Калибр Ракета 26хх.НА. Как разобрать бушон анкерного колеса или не всё необходимо, что надо. По просьбе коллег по сайту.
Часовое дело — дело захватывающее. Но, как в любом деле, в нём есть свои особенности, зачастую мелкие, но требующие особого к ним внимания. Одна из таких особенностей сопутствует калибру Ракета 26хх.НА — это профилактика бушонов анкерного колеса. Процедура эта неоднозначная, вызывающая много вопросов. Вот и в этот раз Коллега по Сайту под ником c1667051 попросил показать, как это делю я, и делаю ли я это вообще. Поскольку рассказ посвящён только лишь одной процедуре, он будет коротким и сугубо специально ориентированным. Надеюсь, рассказанное мной будет интересно и тем, кто занимается самостоятельным ремонтом часов или просто интересуется данным вопросом. Прошу, Господа!
Итак, речь пойдёт вот об этом узле (красная стрелка). Это особенность механизмов Ракета — цапфы наиболее ответственных узлов накрыты накладными камнями. Это весьма полезная особенность, поскольку позволяет длительное время сохранять смазку в камнях, а так же максимально уменьшает трение в узлах. Но вот мастеру при обслуживании такая конструкция добавляет, что называется, головной боли. Пружины узла, фиксирующие накладной камень, очень ломкие и снять их без нарушения формы пружин бывает весьма затруднительно, да и процесс трудоёмкий. Поэтому очень многие мастера ограничиваются промывкой узла в бензине, просушкой, а смазку в узел дают с обратной стороны, с той, где цапфа входит сквозной камень. Если нет запасной пружины, а, как я уже сказал, риск поломки при снятии её весьма велик, то из двух зол выбирают меньшее. Впрочем, и при таком подходе механизм исправно служит. Но… скажем так: не святые горшки обжигают.
REM:
При всём, однако, мне хочется предупредить Читателя вот о чём. Я не знаю, правильно я делаю это, или нет. Это блог. Поэтому я рассказываю о том, что я делаю, и как это делаю я. Но это работает, а раз так, имеет право на жизнь. Но действия, выполняемые вами, полностью на свой страх и риск.
Приступаем. Потренируемся на «доноре» — некомплектном механизме, пущенном на запчасти и на тренировки с обучением.
Нужно снять пружину, вынуть накладной камень, очистить узел внутри, очистить поверхность камня, смазать накладной камень и собрать всё заново, не допустив повреждений.
Из инструмента понадобятся — пинцет с максимально тонкими (игольчатыми) губками, иголка, путцхольц — заостренная деревянная палочка. Я их изготавливаю из японских бамбуковых палочек для еды.
Для начала капаем на узел немного бензина и промокаем излишки. Так мы уберём всякие клейкие остатки масла и грязи.
Теперь путцхольцем аккуратно нажимаем на хвостик пружины. Он выступает внутрь образованного ею кольца. Это освобождает пружину в пазе со стороны пятки. Затем острыми губками пинцета поочерёдно поддеваем изгибы замка пружины, не отпуская при этом путцхольц. Пружина, пардон за тавтологию, в таком случае оказывается как бы подгружена и усики замка хорошо выходят из зацепления в пазе. Заодно путцхольц не позволяет пружине вольничать и улететь в неизвестном направлении. А это — пиши пропало.
Вот она, пружинка. Вышла без потерь. Стрелочка для того, чтобы наглядно было видно, за какие усики поддевать пружину при съёме. Честно признаюсь: в этот раз повезло.
Отложим нашу красавицу в сторону, лучше в чашку Петри и накроем крышкой, а то диаметром она всего-то два миллиметра.
Следующий этап — вынуть накладной камень из гнезда. Он, как правило, приклеен остатками загустевшего масла к гнезду.
Поэтому поместим всю конструкцию на некоторое время в бензин. Время от времени будем пошевеливать накладной камень. Как отомкнет, сам оттуда выскочит.
Вот, камешек покинул родное гнездо (смайлик!)
Здесь тоже нужно всё аккуратненько обработать бензином. Можно ватной палочкой, но потом обязательно проверить, не осталось ли в гнезде ворса.
А вот и камушек. промываем, потом, придерживая пинцетом, смоченным в бензин путцхольцем очищаем плоскую сторону камня до блеска. Можно сделать так, как не рекомендуют в учебниках, но делают на практике — плоской стороной камня провести по чистому листу бумаги. После очистки наносим рекомендуемую смазку на камень.
Ну и отправляем камень к родным Пенатам, в гнёздышко.
А вот теперь начинается самое весёлое. Установка пружины. Для начала просто положим её на место установки. Если думаете, что переносить такую маленькую деталь легко — ошибаетесь. Ну да ладно, пружина на месте.
Теперь с помощью путцхольца (я им работаю) ставим пружину так, чтобы тыльная от замка её сторона вошла в паз. Далее, стараемся как бы втянуть путцхольцем пружину в паз поглубже, а с другой стороны иголкой или острыми игольчатыми губками пинцета пытаемся вправить усики замка в паз. Да, терпение и труд всё перетрут. Но без излишнего усердия!
И у нас получилось! Но пружина здесь была в хорошем состоянии. Никто до меня её не трогал.
А вот вам этот узел на мосте ангренажа. Здесь прикасаться к пружине себе дороже. С ней уже «поработали». В общем, при первом же касании пружина разломалась пополам. И оно было надо? Хорошо, что это тренировочный калибр.
Резюме: «Думайте сами, решайте сами» © снимать или не снимать.
Я эту процедуру провожу лишь тогда, когда полностью уверен в хорошем состоянии пружин и в том, что они хоть бы одну разборку — сборку выдержат, а скат колёсной системы откровенно плохой. И ещё один совет. Перед тем, как сделать эту работу, обязательно потренируйтесь на кошечках на «донорах», то есть, на механизмах, которые не подлежат восстановлению. Иначе риск поломать пружину без навыка такой мелкой работы очень велик.
P.S.
Понимаю, кино было бы лучше, но я не готов технически отснять толковый ролик.
- Цифровой мультиметр ANENG AN113C за $12.99+доставка
- Аккумуляторы LiFePO4 EVE Energy 3.2V 90Ah
- Ручка курильщика. Балконная притворная.
- Еще один "макитовский" аккумулятор 18В 5.0А*ч Mensela LB1840
- Поварский нож Hendi для пищеблока
- ♨ Ракетная печь IPRee: с автоподачей дров и клапаном
- 500мл термос с отображением температуры за $7.46
- 70mai Midrive TP03 - насос для автомобиля
- Ножничный стол-подъемник
- Апгрейд несенсорной магнитолы SWM 7805