

Часовой механизм Полёт 2609 17 камней - внутренний мир и особенности.

Сказано — сделано. Баланс и анкерная вилка сняты. Отложим их в сторону. Ополоснем позже, при сборке.

Часовой механизм Полёт 2609 17 камней - внутренний мир и особенности.

А платину с установленными на ней деталями положим в бензин. Там уже принимают ванну барабаны от часов Слава, но ничего, одно другому не помеха. Всё, ждем. А завтра продолжим. Авось размякнет эта грязевая субстанция.

Часовой механизм Полёт 2609 17 камней - внутренний мир и особенности.

Итак, время — хороший мастер, особенно в сочетании с таким помощниками, как спирто-бензиновая смесь. И вот механизм приобрёл определённую ремонтопригодность и относительно сносный вид. Можно пробовать разбирать. Что тут больше всего бросается в глаза? Ну да, вот эти три колеса на мосте барабана. Следовательно, с них и начнем!

Часовой механизм Полёт 2609 17 камней - внутренний мир и особенности.

Вывинтили винты. Вышли нормально. Нет, «положим на чистый лист бумаги» я не напишу. На чистый такое не кладут. Только гляньте!

Кажется, слов не надо. Но привести в порядок придётся, раз уж взялись.

Часовой механизм Полёт 2609 17 камней - внутренний мир и особенности.

Под колёсами не лучше. Хм… чем-то это придётся отмыть.

Часовой механизм Полёт 2609 17 камней - внутренний мир и особенности.

Теперь вот эту маленькую финтифлюшку долой. Помните — «сломается вот эта штука, шкатулка не издаст ни звука!». Да-да, песенка собачки заводного колеса из мультфильма «Шкатулка с секретом». Просто обожаю этот мультик!

Часовой механизм Полёт 2609 17 камней - внутренний мир и особенности.

Вот интересно, почему грязь такая разноцветная? Да ладно. Нас беспокоит не столько её цвет, сколько количество оной. А количество достаточное. Ох, отмокать ему ещё сутки, похоже.

Часовой механизм Полёт 2609 17 камней - внутренний мир и особенности.

То, что будем ещё раз мыть, это понятно, а пока снимем ангренаж.

Часовой механизм Полёт 2609 17 камней - внутренний мир и особенности.

Снимаем мост ангренажа.

Часовой механизм Полёт 2609 17 камней - внутренний мир и особенности.

Тут особенностей нет. Форма своеобразная, продиктованная компоновкой механизма. Камни большие. Вокруг камней проточка для удержания масла, чтобы не расползалось оно по механизму. Сразу же ставим большой плюс конструкторам, инженерам и технологам. Маркировка почему-то на латинице. Но то, что калибр собран на семнадцати камнях, это понятно на любом языке.

Часовой механизм Полёт 2609 17 камней - внутренний мир и особенности.

Технологически деталь выполнена просто. Фрезеровочных работ немного и они довольно простые.

Часовой механизм Полёт 2609 17 камней - внутренний мир и особенности.

Снимаем колёса ангренажа. Секундное, анкерное и промежуточное. Тут всё ожидаемо и привычно. Если чем и отличается от «одноклассников», то более тесной компоновкой.

Часовой механизм Полёт 2609 17 камней - внутренний мир и особенности.

Теперь доступ к центральному колесу открыт. Но колесо не прокручивается. Стало быть, заклинило его на грязевой субстанции. Его пока не трогаем, а займёмся двигателем. Снимем мост барабана и всё то, что там под ним и около.

Часовой механизм Полёт 2609 17 камней - внутренний мир и особенности.

Извольте! Подобного у нас в обзорах ещё не было. Это сверху.

Часовой механизм Полёт 2609 17 камней - внутренний мир и особенности.

А это снизу. Обратите внимание. Хоть на мосте под барабан и нет камня или твердосплавной вставки, как в Ракете, но есть прилив, который усиливает тело моста и, как видим, выработки в этом месте даже не намечается. Аналогичный усиливающий прилив и на платине сделан. Так что узел барабана можно считать вполне надёжным.

Часовой механизм Полёт 2609 17 камней - внутренний мир и особенности.

Интересно, что же там в барабане творится? Вот хотел бы я знать марку того масла, которое применили для убиения калибра. Когда я открывал барабан, за крышкой буквально сосульки тянулись из какой-то липкой субстанции. Ох, будьте бдительны с применяемыми для смазки часовых механизмов маслами!

Часовой механизм Полёт 2609 17 камней - внутренний мир и особенности.

Вокруг гнезда барабана на платине тоже асфальт. Тут везде без механической чистки, похоже, не обойтись. Пока оставляем так, как есть на данный момент…

Часовой механизм Полёт 2609 17 камней - внутренний мир и особенности.

… и переходим на медленную сторону.

Часовой механизм Полёт 2609 17 камней - внутренний мир и особенности.

Здесь у нас классический минутный триб «на прикусе». Снимаем его обычным методом — загнутым клювом пинцета. Далее убираем мост вексельного колеса.

Часовой механизм Полёт 2609 17 камней - внутренний мир и особенности.

Поднимаем вексельное колесо… Ух ты, вот это да! Вексельное колесо оригинальной конструкции. Оно установлено на камне. Обычно у вексельного колеса нет своей оси. В классической компоновке вексельное колесо имеет отверстие под ось, устанавливаемую на платине. Здесь же ось впрессована в вексельное колесо, а на платине под неё предусмотрен камень. Что сказать — бесподобно! У этого механизма должен быть просто замечательный скат, то есть, легчайший ход. Ладно, далее посмотрим.

Часовой механизм Полёт 2609 17 камней - внутренний мир и особенности.

А пока полюбуемся этим инженерным решением. Вексельное колесо со стороны оси.

Часовой механизм Полёт 2609 17 камней - внутренний мир и особенности.

А здесь вексельное колесо со стороны триба вексельного колеса.

Часовой механизм Полёт 2609 17 камней - внутренний мир и особенности.

Приступаем к ремонтуару.

Часовой механизм Полёт 2609 17 камней - внутренний мир и особенности.

Характерная особенность механизмов Полёт — двойная пружинная крышка. Первая пружина отвечает за фиксацию и переключение промежуточного переводного рычага, вторая же поддерживает рычаг разъединителя. Снимаем пружинные крышки.

Часовой механизм Полёт 2609 17 камней - внутренний мир и особенности.

Теперь демонтируем детали ремонтуара. Снимаем переводные колёса. Здесь их два, притом одинаковых по конструкции. Затем переводной и промежуточный рычаги. Напоследок вынимаем заводной вал, кулачковую муфту и заводной триб.

Часовой механизм Полёт 2609 17 камней - внутренний мир и особенности.

Детали ремонтуара перед нами.

Часовой механизм Полёт 2609 17 камней - внутренний мир и особенности.

Хотя нет, не все. Не снята пружина переводного рычага. Здесь конструкторы калибра снова оказались на высоте. Вместо классической R-образной пружины, вечно норовящей улететь при разборке, применили одинарную пружину, плотно посадив её в паз — никуда не денется. Кстати, по этому же принципу установлены пружины календаря в механизмах Полёт. Удобно. Настолько удобно, что можно и не вынимать их при репассаже, если совсем уж лень. Но в нашем случае вынуть нужно, иначе грязь не отмыть.

Часовой механизм Полёт 2609 17 камней - внутренний мир и особенности.

Вот теперь вся компания в сборе!

Часовой механизм Полёт 2609 17 камней - внутренний мир и особенности.

Механизм практически разобран. Осталось только разобраться с закисшим центральным колесом.

Часовой механизм Полёт 2609 17 камней - внутренний мир и особенности.

Поэтому складываем детали в мойку с бензином и оставляем их там на сутки.

Часовой механизм Полёт 2609 17 камней - внутренний мир и особенности.

И снова с наступлением нового рабочего дня приступаем к разборке и чистке. Для начала снимем таки центральное колесо. Вывинчиваем два винта и снимаем мост центрального колеса.

Часовой механизм Полёт 2609 17 камней - внутренний мир и особенности.

Под ним ожидаемо оказывается центральное колесо.

Часовой механизм Полёт 2609 17 камней - внутренний мир и особенности.

