Товары из Китая

Ноэма 50ГДН-37 Двухполосная акустика своими руками.


Ноэма 50ГДН-37  Двухполосная акустика своими руками.

Наш Сибирский ответ Санкциям запада.

Хотел выбрать раздел «портативные АС, но остановился — не первое апреля еще»

После очередного, или внеочередного обвала рубля в 2020 году, и устойчивым развитием (а отрицательное развитие – тоже развитие) нашей экономики, (впервые за 15 лет после 75ГДШ-3-3) вынужденно начал осматриваться на Российское производство динамиков чтобы сделать акустику для своей скромной квартирки.

За это время мне удалось поработать с действительно выдающимися динамиками TAD1102 и не менее легендарными Telefunken Red nipple и очень приятными BEAG HX301. Всегда удавалось получить очень приятный бас и что очень важно очень разборчивый и детальный мидбас на одном 12 дюймовом динамике. Рупорный СЧ-ВЧ блок сверху и получается очень интересная двухполоска. К сожалению, в настоящее время, с текущим курсом доллара купить пару хороших импортных динамиков стало очень трудно. Очень хорошо, что НОЭМА не стоит на месте и выпустила очень интересный динамик 50ГДН-37. Что же представляет из себя этот динамик – посмотрим ближе.

Ноэма 50ГДН-37  Двухполосная акустика своими руками.

Это типичный мидбасовый динамик выполненный в лучших традициях старой школы 60-70х годов типа Гудманс, ТАД и иже с ними – очень легкая подвижная система — масса подвижки в сборе с катушкой, ЦШ и подвесом порядка 33 грамм. Резонансная частота 35 герц и полная добротность 0.34. Я не случайно вспомнил сразу TAD1102 – параметры Т/С очень похожи. Единственной проблемой таких динамиков является большой эквивалентный объем – расплата за мягкий подвес и низкую резонансную частоту в купе с легкой подвижкой. Однако в отличии от того же БИГа 301 (у отдельных образцов Qts 0.45), сила мотора тут и как результат полая добротность 0,34 позволяет использовать и ФИ и делать ящик меньше эквивалентного объема. BL почти 12 для mms 37грамм….

Новая литая корзина под стандартный размер 12 дюймов в сравнении с 75ГДШ (которая по факту 13дюймов), вентиляция катушки — отверстия под центрирующей шайбой и очень эстетичный внешний вид. Даже комплект лопаток положили к традиционным НОЭМовским разъемам))). А можно и припаяться по хаендОвски)))). Этакий Сибирский РЭД ВУФЕР ©))) реально симпатично смотрится.

Каркас катушки тоже «олдскул» — бумажка.

Измеряем параметры тиля-смолла (хотя есть заводская бумажка, но доверяем и проверяем) Такие параметры позволяют относительно гибко подойти к размерам ящика ФИ. Если хочется АЧХ ниже – классика на 200

Конечно 200 литров для домашнего ящичка это много. Минимально можно сделать около 110 литров.

Бас F3 будет в районе 45ерц, очень хлесткий и панчевый… File: 50ГДН37.bb6

— Driver Properties Name: Type: Standard one-way driver No. of Drivers = 1 Fs = 35, Hz Qms = 9,86 Vas = 222, liters Cms = 0,559 mm/N Mms = 37, g Rms = 0,825 kg/s Xmax = 6, mm Xmech = 9, mm P-Dia = 259,5 mm Sd = 528,8 sq.cm P-Vd = 0,317 liters Qes = 0,36 Re = 5,5 ohms Le = 0,95 mH Z = 6,6 ohms BL = 11,15 Tm Pe = 50, watts Qts = 0,347 no = 2,549 % 1-W SPL = 96,21 dB 2.83-V SPL = 97,84 dB

Name: Type: Vented Box Shape: Prism, square (optimum) Vb = 109,3 liters Fb = 40, Hz QL = 6,38 F3 = 50, Hz

Fill = normal No. of Vents = 2 Vent shape = round Vent ends = one flush Dv = 160, mm Lv = 501,9 mm

Ноэма 50ГДН-37  Двухполосная акустика своими руками.

Ноэма 50ГДН-37  Двухполосная акустика своими руками.

Ноэма 50ГДН-37  Двухполосная акустика своими руками.

По идее, горбыли на импедансе надо выравнивать настройкой ФИ, но чисто субъективно я люблю немного подпереть левый горб по выше – басок получается по смачнее что ли))) это чистый субъективизм. НО в таком варианте имеем 45 герц. Диаметр портов не случаен –JBL советовали диаметр порта делать не менее 60 процентов от эффективной площади излучающей поверхности НЧ динамика. И в реальности очень сильно все это взаимодействует с комнатой – вроде по измерениям от мелких ФИ бас есть, а комната взаимодействует по-другому. Поэтому ИМХО большой порт с такими динамиками, лучше не смотря на бОльшую инерционность всей системы по сравнению с мелкими портами ФИ. И ДА — чувствительность динамика порядка 96 дб на ватт… можно ставить с ламповым усилителем дома и баса будет еще больше.

Тут каждому свое. Теперь пробуем из теоретической модели сделать практический макет в ящике 120 литров, замерить АЧХ и смоделировать фильтр. Высота 600, ширина 500 и глубина 450мм, с портом ФИ=80 процентов о площади излучающей мембраны динамика. Общий объем 144 литра – это цена за относительно низкий бас/легкую подвижную систему и высокую чувствительность.

АЧХ ну примерно в 40 см от ящика с мордой 60х60 см в клетке 5дб а не 10 как у большинства фирмачей.

Ноэма 50ГДН-37  Двухполосная акустика своими руками.

Такая АЧХ без резких резонансных всплесков это совсем просто для построения фильтра второго порядка. Раздел 1500-2500 герц я попробую не случайно – точнее уже как получится в реалии. Выше (а начинается сужение ДН с 1400 герц примерно с данными габаритами диффузора) сужение диаграммы направленности уже будет очень заметным. Ниже – мы разваливаем фазовременную составляющую в системе разделяя центры излучения на этих частотах. Выше 2000 герц человек не может определить кажущийся источник по разнице времени прихода сигнала — там работает интенсивностная составляющая бинаурального эффекта))) но не будем о бинауральной стереофоничности :)) сейчас. Главное 300-2000 герц из одного точечного источника.

Теперь пришло время ВЧ драйвера. Драйверов играющих от 2000 герц с чувствительностью 96+ очень много. Субъективно мне нравятся ВЧ драйвера либо олдскульные с фенольной диафрагмой либо модные современные титановые /люминиевые с мягким пластиковым подвесом типа Celestion CDX1-1425, Radian 465pb или же с ними. Конечно мне нравится TAD TD4002 кроме цены.

прям вообще мой идеал

Ноэма 50ГДН-37  Двухполосная акустика своими руками.

НО в моем варианте – претендент на ВЧ звено динамик Radian 450 PB в деревянном рупоре.

Ноэма 50ГДН-37  Двухполосная акустика своими руками.

Ноэма 50ГДН-37  Двухполосная акустика своими руками.

Ноэма 50ГДН-37  Двухполосная акустика своими руками.

И первые же измерения уже высокочастотного динамика в деревянном рупоре. Блок рупора установлен на крышке макетного ящика ФИ с 50ГДН37. Измерения с 40 см как и мидбаса.

Ноэма 50ГДН-37  Двухполосная акустика своими руками.

С 1400 герц можно пускать смело ИМХО. Но поживем –послушаем и определимся. Места для маневра много. 1300 -2500 герц можно экспериментировать на слух с равной АЧХ. Сам деревянный рупор позиционируется от 800… но как то боязно так низко отпускать раздел.

И первая симуляция фильтра.

На картинке очень красиво, но раздел на 1000 герц это уже критично для стереофонии.

TAD смело делят и на 650 и на 950 герц и 1200 и комплексов и без зазрения совести. Попробуем конечно и так и этак.

Ноэма 50ГДН-37  Двухполосная акустика своими руками.

Ноэма 50ГДН-37  Двухполосная акустика своими руками.

Первый макет полочной АС чувствительностью порядка 96 дб на ватт готов. Полочники из фанеры 23мм… самое сложное их корячить в одного. Вес порядка 50 килограмм одной колоночки.

Ноэма 50ГДН-37  Двухполосная акустика своими руками.

Отдельно напишу про усилительнопроцессорную часть если будет интерес.

Ноэма 50ГДН-37  Двухполосная акустика своими руками.

Данный сетап позволяет и задержки делать поканально и АЧХ править по микрофону для каждого канала и громкость регулировать на процессоре ADAU1467.

Проект в Сигмастудии от Analog devices.

Ноэма 50ГДН-37  Двухполосная акустика своими руками.

Далее почти по одесситам начинаю выбирать частоту раздела на слух – когда низы не могут а верхи не хотят))) бегаю, слушаю и играю кроссовером от 1000 до 3000 и останавливаюсь в районе 1500 герц, разделяя фильтры на 100 герц.

Ноэма 50ГДН-37  Двухполосная акустика своими руками.

Вставляю блок эквализации и выравниваю АЧХ в зоне прослушивания ВЧ и СЧ звеном.

Ноэма 50ГДН-37  Двухполосная акустика своими руками.

Ноэма 50ГДН-37  Двухполосная акустика своими руками.

Радиан без коррекции просто идеально играет в деревянном рупоре. Все измерения после грубой настройки на слух делаю в зоне прослушивания.

Ну и в результате опытов и эквализации получилось в месте прослушивания. Это в комнате 16 квадратных метров практически без звукопоглощения. В месте прослушивания суммарная АЧХ. Суммарное с АС. Акустика расставлена на 4 метра. Каждая АС корректируется отдельно по канально. До места прослушивания около 3 метров. Экспериментально оттянул ВЧ звено на 10 мс задержкой.

Ноэма 50ГДН-37  Двухполосная акустика своими руками.

Навешивать еще фильтры чтобы уравнивать звук больше не хочу. Бас прям заполняет комнату))) диких пиков нет резонансных. Рупорный ВЧ дает ровную картинку в месте прослушивания без отражений от пола и потолка. Осталось марафет навести с внешним видом. Ну и конечно влеплю ручку регулировки громкости в ДСП.

Как «играет» — описывать не буду. Не люблю я «Сочные и бархатистые дымки над перкуссией». Но очень неплохие DAVIS KVK130 с доработанным фильтром, играющие от клона Hypex nCore и совсем не китайского ЦАП еще на AD1853 остались уже в недалеком прошлом.

Зачем спросите этот обзор? Ну чтобы показать что в России еще что то производится и что не все радиолюбители собирают микроАС из готовых китайских модулей без замеров АЧХ и по готовым чертежам. Усилитель кстати тоже весь собран на модулях Российского производства, но это совсем другая история. И что этот мир радиолюбителей самодельщиков не выветрился полностью.


СМОТРИ ТАКЖЕ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *