Втулка заднего колеса HiSTOP EN ISO 4210-2. Улучшение эксплуатационных характеристик.
Обзор велосипедной втулки заднего колеса HiSTOP EN ISO 4210-2 червячного типа с ножным тормозом.
Плюс проверенный вариант доработки.
Похожие ссылки:
Тормозная втулка червячного типа Shimano CB-E110. Сравнение. Улучшение эксплуатационных характеристик.
Крокодил для девушки.
Велосипедные педали на промах. Часть 2.
1. Втулка червячного типа HiSTOP EN ISO 4210-2 (попросту «червячка»)
в свободной продаже почти не встречается. Но ими успешно комплектуются велосипеды-круизёры Schwinn и другие.
Именно по этой причине в топике обзора — круизёр.
В моих архивах сохранилась страничка:
В интернете об этой модели втулки ничего толком нет. По сути это товар-призрак.
Я и мечтать не мог, что мне посчастливится заполучить и пощупать такого редкого зверя.
Втулка была приобретена в оффлайне за символические 250 грн. ($9).
Странно, но на ebay.com цена значительно выше.
Внешний вид втулки в сборе:
В комплекте идут:
— правый пыльник, звёздочка 20Т и стопорное кольцо
— пара гаек с резьбой 3/8" 24tpi
— хомут тормозного рычага
Некоторые характеристики:
— OLD=110 мм (стандартное значение)
— линия цепи 40 мм (стандартной значение для 1-скоростных втулок с ножным тормозом)
— количество отверстий под спицы — 36
— расстояние между фланцами 50 мм
— диаметр окружности расположения центров отверстий под спицы ф51 мм
— ножной тип тормоза
— масса 0,8 кг
2. Комплектная звёздочка 20Т (на фото слева) в сравнении со звёздочкой STURMEY-ARCHER 20T
Посадочный диаметр обеих звёздочек одинаковый ф35мм, но форма выступов зацепления отличается:
на STURMEY-ARCHER 20T выступы немного меньшего радиуса (т.е. они поуже).
Поэтому установить STURMEY-ARCHER на червячку HiSTOP получится без проблем.
А вот наоборот (установить звёздочку от червячки на планетарную втулку Shimano) без напильника не получится.
Примечание: у китайских червячек выступы зацепления выполнены аналогично.
На фото — звёздочки 18Т от ноунейм червячек:
Качество стали — 1в1 как у отечественных звёздочек ХВЗ: сталь твёрже, чем Ст.3 или Ст.20,
но надфиль с мелкой насечкой их «берёт», что при необходимости
позволяет подточить выступы и установить на планетарную втулку.
них не такая уж закалённая.
Поэтому если нужна звёздочка 18Т или 19Т (такие идут в комплекте с китайскими червячками), то можно сэкономить.
3. Разборка втулки
выполняется обычными рожковыми ключами (15мм, 17мм).
Гайка, удерживающая тормозной рычаг, затянута с невероятным усилием.
Ситуация 1в1, как у других червячных втулок.
В чём смысл такой сборки? Нет разумного ответа.
Втулка в разобранном виде:
Ось втулки:
Длина 165 мм, резьба 3/8" 24tpi.
Тормозной рычаг — толщиной 4 мм (у дешёвых червячек 2,5..3 мм).
Левый конус втулки (на фото слева) имеет высоту «ступеньки» 4 мм:
У конуса справа «ступенька» всего 3 мм.
Деталь со сленговым названием «червяк» выполняет функции, аналогичные пятерику во втулке торпедо:
червяк отвечает за рабочий ход и за торможение.
Червяк втулки HiSTOP (на фото слева) и от обычной червячки (справа):
Несложно заметить различное качество обработки поверхностей деталей.
На этом список различий заканчивается.
По остальным деталям (размерам) втулка HiSTOP — полный аналог других червячных втулок.
4. Недостатки конструкции втулки.
Их список поменьше, чем для отечественных торпед:
4.1 Оба правых подшипника работают в перегруженном режиме.
4.2 Отсутствует пыле-грязезащита механизма.
4.3 Перекос червяка при свободном ходе (езда накатом) под нагрузкой.
При должном качестве стали (пример — Shimano CB-E110 ), можно на заниматься улучшениями и использовать втулку в стоковом виде.
В остальных известных мне червячках качество стали похуже.
Поэтому рекомендуется немного «подшаманить» втулку, а уж потом ездить.
5. Что можно улучшить в червячке.
Пункт 4.1 Для обоих правых подшипников поможет перевод на калиброванную насыпь.
Правый малый подшипник заменяется на 9 шариков 1/4" (ф6,35 мм):
Правый большой подшипник заменяется на 15 шариков 7/32" (ф5,56 мм):
Левый подшипник также можно заменить насыпью 15 шариков 7/32", но сборка втулки усложнится.
У данного решения есть неоспоримый плюс: не требуются токарные работы.
Всего то надо найти качественную калиброванную насыпь и перебрать втулку.
Пункт 4.2. Тут, как говорится, что есть, то есть.
Периодическая замена смазки, которая набрала в себя пыль, грязь, абразив — это основной способ продлить жизнь втулке.
Рекомендуется переборка втулки с заменой смазки 2 раза в сезон.
Плюс внеочередная переборка (по возможности конечно) после попадания под сильный дождь.
Для червячных втулок сгодятся любые консистентные смазки NLGI-2 или NLGI-3:
от отечественных (солидол или литол-24) до импортных в красивой упаковке.
Пункт 4.3
Перекос червяка под нагрузкой — явление такое же закономерное, как и во втулках Torpedo.
Причина одинаковая: трёхподшипниковая схема.
Проблема «вычисляется» тривиально:
В результате — ухудшается свободный ход (езда накатом).
Решение проблемы — 1в1 как и для торпед: добавление двух промов.
На фото ниже — узел в сборе (червяк, два прома, звёздочка с пыльником) от другой червячки.
Хорошо, что есть 100%-я совместимость по размерам. ))
Далее обычная сборка втулки.
10-15 минут, и всё собрано:
Осталось заспицевать втулку и можно обкатывать велосипед.
6. Вместо выводов.
Червячная втулка — прямой конкурент втулки Torpedo. Обе втулки исторически появились примерно одновременно.
И по сей день производство обеих втулок продолжается.
Из качественных торпед есть только Velosteel.
Из качественных червячек — Shimano 110 и HiSTOP EN ISO 4210-2
По простоте конструкции червячка — самая простая из всех втулок с ножным тормозом.
Почему именно торпеда была скопирована в бывшем СССР история, как обычно, молчит.
«Мне представляется совсем простая штука:
Хотели кушать — и съели Кука!» © (В. Высоцкий)
Я могу судить лишь по тому факту, что многие пользователи, разобрав червячку, не знают, как её собрать.
Парадокс: втулка проще, но большинству для понимания она сложнее.
Вероятно, когда выбор прототипа для копирования зависел от одного человека, наделённого властью, произошло нечто подобное: червячка ему не понравилась, и была одобрена именно торпеда.
Или ещё какая-нибудь историческая глупость, о которой лучше было тогда молчать.
Лично мне нравятся и червячные втулки, и торпеды.
Все они успешно используются на моих велосипедах. Плюс планетарки Shimano Nexus 3 с ножным тормозом.
Всем приятных поездок!
- Беспроводное Wifi реле (выключатель) для умного дома.
- Освещение гаража светодиодными матрицами 30W/220V
- ИРП повседневный ФСИН РФ. Самый скромный сухпай в России?
- Электрический самокат XIAOMI Ninebot Kickscooter Max G30 за 534,34$
- Трубка нагрева топлива горелки BRS12. Ремонт, который не удался с покупкой, но осуществлен другим способом
- Жало для паяльника.
- Часы "Юность" на калибре Заря 2008 15 камней. Время "Юности".
- Ещё один "лабораторный" блок питания на ZK-4KX. В красивом корпусе.
- «Взрыв из прошлого» - распаковываем и изучаем новый телефон Siemens C60 спустя 17 лет после выпуска
- Реставрация старого телефона Siemens CX75