Поднимаем центральное колесо, и… обнаруживаем под ним маленькое промежуточное колесо! Ещё одна неожиданная интересная особенность конструкции.

Часовой механизм Полёт 2609 17 камней - внутренний мир и особенности.

Снимаем колесо и удивляемся ещё раз — в колесо вмонтирован камень! То есть, трение в узле минимизировано настолько, насколько это только возможно. Камень довольно крупный, а венец колеса сделан со скосом, что в свою очередь также минимизирует трение.

Часовой механизм Полёт 2609 17 камней - внутренний мир и особенности.

Так выглядит промежуточное колесо со стороны крепления винтом.

Часовой механизм Полёт 2609 17 камней - внутренний мир и особенности.

Платина свободна от деталей. Но не от грязи. Ох, начинаем! В нашем распоряжении бензин, керосин, ацетон и спирт. Что-то из этого арсенала точно сработает. Или всё по очереди, или вместе.

Часовой механизм Полёт 2609 17 камней - внутренний мир и особенности.

Берём щётки, ватные палочки, путцхольцы и принимаемся за довольно нудную работу. И результат не заставил себя ждать. Ну, если полдня, потраченные на чистку деталей, это недолго (смайлик!). Всё сияет чистотой и опрятностью.

Часовой механизм Полёт 2609 17 камней - внутренний мир и особенности.

Приступаем к сборке. Первым делом соберём барабан. Вот как он сияет.

Часовой механизм Полёт 2609 17 камней - внутренний мир и особенности.

И пружина не хуже. Как видите, пружина здесь S-образная.

Часовой механизм Полёт 2609 17 камней - внутренний мир и особенности.

Отправляем пружину на место в барабан.

Часовой механизм Полёт 2609 17 камней - внутренний мир и особенности.

Видите, на торцевой поверхности барабана есть маленький маркер — такая вот точка. Этой точкой обозначена середина паза для усика мечевидной накладки пружины. Ориентируясь по метке, легко совместить усик с пазом. На фото виден выступающий усик мечевидной накладки пружины.

Часовой механизм Полёт 2609 17 камней - внутренний мир и особенности.

Смазываем пружину маслом «Б-1».

Часовой механизм Полёт 2609 17 камней - внутренний мир и особенности.

И закрываем барабан крышкой, ориентируясь по метке, о которой рассказано выше.

Часовой механизм Полёт 2609 17 камней - внутренний мир и особенности.

Всё. Барабан готов. То чёрное, что вы видите на коре, не грязь. Это масло. Просто фотоаппарат передаёт некоторые детали как-то… предвзято, что ли.

Часовой механизм Полёт 2609 17 камней - внутренний мир и особенности.

Теперь платина. Ну как? «Шик, блеск, красота» ©

Труды не прошли даром. Оттёр спиртом и ацетоном. Точно подсолнечное масло там было, не иначе. Вот изверги!

Часовой механизм Полёт 2609 17 камней - внутренний мир и особенности.

А теперь дело за малым. Осталось всё вот это перенести на платину и расставить по местам. Работаем.

Часовой механизм Полёт 2609 17 камней - внутренний мир и особенности.

Но сборку этого механизма, похоже, надо бы начать несколько отступив от привычной нам методики. Первым делом соберём узел центрального колеса.

Часовой механизм Полёт 2609 17 камней - внутренний мир и особенности.

Смазываем ось промежуточного колеса и устанавливаем промежуточное колесо с камнем на ось.

Часовой механизм Полёт 2609 17 камней - внутренний мир и особенности.

Закрепляем колесо винтом. Тут всё делаем внимательно и осторожно — камень хрупкий, чуть что, и… далее понятно.

Часовой механизм Полёт 2609 17 камней - внутренний мир и особенности.

Очередь центрального колеса.

Часовой механизм Полёт 2609 17 камней - внутренний мир и особенности.

Смазываем камень и устанавливаем колесо на место. Смазка — МБП-12.

Часовой механизм Полёт 2609 17 камней - внутренний мир и особенности.

Устанавливаем мост центрального колеса.

Часовой механизм Полёт 2609 17 камней - внутренний мир и особенности.

Устанавливаем барабан с пружиной.

