Товары из Китая

Пепелац 2.0 — электрический скутер-трайк


Пепелац 2.0 — электрический скутер-трайк

На суд уважаемой публике предлагается, если сказать политкорректным новоязом, транспортное средство для наездника с ограниченными физическими возможностями, сделанное альтернативно одаренным им же для себя же, или, по-сермяге — самодельная электрическая шайтан-арба для инвалида.

Если не пугает много букв и картинок — читайте дальше.

В прошлом году в конце лета была построена первая версия пепелаца — заказывать и ждать комплектующие времени не было, все было сделано из того, что было и что успело подойти

Пепелац 2.0 — электрический скутер-трайк

В качестве вступления надо отметить, скутеры для инвалидов не так уж и дороги — но больно тяжелые и большие. В багажник даже универсала его не затолкаешь. И хранить — много места занимает. Весит он больше 120 кг.

Пепелац 2.0 — электрический скутер-трайк

По слухам, в Финляндии такой скутер при наличии справки от врача можно получить в бесплатную аренду — подтвердить не могу, для меня брали обычную инвалидную коляску, когда была необходимость. Потом поменял ее на роллатор, а после сдал и его — с парой палок для скандинавской ходьбы получается передвигаться вполне неплохо. Со стороны смотрится, как пьяный физкультурник.

Недавно на заправке один товарищ, который мне совсем не товарищ, увидев как я добираюсь до бензоколонки, держась за машину, стуканул в полицию. После заправки я заехал в магазин неподалеку. Затоварился, сажусь в машину. Невдалеке стоит полицейская машина. И оттуда полицейский в мою сторону направляется — типа нам тут сообщили, что вы пьян в дрезину.

Мелочь, конечно, пообщались, пожелали друг другу приятного вечера и разъехались. Но все равно как-то неприятно.

Пепелац 2.0 — электрический скутер-трайк

Ладно, это было лирическое отступление, возвращаемся к нашим баранам.

Я не взвешивал свой скутер, но я его довольно спокойно могу поставить на верстак — он весит явно меньше 25 кг с полностью заряженным аккумулятором 🙂

Как-то сосед выложил фотографию моего первого пепелаца в местной группе инвалидов в Фейсбуке — народ сильно заинтересовался, но купить такой за разумные деньги здесь негде. По какой-то странной причине обычно у инвалидов денег немного. Кроме того, легкие скутеры обычно имеют очень маленькую максимальную скорость — типичное значение 8 км/ч.

У моего скутера максимальная скорость ограничена программно 25 км/ч — согласно местным законам. В сильно крутую горку скорость падает до 15 км/ч — не Порш какой-нибудь, но все-таки едет. В этой группе, кстати, предложили сделать переключатель максимальной скорости — например, в магазине скорость должна быть ограничена до 4 км/ч — чтобы кого-нибудь не сбить случайно. Обидно быть задавленным инвалидной коляской :).

Недостатки или особенности предыдущей версии, которые хотелось бы исправить:

— Широковат, тяжеловат и коротковат. Для ног не очень удобно.

— Из-за высокого и нескладного руля затолкать конструкцию даже в универсал невозможно.

— При ремонте велосипедных дорожек или устройстве временных объездов, вместо асфальта засыпается галька. После тряски в голову приходит мысль — амортизатор было бы неплохо иметь.

— Электронный тормоз для задних колес — тоже полезная вещь — но в прошлом году ручка тормоза вовремя не пришла.

— Блок электроники — на руле хотелось бы иметь что-то поменьше, корпус получился непропорционально большой. Он, собственно, не получился, а был использован готовый корпус прожектора.

— В качестве ключа был использован пин-код, набираемый энкодером. Долго и неудобно.

— Использованный дисплей практически не виден при ярком свете, что-то увидеть можно только в тени или прикрыв его от солнца рукой.

— Отсек с батареей неудобен — быстро поменять батарею затруднительно. Для здорового, может и ничего, а для инвалида дрова полные.

Продолжаем идти скользкой дорожкой Маска. Надеюсь, ничего не взорвется.

Пепелац 2.0 — электрический скутер-трайк

Долгими зимними вечерами делать ничего не получается — гараж занят машиной. Мечтаем, что сделаем, когда потеплеет.

Пепелац 2.0 — электрический скутер-трайк

Заодно затариваемся железяками и заготовками.

Кое-что перепало с интернет-барахолки tori.fi.

Во-первых, сам гироскутер. Лучше взять с 10-дюймовыми надувными колесами. В нашем городе не нашлось, пришлось платить за доставку — обошлось 60 евро за скутер плюс 15 за пересылку.

Колесо с барабанным тормозом от самоката-роллатора. Самокат отобран у старушки куплен в ужасном состоянии и неоправданно дорого — но новое колесо стоит еще дороже. В предыдущей версии пепелаца от него пошли в ход сидение и багажная корзинка, колесо в момент покупки уже было установлено от детского велосипеда, переделывать не хотелось.

Название самоката, кстати, характерное — Esla.

Старый велосипед, как источник трубок и прочих ништяков — отдали даром. Даже жалко пилить было — вполне можно было в порядок привести. Но искусство требует жертв 🙂

В качестве сиденья используем стул из Ikea, купленный за безумные деньги бесценок на той же барахолке.

Пепелац 2.0 — электрический скутер-трайк

В магазине закуплены разные мебельные профиля 20х20х2мм, 25х15х1.25мм, мебельная труба 25х1.25мм. Всякие разные гайки, шайбы и болты.

Устройство гироскутера и его прошивку уже описывал кратко здесь, не вижу смысла повторяться.

Родную прошивку гироскутера следует поменять на эту.

Если мое описание процедуры прошивки покажется слишком кратким — здесь Gdenich разжевал все вопросы с прошивкой немыслимо подробно.

Что пришлось заказать из Китая (список не полный, мелочи остались за кадром):

— вкладыш для сайлентблока.

— амортизатор

— ручка газа с переключателем вперед/назад и ручка тормоза

Пепелац 2.0 — электрический скутер-трайк

— считыватель RFID

— STM32F103C8T6 Blue pill модуль

Имейте в виду, что запросто может попасться модуль с какой-нибудь китайской копией STM32F103C8T6, даже если микросхема выглядит, как оригинальная. И даже если до этого вы покупали у этого же продавца такой модуль с оригинальным микроконтроллером. Но это не безнадежный случай, после танцев с бубном обычно удается заставить его работать так, как надо. Но эти танцы могут отнять время.

— дисплей от Nokia-5510

Макетные платы когда-то давно заказывал — иногда нужны макетки побольше размером, а готовые продают маленькие.

Пепелац 2.0 — электрический скутер-трайк

Ссылки старые, цены могли поменяться, с ценой доставки что-то вообще непонятное происходит. На момент покупки это были вполне неплохие лоты с разумной ценой.

За прошедшее время в гараже завелись новые инструменты — инверторный полуавтомат и плазморез.

Новым полуавтоматом варить даже такому специалисту, как я, оказалось проще, чем трансформаторным переменного тока, который я использовал прошлый раз.

Пепелац 2.0 — электрический скутер-трайк

Плазморезом для моих работ можно только понтоваться — нарезал заготовки из 3-мм стали, потом решил сразу вырезать две одинаковых детали. Сложил две заготовки вместе, установил ток на максимум. Несколько секунд делов — и свет в гараже погас. Поменял предохранитель и дальше уже резал без понтов, обычной болгаркой: поигрался — и будет.

Делаем основу скутера — заднюю часть с мотор-колесами, сайлентблоками и амортизатором.

Пепелац 2.0 — электрический скутер-трайк

Немного переделываем рулевую часть велосипеда.

Пепелац 2.0 — электрический скутер-трайк

Колесо с барабанным тормозом нуждается в небольшой модификации, чтобы его можно было закрепить в велосипедной вилке.

Пепелац 2.0 — электрический скутер-трайк

Первый вариант рамы — после примерки оказался длинноват, пришлось урезать осетра сантиметров на 5.

Пепелац 2.0 — электрический скутер-трайк

Заодно добавились подставки для ног.

Пепелац 2.0 — электрический скутер-трайк

В середине процесса кончилась сварочная проволока, которой был укомплектован полуавтомат с Banggood. Не беда — в прошлом году в местном магазине не оказалось сварочной проволоки нужного диаметра — пришлось заказать из Германии. Заправляем новую проволоку — а варить-то ей, оказывается, невозможно! Металл разлетается черными каплями, ничего не проваривается и в гараже стоит страшный дым. Интересно, как в прошлом году мне что-то удалось приварить этой проволокой? И что-то я сомневаюсь, что это изделие имеет какое-то отношение к немцам, несмотря на красивую упаковку. «При современном развитии печатного дела на Западе в Китае напечатать советский паспорт красивую упаковку — это такой пустяк, что об этом смешно говорить!» ©

К счастью, в нескольких километрах от дома пару месяцев назад построили новый магазин Motonet, и, судя по их сайту, эта проволока у них есть. Седлаем старый пепелац и через час имеем в гараже катушку новой проволоки, с которой можно варить безо всяких приключений.

Пепелац 2.0 — электрический скутер-трайк

Для управления пепелацем используется последовательный интерфейс. На руле смонтирован блок, изображающий панель управления. Все смонтировано на макетной плате, на нее приходят сигналы от ручки газа, переключателя направления движения и ручки тормоза. Для включения устройства используется RFID ключ. На дисплее отображается напряжение батареи и температура платы управления двигателями. Дисплей — дешевый модуль от Nokia-5510, если не включать подсветку, он неплохо виден при солнечном свете.

Пепелац 2.0 — электрический скутер-трайк

Скорость, время и пройденный путь отображается смонтированным рядом велокомпьютером. На маленьком дисплее отобразить все параметры если и получится, то разглядеть их вряд ли выйдет. А переключать режимы отображения на ходу — так себе затея.

Корпус напечатан на 3D принтере — куда же нынче без него 🙂 — как в старом анекдоте — «Пионер, у тебя нож есть? Какой же ты пионер без ножа? Вот тебе 100 грамм и пончик.»

При необходимости можно добавить новый RFID ключ, главное — запомнить и правильно выполнить последовательность действий. Но я ее уже забыл. Кажется так — включить задний ход, потом нажать тормоз и включить питание. Попинать по правому колесу, два раза хрюкнуть :), переключить на передний ход, поднести новый ключ, еще раз хрюкнуть и тормознуть — новый ключ будет добавлен в память. Может, что перепутал — надо исходники глянуть. Может быть крякать надо, а не хрюкать.

Вначале было даже сделал универсальный контроллер, который показывал все подряд — в загашнике нашлось пара достаточно больших черно-белых дисплеев. Чего только туда не натолкал — индикация чего можно и чего нельзя, управление адресуемыми светодиодами — повороты, габариты, задний ход, тормоз — а при желании можно было изобразить новогоднюю елку. Процессоров было несколько, они общались друг с другом по CAN-bus. Но когда все уже было практически готово, решил, что вешать такую дуру на руль — явный перебор, и сделал описанный выше минималистичный контроллер.

Пепелац 2.0 — электрический скутер-трайк

Тестируем электронику — пока все не на местах, лишь бы убедиться, что что-то работает.

Пепелац 2.0 — электрический скутер-трайк

Подготавливаем коробочку для монтажа электроники, заталкиваем плату со всеми проводами, как есть. Если их укоротить, вид был бы намного культурнее, но как есть — удобнее, если по какой-то причине плату понадобится поменять. Все это безобразие закрываем крышечкой, пока по временной схеме. На постоянку примажем силиконовую прокладку.

Пепелац 2.0 — электрический скутер-трайк

Для батарейки берется строго первая попавшаяся коробочка, нашедшаяся в гараже и примерно подходящая по размеру. Жертвой оказалась коробка от дремелеподобной машинки — внутренняя часть с отсеками этой машинкой и вырезана. Аккумулятору места хватит с большим запасом, еще придется уплотнитель затолкать, чтобы он не болтался.

Пепелац 2.0 — электрический скутер-трайк

Прикручиваем коробку к задней раме.

Пепелац 2.0 — электрический скутер-трайк

Переходим к рулю. Монтируем рукоятку механического тормоза, совмещенного с электронным. Тут очень кстати пришелся хлам, оставшийся от разборки нескольких велосипедов и самоката. Все удалось подобрать из имеющихся запасов, ни делать, ни покупать ничего не пришлось. С другой стороны — рукоятка газа. Посредине — блок управления и велокомпьютер.

Пепелац 2.0 — электрический скутер-трайк

Самое сложное в руле — выбрать звонок. Пришлось обратиться за помощью к супруге. Если бы не она — я бы купил дудку. Но дудка была забракована, маленький звонок последовал за дудкой, но зато выбор звонка с картинкой занял определенное время — картинки были разные. В итоге приобретен Линукс с зонтиком.

Пепелац 2.0 — электрический скутер-трайк

Когда проводка, наконец, смонтирована, выясняется, что никто никуда не едет. Ничего не включается. Себе не особо доверяю, плохо видя, что делаешь — запросто можно ошибиться в подключении. Перебрал все свои соединения — все нормально. И через полдня мучений обнаруживается, что переломлен провод внутри разъема, унаследованного от гироскутера. Абидно аднако, да?

В загашнике находятся такие же разъемы, немного укорачиваем провод и все восстанавливается.

Пепелац 2.0 — электрический скутер-трайк

Заводим пепелац — и обнаруживаем, что с места его особо не стронешь. Пока игрался на столе с платой — включил опцию стояночного тормоза, а выключить забыл. В итоге, если скутер пытаешься сдвинуть, он сопротивляется изо всех сил. Опять громоздим транспорт на столик, будем программное перепрошивать. Ниже уровня глаз мозги информацию воспринимают плохо, все смазано и кружится. Пытаемся обмануть ситуацию — китайцы продают очки с призмами. Не знаю, для чего они еще могут подойти — но мне иногда помогают. Хотя изображение несколько удаляют — но в комбинации с очками для чтение что-то сделать можно. Ну и кое-какая практика нужна — иначе в основном свой живот видишь. После модификации пробуем выкатить из гаража полуфабрикат — удивительно, но он едет.

Пепелац 2.0 — электрический скутер-трайк

Хорошая мысля, как известно, приходит опосля. А крылья как будем монтировать? Чтобы нормально приварить кронштейн для крыльев, надо снимать колеса. Лень, поэтому делаем съемный кронштейн и привинчиваем крылья винтами М4. Крылья не тяжелые, далеко не улетят. На переднем колесе крыло вообще одним винтом держится.

Крылья получились какие-то не особо полезные, лишний вес и декорация.

Пепелац 2.0 — электрический скутер-трайк

Как говорит мудрая пословица — не трогай технику, она не подведет.

Но дурная голова рукам покоя не дает. Все-таки вытащил я плату управления двигателями. Ну очень длинные провода. Кошка смотрит явно с неодобрением. Чего она не одобряет — не говорит. То ли ей тоже длинные провода не нравятся, то ли идея их укоротить. Тем не менее я их укорачиваю. В закрытой и заклееной на герметик коробке видно не будет, но зато совесть мучить не будет, что на силовых проводах теряется 0.01% мощности.

Пепелац 2.0 — электрический скутер-трайк

Уже виден свет в конце тоннеля. Закрываем раму жестью, ставим на место батарейку и надежно закрываем батарейный отсек очень хитрым замком.

Пепелац 2.0 — электрический скутер-трайк

Что-то надо решать с багажником. Есть проволочная корзинка, довольно-таки емкая. И, самое главное она уже есть, хоть и выглядит не очень. А можно купить скутерный кофр. Недостатки — его еще покупать надо и весит он килограмма три. Достоинство — закрывается на ключ. Вот и выбирай, по пять, очень большие, но вчера, либо по три, маленькие, но сегодня ©

Выбираем большие, но вчера. Кофр куплен, но его еще крепить надо.

Называется, купила баба порося. Выглядит, конечно, красиво. Но если кофр поставить прямо под сиденье — его не откроешь. Если выдвинуть назад — эта бандура будет торчать сзади на полметра, а для такого транспорта габариты — очень важный параметр. По хорошему, надо делать какую-то выдвижную конструкцию. Причем желательно, чтобы выдвигалась назад и немного вверх. В голову пока ничего не приходит — прошу помощи зала.

Пепелац 2.0 — электрический скутер-трайк

А пока возвращаемся к варианту «маленькие, но сегодня».

Привариваем кронштейн для корзинки, к нему же будет крепиться держатель для клюшек для гольфа палок.

Но закрывающийся ящичек все-таки хотелось бы иметь — под запасную батарейку, да и фонарик неплохо бы спрятать.

В гараже уже ничего подходящего нет. Давно забытый хлам, претендующий на вывоз в мусор, у меня лежит в сарайке. И там находится давно забытая коробочка подходящих размеров. Теперь надо ее как-то подвешать, чтобы не мешалась и хоть какую-то видимость ключа имела.

Пепелац 2.0 — электрический скутер-трайк

Пепелац в процессе постройки по сравнению в первой версией.

Пепелац 2.0 — электрический скутер-трайк

Поехали!

Теперь тест побольше — едем в магазин за помидорками 🙂

Пепелац 2.0 — электрический скутер-трайк

Сделал тестер для измерения потребления тока и напряжения батареи на ходу с записью на SD карточку. Тестовый заезд для проверки дальности поездки — сделан еще на версии 1.0 — если разница в пути и будет, то пренебрежимо маленькая.

Проехал 4.05 км, потрачено 1.17 A·ч заряда. Значит, теоретически на родном гироскутерном 4.4 A·ч аккумуляторе можно проехать около 14 км, на двойном — 28 км а на 10.4 A·ч — 34 соответственно. По-моему — вполне недурно, если учесть мой вес и дорогу с подъемами.

Пепелац 2.0 — электрический скутер-трайк

Облизываюсь на батареи LG INR21700-M50 4850mAh — если собрать 10s5p — получится 24.25 A·ч, но жаба возражает и вопрошает — а куда же ты, родимый, ехать-то собрался? Батарейка-то получится дороже твоего самоката.

Пепелац 2.0 — электрический скутер-трайк

Пока я дискуссировал с жабой, батарейки на Nkon распродали — одной проблемой меньше. Кстати, там были и тоже кончились очень недорогие Тесловские аккумуляторы. Правда, они с алюминиевой плюсовой контактной площадкой, как их варить в домашних условиях — для меня загадка.

У них на подходе батарейки BAK N18650CL 2900mAh, сейчас меня отругают, что это не Samsung, LG и вообще не торт.

Тем не менее их параметры (на сайте данных минимум):

Емкость, мA·ч — 2900

Максимальный зарядный ток, А — 2.75

Время жизни, циклов (8.25А, 70%) — 500

Потеря емкости за цикл,% — 0.06

Внутреннее сопротивление, мОм — 35

Цена €1.95 (если покупать больше 30 штук)

Ну и котики напоследок — к ним в гости приходила белочка. Белка попалась не обученная к позированию, поймать ее прыжки в фокус — это абсолютно безнадежная затея. Поэтому фотографии особой художественностью не отличаются.

Пепелац 2.0 — электрический скутер-трайк

Комментарии и советы приветствуются. Критика в адрес кошек отвергается с ходу — они, если и упитанные, то в меру.

Пепелац 2.0 — электрический скутер-трайк

Для потенциальных критиков

Сопромат?

Нет, не слышал. Но советы будут приняты с благодарностью.

Да ты варить вообще не умеешь!

Да, не умею. И плохо вижу, что делаю. И руки трясутся так, что даже обычной ручкой написать что-то читаемое плохо получается.

P.S.

Я не самый большой псих в округе — много лет назад мужичок из деревни неподалеку, сделал из подручных материалов самолет, потом долго с полицией бодался — для начала у него пропеллер открутили и отобрали, сказали больше так не делать. Потом штрафовали, и он даже условный срок умудрился заработать.

Пепелац 2.0 — электрический скутер-трайк


СМОТРИ ТАКЖЕ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *