Штатный аккумулятор, (кислотный 4А/ч), умер около 7лет назад, не без посторонней помощи конечно.
По габаритам входил аккумулятор от UPS, на 7А/ч. Ставились отслужившие своё, на сезон хватало, стартер крутили довольно бодро. НО, работа звукового сигнала длилась не более 0,5 сек.
А посему было принято решение собрать аккумулятор на легко доступных компонентах.
…
Были заказаны по наитию 4 батареи, LiFePO4, размера 32700.
https://aliexpress.ru/item/item/32986499663.html
Плата BMS к ним.
https://aliexpress.ru/item/item/33007670915.html
Холдеры куплены в оффлайне.
Инструмент какой никакой был, мелочевка тоже.
…
корпус
Говорят, такой тип аккумулятора вскрывают только болгаркой с разрушением корпуса. Это неправда.
Крышка аккумулятора вклеена. Кроме того, в крышке закреплены пластины батареи.
Для вскрытия понадобятся тиски, тонкий нож, молоток.
Вскрывал впервые, поэтому нож был обычный, для удобства вскрытия лучше лезвие ножа обрезать, будет своего рода стамеска. Легче будет перерубать свинцовый крепёж пластин.
Аккумулятор обжимается тисками по кругу, наносятся тарированные удары, крышка снаружи отходит.
Далее придётся пожертвовать частью крышки.
Ломать ближе к середине.
Выломать под размер ножа и перерубить свинцовый крепёж вместе с перегородками.
Занимает это примерно 10 минут.
Крышка отваливается, из неё извлекаются свинцовые остатки.
Из корпуса вынимаются пакеты пластин.
Желательно не брать для корпуса раздувшийся аккумулятор, иначе придётся выковыривать разложившиеся в порошок свинцовые пластины и сепараторы отвёрткой, долго и упорно. Я выковыривал… 3 отсека…
Кислоты внутри в жидком виде не было, аккум за 8 лет потерял все, кроме оболочки.
Корпус моется. Пластиковые перегородки выламываются, остатки убираются борфрезами на минимальной скорости.
Корпус аккумулятора скорее всего полистирол или около того, поэтому всё, что немного треснуло подклеивается дихлорэтаном.
В свинцовых штатных клеммах нарезать резьбу М4 первым номером. Глубина 15мм.
Были в наличии контакты из электротехнической латуни
Вкрутить. Обжать клещами. Диаметр свинцовых клемм 6мм, подошли клещи для обжима наконечников на 10 кв мм.
Именно обжим и пайка. Никаких винтов. Свинец потому что.
…
холдеры
Холдеры брались в оффлайне. Четырехместных в наличии не было. Было куплено три трехместных, как оказалось к лучшему.
Оставшаяся от обрезки часть послужила креплением для платы BMS.
К холдерам, по размеру корпуса и местным конструкционным особенностям были сделаны две вставки крепящие элементы внутри корпуса.
Стеклотекстолит… ножницы… паяльник… олдскулл…
Нижняя
И верхняя, с косынками для жёсткости.
Проще конечно было сделать крепёж из четырёх шпилек, во всю высоту корпуса, закрепив сначала батарейный блок, а затем крышку, метровые шпильки стоят недорого… Но настроение было помедитировать чойта.
…
плата BMS
Заказывалась готовая, под LiFePO4, распаяна по 4 S, покрыта толстым слоем лака.
NTC на 10кОм отсутствует ожидаемо.
Протестирована
Схема включения стандартная, заряд совмещен с нагрузкой, минусовая клемма аккумулятора паяется на — С.
…
аккумуляторы
Оказались довольно неплохие, ёмкость по опусу 3100 была больше 6Ач.
Лепестки приварены, толщина 0,15. Тонкие… Но все оказалось не так однозначно.
Когда пришла электронная нагрузка Dl24p, я проверил работу аккумулятора током 20А. После потери 1 Ач напряжение на аккумуляторе было 3,05в.
Лепестки не грелись. Если снимать нагрузку в непосредственной близости от контактной сварки, нагрева практически не будет.
Лепестки были спаяны между собой, под них клеилась каптоновая лента, сверху напаивалось 1,5 кв.мм меди в один слой.
Сигнальные провода МГТФ, силовые силикон 2х16АWG.
…
итого
Закрепляется блок аккумуляторов, винты 3х10
Затем крышка, винты 3х20
Ну и синяя изолента, куда без неё.
PS
При установке подобной батареи необходимо учесть, что при превышении 14,4в на полностью заряженной батареи плата BMS отключит аккумулятор от бортовой сети.
Работа штатного шунтирующего реле регулятора будет невозможна. При этом в бортовую сеть пойдёт либо ограниченное только нагрузкой напряжение генератора, либо вообще ничего. Всё зависит от количества фаз. Последствия и физику описывать не буду, топик не про это.
Для исключения этого необходимо зашунтировать электролитическим конденсатором выход реле регулятора, желательно как можно ближе к нему. Для маломощного генератора хватает 22 000х25в. Можно больше. Надёжно, дёшево, сердито.
работа над ошибками
Стоило совместить крепёжные функции стеклотекстолита с контактными площадками. Но двухстороннего под рукой не оказалось. А идти за ним было лень.