Часовой механизм Полёт 2609 17 камней - внутренний мир и особенности.

Устанавливаем мост барабана. Чистенький, не то что было в начале.

Часовой механизм Полёт 2609 17 камней - внутренний мир и особенности.

Теперь ангренаж. Устанавливаем анкерное, промежуточное, а за ним и секундное колёса.

Часовой механизм Полёт 2609 17 камней - внутренний мир и особенности.

Накрываем ангренаж мостом ангренажа. Кстати, мост установился на удивление очень легко. Удачная конструкция.

Часовой механизм Полёт 2609 17 камней - внутренний мир и особенности.

Теперь установим колёсную систему заводного механизма, она, как мы уже говорили ранее, состоит из трёх колёс. На этом с быстрой стороной механизма пока закончим и перейдём на медленную сторону. Там нас ждут ремонтуар, колёсная система переводного механизма и вексельное колесо.

Часовой механизм Полёт 2609 17 камней - внутренний мир и особенности.

С этой стороны тоже всё чисто. Ну а коррозию не уберёшь особо, да и ни к чему.

Часовой механизм Полёт 2609 17 камней - внутренний мир и особенности.

Итак, устанавливаем и закрепляем переводные колёса.

Часовой механизм Полёт 2609 17 камней - внутренний мир и особенности.

Теперь вексельное… а, нет — спешу.

Часовой механизм Полёт 2609 17 камней - внутренний мир и особенности.

Сначала установим минутный триб. Так меньше вероятности повредить вексельное колесо, а то разогнался, понимаешь (смайлик!)

Часовой механизм Полёт 2609 17 камней - внутренний мир и особенности.

Вот. Минутный триб на оси центрального колеса. Теперь таки можно безбоязненно установить вексельное колесо. Предварительно, разумеется, смазав камень вексельного колеса. Господа конструкторы, ещё раз большое спасибо за такую конструкцию узла!

Часовой механизм Полёт 2609 17 камней - внутренний мир и особенности.

Не забываем и о мосте вексельного колеса.

Часовой механизм Полёт 2609 17 камней - внутренний мир и особенности.

Устанавливаем детали ремонтуара. Здесь всё, как обычно.

Часовой механизм Полёт 2609 17 камней - внутренний мир и особенности.

Затем накрываем ремонтуар двумя пружинами. Об этой особенности механизма я рассказывал в описании разборки механизма.

Часовой механизм Полёт 2609 17 камней - внутренний мир и особенности.

Проверяем скат колёсной системы. Ожидаемо он оказался отличным. Очень лёгкий ход у механизма.

После этого устанавливаем анкерную вилку, смазав рабочие области палет.

Часовой механизм Полёт 2609 17 камней - внутренний мир и особенности.

Фиксируем анкерную вилку мостом анкерной вилки.

Часовой механизм Полёт 2609 17 камней - внутренний мир и особенности.

Устанавливаем баланс. Бушоны пока в бензине. Сейчас достанем их, смажем и установим в гнёзда.

Часовой механизм Полёт 2609 17 камней - внутренний мир и особенности.

Механизм готов стать на ход, а мы познакомились с устройством ещё одного великолепного часового калибра — «Полёт 2609 17 камней».

Часовой механизм Полёт 2609 17 камней - внутренний мир и особенности.

Готово! И вот «Полёт 2609» в окружении своих собратьев более позднего выпуска, механизмов на базе 2609.Н.

Часовой механизм Полёт 2609 17 камней - внутренний мир и особенности.

Часовой механизм Полёт 2609 17 камней - внутренний мир и особенности.

Краткие выводы. Замечательный механизм со своими «изюминками». Честно говоря, мне жалко, что он был заменён на более технологичный и упрощённый 2609Н. Но пути конструкторские неисповедимы. Возможно, новая разработка механизма позволила сделать его более универсальным, упростила производство, снабдила календарём и удешевила готовый продукт. Но вексельное колесо на камне было утрачено, как и столь оригинальный узел промежуточного колеса барабана. А раз так, то тем интереснее и приятнее восстановление этих замечательных механизмов первых выпусков.


СМОТРИ ТАКЖЕ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *