Товары из Китая

Часы "Молния" калибр ЧК-6. О тонкостях тонкого калибра.


Часы "Молния" калибр ЧК-6. О тонкостях тонкого калибра.

Да-да, я обещал, а слово держать надо! Итак, обслуживаем тонкую Молнию на калибре ЧК-6, которая появилась на свет в первом квартале 1955-го года на Втором Московском Часовом Заводе. Разберем калибр, вычистим, смажем, поговорим о нюансах и заодно проведем некоторые параллели с механизмом Молния 3602. Приступим, Господа!

Часы перед нами.

Технические характеристики механизма:

Диаметр — 36мм

Высота — 3.5мм (три с половиной миллиметра, да-да!)

Число камней — 15, но пятка центрального колеса — на латунной опоре.

Частота баланса — 18 000 полуколебаний в час.

Запас хода — 36 часов. (маловато, да…)

Стрелки: Часовая — 1.88 мм; Минутная — 0.98 мм; Секундная — 0.25 мм

Секундная стрелка — боковая на шесть часов.

Циферблат и корпус тронуты временем. Но не так чтобы уж и сильно. Бывает куда как хуже. Бугель не родной…

Часы "Молния" калибр ЧК-6. О тонкостях тонкого калибра.

Задней крышке повезло несколько меньше…

Часы "Молния" калибр ЧК-6. О тонкостях тонкого калибра.

… но откроем её и заглянем в святая святых — механизм. Жалко, что камера не передаёт всей красы декорирования.

Часы "Молния" калибр ЧК-6. О тонкостях тонкого калибра.

Первое, что бросается в глаза, притом бросается явно и заметно, это знаменитая «женевская волна» («Côtes de Genève»), из-за которой именно этот механизм так желанен всевозможного рода кустарям-омажникам для разного сорта поделок под наручные часы. Это раньше кроме мастера часовщика эту красоту никто не видел. Теперь же благодаря корпусу с прозрачной задней крышкой произведение часового искусства стало доступно созерцанию жаждущих этого зрелища. Но будет ёрничать, действительно же красиво!

Задняя крышка открыта. Готовимся к извлечению механизма из корпуса. Для этого снимем стекло с рантом, стрелки, вынем заводной вал, освободим крепление механизма и вынем его в сторону стекла…

…вот так
Снимаем стекло.

Часы "Молния" калибр ЧК-6. О тонкостях тонкого калибра.

Снимаем стрелки.

Часы "Молния" калибр ЧК-6. О тонкостях тонкого калибра.

Вывинчиваем винт рычага переводного вала (он находится рядом с коронным колесом) на полтора оборота и вынимаем вал из механизма.

Часы "Молния" калибр ЧК-6. О тонкостях тонкого калибра.

Вывинчиваем крепёжные винты, извлекаем механизм из корпуса и сразу же возвращаем на место заводной вал.

Часы "Молния" калибр ЧК-6. О тонкостях тонкого калибра.

Устанавливаем калибр на подставку и снимаем баланс.

Часы "Молния" калибр ЧК-6. О тонкостях тонкого калибра.

Как видим, спираль не брегетированная, инкаблока противоударной защиты нет, колонка спирали неподвижная, но зато градусник выполнен с замком. Откладываем его в чашку Петри, чтобы не пылился, и продолжаем разборку. Снимаем мост анкерной вилки, анкерную вилку, демонтируем ангренаж и двигатель…

…таким вот образом
Снят баланс, виден мост анкерной вилки и вилка.

Часы "Молния" калибр ЧК-6. О тонкостях тонкого калибра.

Демонтируем мост и анкерную вилку. Особенностей нет.

Часы "Молния" калибр ЧК-6. О тонкостях тонкого калибра.

Снимаем анкерное колесо. Анкерное колесо накрыто собственным мостом, но накладных камней, как у 3602, увы, не имеет. Примем, как факт.

Часы "Молния" калибр ЧК-6. О тонкостях тонкого калибра.

Переворачиваем механизм, снимаем циферблат и часовое колесо, чтобы получить доступ к минутному трибу, и снимаем триб с оси секундного колеса, приложив некоторое усилие. Выполняем это, пока не снят мост ангренажа и центральное колесо удерживается во втулке.

Часы "Молния" калибр ЧК-6. О тонкостях тонкого калибра.

Фокус на минутный триб.

Часы "Молния" калибр ЧК-6. О тонкостях тонкого калибра.

Разбираем ангренаж. Демонтируем мост, снимаем секундное, промежуточное и центральное колесо, которое больше не удерживается минутным трибом.

Часы "Молния" калибр ЧК-6. О тонкостях тонкого калибра.

Перед тем, как снять центральное колесо, необходимо демонтировать колесо барабана — оно не даёт вынуть ось центрального колеса.

Часы "Молния" калибр ЧК-6. О тонкостях тонкого калибра.

Подошла очередь моста барабана. Здесь прошу особого внимания. Мост закреплён тремя винтами, один из которых короче двух других. Он находится со стороны коронного колеса над нишей ремонтуара. Если на его место ввинтить длинный винт, то собрать рычаги ремонтуара будет невозможно, а если ввинтить длинный винт при собранном ремонтуаре, абсолютная вероятность повреждения переводных рычагов. Будьте внимательны при сборке!

Часы "Молния" калибр ЧК-6. О тонкостях тонкого калибра.

Снят мост барабана и барабан с пружиной.

Часы "Молния" калибр ЧК-6. О тонкостях тонкого калибра.

На этом с быстрой стороной мы закончили.

Часы "Молния" калибр ЧК-6. О тонкостях тонкого калибра.

Что же у нас на «медленной стороне»? Разумеется, ремонтуар с переводными колёсами, вексельное колесо и накладной камень баланса. Ремонтуар такой же, как и в 3602. Детально о нем не буду, только глянем на компоновку и разберём для чистки.

И вот, когда всё вычищено…

…собираем и смазываем механизм
Начинаем со сборки ремонтуара. Устанавливаем на место детали, накрываем пружиной-мостом.

Часы "Молния" калибр ЧК-6. О тонкостях тонкого калибра.

Капаем каплю МБП-12 на накладной камень баланса. 70% от площади камня…

Часы "Молния" калибр ЧК-6. О тонкостях тонкого калибра.

… и устанавливаем накладной камень на место.

Часы "Молния" калибр ЧК-6. О тонкостях тонкого калибра.

Теперь можно собирать ангренаж. А в той симпатичной ёмкости красно-коричневого цвета — МБП-12.

Часы "Молния" калибр ЧК-6. О тонкостях тонкого калибра.

Устанавливаем барабан, предварительно смазав ось коре (для этого механизма у меня «Б-1»), и центральное (минутное) колесо, также смазав предварительно его ось.

Часы "Молния" калибр ЧК-6. О тонкостях тонкого калибра.

Монтируем мост двигателя. Про короткий винтик не забыли? То-то!

Часы "Молния" калибр ЧК-6. О тонкостях тонкого калибра.

Устанавливаем в камни промежуточное…

Часы "Молния" калибр ЧК-6. О тонкостях тонкого калибра.

… и секундное колесо.

Часы "Молния" калибр ЧК-6. О тонкостях тонкого калибра.

Накрываем их мостом ангренажа.

Часы "Молния" калибр ЧК-6. О тонкостях тонкого калибра.

Устанавливаем анкерное колесо и мост анкерного колеса.

Часы "Молния" калибр ЧК-6. О тонкостях тонкого калибра.

А… вот что я упустил! Этот механизм в отличие от 3602 имеет ещё одну симпатичную конструктивную особенность. В качестве заводного колеса здесь применено так называемое коронное колесо. Коронное колесо — особый вид колёс, зубья которых располагаются на боковой поверхности. Это колесо стыкуется с прямозубой частью «боченка» кулачковой муфты. В дальнейшем конструкцию упростили, заменив коронное колесо обычным, как в механизме 3602.

Часы "Молния" калибр ЧК-6. О тонкостях тонкого калибра.

Мост ангренажа установлен. Теперь можно надеть на ось минутного колеса минутный триб. Сказано — сделано. Лёгкий щелчок и триб на месте.

Часы "Молния" калибр ЧК-6. О тонкостях тонкого калибра.

После проверки ската колёс устанавливаем анкерную вилку, предварительно смазав рабочие торцы палет МБП-12, накрываем её мостом. В крупных калибрах иногда смазывают цапфы анкерной вилки. Но я делаю это только в будильниках. Здесь импульсная часть спуска останется сухой. Так импульс на балансе мощнее, а вероятности залипания вилки нет.

REM: Кстати, если часы не планируется эксплуатировать ежедневно, например, это коллекционный вариант, я вообще не рекомендовал бы смазывать механизм. Пусть хранятся сухими. Завести на пару оборотов и полюбоваться ходом часов можно и так,

а вероятность засыхания смазки равна нулю. Если через сколько-то лет вы будете продавать их, то смазать — не проблема. А если продавать в коллекцию, то и незачем.

Часы "Молния" калибр ЧК-6. О тонкостях тонкого калибра.

Разбираем и обслуживаем баланс. Раскрываем (аккуратно и осторожно!) замок градусника, освобождаем винт колонки спирали, отсоединяем колесо баланса со спиралью от моста баланса.

Часы "Молния" калибр ЧК-6. О тонкостях тонкого калибра.

Разбираем и промываем мост баланса.

Часы "Молния" калибр ЧК-6. О тонкостях тонкого калибра.

Смазываем накладной камень МБП-12. Требования те же — 60-70% площади камня. Собираем баланс и устанавливаем его на место. Здесь всё в порядке. Амплитуда достаточная, а настройку проведём после установки сборки часов.

Часы "Молния" калибр ЧК-6. О тонкостях тонкого калибра.

Устанавливаем часовое колесо, шайбу часового колеса. Закрепляем циферблат, надеваем стрелки на футоры, прижав их пуансоном.

Часы "Молния" калибр ЧК-6. О тонкостях тонкого калибра.

Всё!

Часы "Молния" калибр ЧК-6. О тонкостях тонкого калибра.

Отправляемся в корпус…

Часы "Молния" калибр ЧК-6. О тонкостях тонкого калибра.

Часы "Молния" калибр ЧК-6. О тонкостях тонкого калибра.

А с технической точки зрения — тоже шикарно. Часам-то 64 года!

Часы "Молния" калибр ЧК-6. О тонкостях тонкого калибра.


СМОТРИ ТАКЖЕ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *