Товары из Китая

Часы "Победа". Ожившая классика.


Часы "Победа". Ожившая классика.

Итак, перед нами часы «Победа», выпущенные в четвёртом квартале 1955-го года на втором Московском часовом заводе (ч2з). Увы, время не пощадило их, похвастаться экстерьером здесь не выйдет. Но не это главное. Наша задача привести механизм 2602, он же К26, он же Lip R26 (хотя по поводу Lip R26 до сих пор не умолкают споры) в рабочее состояние, вернуть его к жизни. 2602 — классический калибр, собранный на пятнадцати камнях, два из которых накладные, два — это палеты анкерной вилки, один — импульсный камень, эллипс. По этой схеме построено множество часов. Поэтому лучшего учебного пособия и желать не приходится. Что ж, усаживайтесь поудобнее, мы начинаем!

Вот они, часы, перед нами. Это «трёхстрелочник» с боковой секундной стрелкой. Диаметр корпуса 29 мм. Толщина (высота?) по стеклу 10,5 мм. Ушки под ремешок 16 мм. Корпус трёхкомпонентный — собственно корпус, рант стекла со стеклом и задняя крышка-хлопушка.

Разборку часов начинаем со стороны стекла. Поддеваем рант за паз и снимаем его со стеклом. Демонтируем стрелки. Снимаем заднюю крышку, открываем доступ к механизму. Для извлечения этой модификации механизма из корпуса отпускаем на оборот винт переводного рычага, который удерживает заводной вал, и вынимаем вал из механизма. После этого вывинчиваем два крепёжных винта и вынимаем механизм в сторону стекла.

Извлечение механизма из корпуса
Часы «Победа». Вид со стороны стекла.

Часы "Победа". Ожившая классика.

Часы «Победа». Вид со стороны задней крышки.

Часы "Победа". Ожившая классика.

Снимаем стекло с рантом стекла.

Часы "Победа". Ожившая классика.

Снимаем стрелки…

Часы "Победа". Ожившая классика.

… и аккуратно складываем их в ячейку.

Часы "Победа". Ожившая классика.

Открываем заднюю крышку.

Часы "Победа". Ожившая классика.

Красная стрелка указывает на винт, удерживающий заводной вал в механизме. Зелёными стрелками обозначены винты крепления механизма в корпусе часов. Отпускаем винт заводного вала на 1-1,5 оборота и вынимаем вал. Затем вывинчиваем крепёжные винты и извлекаем калибр из корпуса в сторону стекла.

Часы "Победа". Ожившая классика.

Заводной вал вынут из механизма.

Часы "Победа". Ожившая классика.

Механизм извлечён. Вот он, голубчик, во всей красе «женевской волны». Жалко, что камера плохо передаёт её фактуру.

Часы "Победа". Ожившая классика.

Теперь первым делом снимаем баланс вместе с мостом. Баланс винтовой с неподвижной колонкой баланса, противоударной защитой не оснащён. Есть градусник, но регулятора выкачки не имеется. Пока обратим внимание только на одну деталь — посмотрите на вот этот виток спирали, который находится выше остальных — это так называемая «спираль Бреге» — по имени изобретателя. Изгиб спирали подобран так, что период колебаний системы баланс—спираль не зависит от амплитуды колебаний. Такую спираль называют «брегетированной». Эта технология пришла в наручные часы из карманных. Но у технологии при всей полезности есть один недостаток — увеличивается высота механизма. Поэтому в тонких механизмах её не применяют, но там, где толщина часов существенной роли не играет, брегетирование весьма полезно. К балансу мы ещё вернёмся, притом капитально, а пока отложим его в чашку Петри и накроем стеклянной крышкой, чтобы не запылился паче чаяния.

Коротко о балансе
Баланс снят. Видна спираль Бреге (зелёная стрелка)

Часы "Победа". Ожившая классика.

Вид на анкерную вилку и анкерное колесо при снятом балансе.

Часы "Победа". Ожившая классика.

Разбираем двигатель. Снимаем колесо барабана, мост барабана, барабан. Извлекаем кулачковую муфту. Раскрываем барабан.

Описание процесса
Заводной механизм разобран. Обратите внимание на то, как в этом калибре выполнена пружина собачки барабана. Из-за такой конструкции часы заводятся несколько жёстко. Впоследствии конструкция будет изменена, вместо «R»-образной пружины поставят мягкую тонкую. Этот узел не разбираю. Потом пружину на место ставить… ой. Вымоется вместе с мостом.

Часы "Победа". Ожившая классика.

Мост барабана демонтирован.

Часы "Победа". Ожившая классика.

Детали кулачковой муфты и барабан.

Часы "Победа". Ожившая классика.

Разбираем анкерную вилку и ангренаж. Здесь никаких особенностей. Снимаем мосты, извлекаем детали.

О вилке и ангренаже
Мост и анкерная вилка. Особенностей нет.

Часы "Победа". Ожившая классика.

Мост и колёса ангренажа.

Часы "Победа". Ожившая классика.

Осталось центральное колесо. Для того, чтобы его снять, нужно снять с его оси минутный триб. Итак, переходим на медленную сторону — под циферблат.

Часы "Победа". Ожившая классика.

Ну вот, наконец-то добрались до циферблата. Отпускаем винты на торцах платины. Снимаем циферблат и разбираем «медленную сторону».

Что у нас под циферблатом?
Здесь находятся винты крепления циферблата.

Часы "Победа". Ожившая классика.

Циферблат снят. Вид на «медленную сторону».

Часы "Победа". Ожившая классика.

Фокус на накладном камне баланса.

Часы "Победа". Ожившая классика.

Снимаем накладной камень баланса.

Часы "Победа". Ожившая классика.

Снимаем часовое колесо с пружинной шайбой (при сборке не забыть поставить шайбу на место!)

Часы "Победа". Ожившая классика.

Снимаем минутный триб и центральное колесо.

Часы "Победа". Ожившая классика.

Открываем ремонтуар и разбираем его.

Часы "Победа". Ожившая классика.

Детали ремонтуара.

Часы "Победа". Ожившая классика.

Разборка окончена. Приступаем к мойке и чистке.

Часы "Победа". Ожившая классика.

Приступаем к процессу сборки и смазки. В этот раз попробуем масло МЦ-Н. И начнём со сборки ангренажа. Здесь есть своя последовательность. Сначала устанавливаем анкерное и промежуточное колесо, затем секундное и центральное. Аккуратно выравниваем их и накрываем мостом. Собираем барабан. Пару капель масла на витки пружины, на коре, закрываем крышку и устанавливаем барабан в его гнездо на платине. Накрываем двигатель мостом. Переходим на медленную сторону. Для начала смажем накладной камень баланса. Капля масла наносится на сам накладной камень, но не на проходной. Капля должна быть такой, чтобы занимать около 60-70% площади камня. У меня вышло немного больше. Устанавливаем камень на место и фиксируем его винтом. Теперь возвращаем на место минутный триб и собираем ремонтуар. Смазываем и накрываем его крышкой. Возвращаемся к двигателю. Устанавливаем на место коронное колесо и колесо барабана. Можно проверить скат — отлично!

REM: никак не получается у меня отснять это самое явление ската колёс…

Отправляем на место анкерную вилку с её мостом.

Собираем
Установлены колёса ангренажа…

Часы "Победа". Ожившая классика.

… и накрыты мостом ангренажа.

Часы "Победа". Ожившая классика.

Собираем барабан…

Часы "Победа". Ожившая классика.

… и устанавливаем его в механизм.

Часы "Победа". Ожившая классика.

Накрываем мост барабана.

Часы "Победа". Ожившая классика.

Здесь хорошо видна ось секундного колеса, которая несёт секундную стрелку (см. по красной стрелке).

Часы "Победа". Ожившая классика.

Смазываем накладной камень баланса…

Часы "Победа". Ожившая классика.

… и устанавливаем его на платину.

Часы "Победа". Ожившая классика.

Собираем медленную сторону и ремонтуар.

Часы "Победа". Ожившая классика.

Закрываем крышку ремонтуара.

Часы "Победа". Ожившая классика.

Фокус на анкеронм колесе и камне анкерной вилки.

Часы "Победа". Ожившая классика.

Установлена анкерная вилка и мост анкерной вилки. Цапфы оси анкерной вилки не смазываем. Помните, что было с часами из предыдущих обзоров?

Часы "Победа". Ожившая классика.

А вот теперь самое интересное — смазка и профилактика баланса. Проблема заключается в том, что смазать накладной камень моста баланса можно только полностью разобрав узел баланса. Нет бы сделать винты сверху… но…

Итак, начинаем. Кладём баланс колесом вверх и прижимаем мост к путцхольцем к поверхности. Маленькой отвёрткой ( в идеале специальным инструментом) отпускаем на оборот, не более, винт колонки баланса. Если нечаянно выкрутите его совсем, то хлопот добавится много. Закрутить его на место без особой хитрой отвёртки с держателем реально, но оченно трудно. Переворачиваем баланс так, чтобы он был вывешен, и слегка подталкиваем колонку из гнезда. Всё, детали разъединились. Баланс отправляется на промывку, а мост кладём так, чтобы видеть шлицы накладного камня и вывинчиваем эти винты. Процедура требует особой осторожности и внимания. Промываем мост и накладной камень, высушиваем их. Теперь на накладной камень даём масла так, чтобы площадь камня была покрыта смазкой на 60-70%. Затем на камень кладём мост так, чтобы совпали отверстия под винты, и завинчиваем винтики. Винты эти размером с маковое зёрнышко, так что терпение и внимание, терпение, внимание и осторожность.

REM: несколько слов о том, почему такие сложности со смазкой баланса. Если внимательно рассмотреть устройство цапфы колёс ангренажа, то будет видно, что ось переходит в цапфу резко, то есть, под цапфой образуется как бы площадка. Это называется «заплечик». Именно благодаря ему масло не стекает по цапфе на ось и далее на триб. Но если передать масла и оно потечёт на триб, то ход станет тугим из-за демпфирования колёс, колёса попросту склеятся. Чтобы масло удерживалось хорошо, оно должно быть определённой вязкости, а количество его не должно превышать установленное. Иногда применяют так называемое эпиламирование для уменьшения растекания масла.

Теперь посмотрим на конструкцию оси баланса. Здесь ось переходит в цапфу плавно, как бы по конусу, то есть, у баланса нет заплечика. И если перестараться при смазке баланса и нарушить технологию, то масло, не удерживаемое заплечиком, стечёт на колесо баланса, затем на спираль и витки спирали склеятся.

Так что повторю ещё раз «кашу маслом не испортишь, а часы таки да». Соблюдение правил и технологии необходимо.

Собрали. Ставим на место баланс.

Одновременно попадаем колонкой в гнездо и заводим волосок под штифты градусника (сейчас, минутку, пот вытру). Во, есть. Досылаем тонким путцхольцем колонку до места и фиксируем её винтом. Но при этом цапфу баланса в камень не устанавливаем, она сбоку. Так. Теперь вывешиваем баланс на пинцете и ставим его в механизм. Суть в том, что цапфы баланса должны войти в камни один раз. Если по какой-то причине потом придётся баланс снимать, то снова нужно вымыть камни и заменить смазку. Иначе там просто смазки не будет, где это надо. Вот такой сложностью обслуживания расплачиваемся за простоту конструкции. Воистину — голову вытянешь, так хвост увязнет. Всё! Баланс на месте и бежит замечательно. Прибор показывает небольшой рассинхрон по выкачке, но это в допустимых пределах. Беспокоится стоит тогда, когда часы с первого-второго оборота головки не запускаются.

Осталось поставить циферблат и собрать часы в корпус. Пусть уж побудет так, как есть, пока не найду ему новую одёжку, а это вполне возможно, если искать целенаправленно.

Профилактика баланса
Баланс. Фокус на винте колонки баланса.

Часы "Победа". Ожившая классика.

Колесо баланса со спиралью снято.

Часы "Победа". Ожившая классика.

Разбираем мост баланса.

Часы "Победа". Ожившая классика.

Смазываем накладной камень. Размер капли должен быть такой, как на фото.

Часы "Победа". Ожившая классика.

Собираем мост баланса.

Часы "Победа". Ожившая классика.

Устанавливаем колесо баланса.

Часы "Победа". Ожившая классика.

Итак, что у нас получилось. Глядим на «прибор».

Часы "Победа". Ожившая классика.

Четыре секунды отставания в сутки для изрядно изношенного неприхотливого механизма «преклонного возраста»… однако! — Особенно, если учесть то, в каком состоянии они находились.

Давайте подытожим и сделаем некоторые выводы.

Итак, думаю, что механизм, отслуживший шестьдесят четыре года и сохранивший такие вот параметры, это уже само по себе замечательно. Но! Давайте внимательно посмотрим на конструкцию калибра. Если вы этого не заметили, то посмотрите сейчас — пятнадцать камней подразумевают то, что центральное колесо не установлено на камнях. А это наиболее нагруженная деталь в механизме, она работает непосредственно с пружиной. Результат — выработка во втулках моста и платины. Колесо начинает вилять в этих выработках, и ход становится «кривым», а иногда из-за уже большой выработки колесо просто заклинивает и останавливает механизм. Помните анекдот про часы, которым не хватает два камня? Так вот, этот анекдот на самом деле появился вот по этой самой причине. Добавить бы этих два сакраментальных камня в механизм, и не было бы ему износа.

Нет на балансе инкаблока. Время было такое. Так делали, да. Но если не рубить в часах дрова и не ронять их на бетон, то ничего страшного. Хотя нет, есть одна беда — баланс имеет небольшую вертикальную свободу. Цапфа бьётся о накладной камень и на цапфе образуется наклёп в форме грибка. Грибок растёт, растёт, ход нарушается, ошибка положения растёт… и в итоге заклинен баланс. Но самое плохое то, что снять такой баланс — та ещё проблема. Ведь этот наклёп не даёт возможности вытянуть цапфу из проходного камня. Вот такая беда. При такой неисправности баланс меняли вместе с мостом. Именно поэтому в наше время так мало сохранилось аутентичных механизмов.

Есть ещё одна специфическая «детская болячка». На этот раз в ремонтуаре. Со временем от вращения вала вырабатывается туннель вала в платине, увеличиваться его диаметр. Вал проседает и переводной рычаг начинает проскальзывать при переводе вала в положение установки времени. Лечится отпуском и подгибом переводного рычага.

Ну и выработка в гнёздах барабана (ещё двух камней не хватает!). Барабан перекашивается, выедает платину, мост… Ну, это широко известная проблема и не только в 2602.

Ещё калибры подобной системы чувствительны к тому, какая секундная стрелка установлена. Если взять стрелку без противовеса, то на приборе будет заметно виляние графика, такой волнообразный ход. Думаю, причина пояснения не требует. Виляние небольшое, но оно есть. Поэтому окончательную настройку механизма, как и проверку ската, нужно делать при установленных стрелках.

Всё это пытались исправить. В конце концов появился практически аналогичный калибр 2603, «исправленный и дополненный», где и камней хватало, и противоударная защита имелась. Но это уже была Ракета. Та самая, которая так ценилась. Вот он тут у меня на выдержку поставлен… но это уже иной разговор, а пока…

Часы "Победа". Ожившая классика.


СМОТРИ ТАКЖЕ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *