Товары из Китая

Качественный провод для автомобиля и радиолюбительских поделок

  • Цена: 3.94 — 8.18 руб (зависит от количества)
  • В этом обзоре я хочу рассказать об опыте приобретения отличных низковольтных (заявлено применение в цепях до 48 вольт) проводов, подходящих как для не силовой проводки в автомобиле, так и для радиолюбительского творчества.

    Предисловие

    Я в работе использую очень много провода. До текущего момента я приобретал провод в офлайне по довольно божеской цене — провод в основном ПУГВ белорусского производителя — Щучинский завод «Автопровод». В одном из обзоров я уже писал, что и этот провод (хотя его в основном хвалят) по сечению и сопротивлению не дотягивает до заданных параметров. Но мне это было неважно, большой нагрузки на них не было, так что даже в два раза более тонкие жилы меня бы устраивали 🙂 Но вот недавно оказалось, что по толщине эти провода не полезли в новые разъемы. и я озаботился поиском проводов потоньше. В офлайне таких не было в нужном мне количестве и в нужном ассортименте цветов… Китай отпал сразу — провода я покупаю километрами, везти их из Китая неразумно. Да и цены там на нормальные провода (читай — силиконовые) не сказать, что приятные. А дешевые провода либо из железа вместо меди, либо сечение в 2-3 раза меньше заявленного.

    После довольно долгих поисков по инету я вышел на сайт этого магазина. Вообще, торговля такими вещами в России — это отдельная песня. Прайсов днем с огнем не найдешь, заказать и оплатить как в нормальном интернет-магазине редко где можно, вместо цены в основном везде плашки «Пишите нам» или «Отправьте нам заявку». Я всегда воспринимаю это как «Мы на вас посмотрим и решим сколько вам можно заломить по максимуму.». А где были цены — там продавались 10- или 100-метровыми кусками по явно неадекватным ценам.

    Заказ

    В общем, найдя этот сайт я прекратил поиски и решил заказать тут. Менеджер в чате на сайте ответил очень быстро, заверил, что все цвета, которые есть в списке на странице, имеются в наличии в количестве от километра и больше.

    Отлично. Оформил заказ на 8 цветов провода ПВАМ 0.35 мм по 100 метров каждого, получил на мыло счет, оплатил его через свой интернет-банк (как частное лицо) и отправил скриншот оплаты. Дополнительно со мной связался менеджер для уточнения деталей доставки (выбрал DPD до пункта выдачи). И в этот же день я уже получил накладную, по которой заказ был отправлен! Я слегка офигел от такой расторопности отечественного интернет-магазина, если честно 🙂 Тем более, торгующего промышленными товарами.

    Через несколько дней провода уже ждали меня на пункте выдачи и вот сегодня я их получил 🙂 26-го октября заказал, и 31-го или 1-го числа товар уже был готов к выдаче в моем городе.

    Обзор

    Ну и теперь сам обзор полученного провода 🙂

    Менеджер еще при заказе заверял меня, что и сечение и чистота меди выдерживаются в рамках стандартов и что с этим никаких проблем не будет. Но сомнения все равно оставались, основанные на довольно богатом предыдущем опыте 🙂 Поэтому и заказал всего по 100 метров. И вот сегодня я сам смог все проверить.

    Провода пришли в картонной коробке:

    Качественный провод для автомобиля и радиолюбительских поделок

    Внутри все восемь мотков лежали в общем пакете:

    Качественный провод для автомобиля и радиолюбительских поделок

    Все восемь на месте 🙂

    Качественный провод для автомобиля и радиолюбительских поделок

    Каждый моток связан в двух местах синтетической веревкой и на каждом присутствует бирка с указанием марки, цвета, сечения и длины:

    Качественный провод для автомобиля и радиолюбительских поделок

    Цвета не сказать, чтобы сильно яркие, но вполне насыщенные. Никаких разночтений по цветам не возникает. Изоляция окрашена в массе, а не по поверхности, как иногда бывает.

    Для всех проверок я отмотал от черного провода 20 метров (плюс-минус 2 см). Первое, что я проверил — это метраж. Естественно, перемерять длину каждого мотка было бы глупо. Поэтому я взвесил отмотанные 20 метров и все остальные целые мотки. 20 метров весят ровно 90 грамм:

    Качественный провод для автомобиля и радиолюбительских поделок

    Качественный провод для автомобиля и радиолюбительских поделок

    Вес 100-метровых мотков колеблется от 445 до 475 грамм:

    Качественный провод для автомобиля и радиолюбительских поделок

    Качественный провод для автомобиля и радиолюбительских поделок

    Так что по метражу вроде бы все нормально. Конечно, считая, что все цвета одинаковы по конструкции и весу, но скорее всего так оно и есть, по крайней мере отличий мне выявить не удалось.

    Ну и проверка характеристик провода. Для начала посмотрим что обещает нам для этого провода сам производитель в своем документе — chuvashcable.ru/assets/files/Avtotraktornie-provoda.pdf:

    — ТУ 16.К05-015-2002

    1. Провод с медной жилой повышенной гибкости, с тонкостенной поливинилхлоридной изоляцией, одножильный

    2. Температурный диапазон использования: от -40°С до +105°С

    3. Провода стойки к поражению плесневыми грибами.

    4. Срок службы проводов, в пределах которого обеспечивается наработка, составляет: 8 лет. Фактический срок службы не ограничивается указанным, а определяется техническим состоянием провода.

    5. Испытательное напряжение частотой 50 ГЦ после выдержки в воде: 1000 В

    6. Провода марки ПВАМ, ПВАТ изготавливаются по техническим условиям (ТУ), согласованным с центром технического развития

    ОАО «АвтоВАЗ».

    7. Сечение токопроводящей жилы, кв.мм: 0.35

    8. Класс гибкости жилы: 4

    9. Номинальная толщина изоляции, мм: 0.268

    10. Максимальный наружный диаметр мм, не более: 1.4

    11. Расчетная масса 1 км провода, кг: 4.6

    12. Электрическое сопротивление токопроводящих жил, Ом*км: 57.0

    К сожалению, я не смог найти текст указанного ТУ. Но в общем-то, он не сильно и нужен, все фактические параметры и так заявлены и могут быть проверены.

    Итак, по порядку.

    Вес уже был подтвержден взвешиванием — примерно 450-460 грамм на 100 метров или 4.6 кг на километр, тут все соответствует заявленному. Внешний диаметр тоже похож на обещания — в разных плоскостях колеблется от 1.285 до 1.315 мм, то есть в среднем 1.3 мм при указанном максимуме 1.4 мм.

    Качественный провод для автомобиля и радиолюбительских поделок

    Качественный провод для автомобиля и радиолюбительских поделок

    После этого я вытащил из ящика LCR-метр и измерил сопротивление 20-метрового отрезка. Почему я не измерил сразу 100 метров? Из-за одного нюанса: у меня нет миллиомметра постоянного тока. LCR-метр измеряет сопротивление с точностью до миллиома только на частоте 1 кГц и выше, а смотанный провод уже представляет собой катушку с какой-то индуктивностью, и на этих частотах измерение сопротивления уже не будет корректным, оно будет давать завышенные показания относительно сопротивления постоянному току. Места растянуть из мотка 100 метров провода у меня просто нет 🙂 Поэтому я растянул 20-метровый кусок по комнате, чтобы он не образовывал индуктивность. Предварительно, конечно, откалибровал прибор:

    Качественный провод для автомобиля и радиолюбительских поделок

    И потом измерил сопротивление 20-метрового куска:

    Качественный провод для автомобиля и радиолюбительских поделок

    0.98 ома прибор показал и при измерении постоянным током (в этом режиме он показывает только до сотых долей ома), так что результат кажется вполне достоверным. И сопротивление на километр тогда получается 0.98*50=49 Ом — это даже лучше, чем заявлено производителем.

    Стало интересно посмотреть на провод в разрезе. Честно говоря, мне лень было доставать дремель, чтобы ровно отпилить кусочек провода, поэтому я просто отрезал его скальпелем. Поэтому срез проводков не очень ровный 🙂

    Большие риски измерительной сетки соответствует ровно 0.2 миллиметрам, маленькие риски — 0.02 мм. Справа для сравнения кусок ПУГВ 0.5 кв.мм Щучинского «Автопровода»:

    Качественный провод для автомобиля и радиолюбительских поделок

    Видим 11 проволочек и довольно тонкую по сравнению с ПУГВ изоляцию. Прикинув по измерительной сетке, получаем диаметр проволчек около 0.2 мм, что с запасом укладывается в заявленный 4-й класс гибкости, с этим тоже все в порядке 🙂

    Для более точного определения сечения я вытащил одну проволочку и измерил ее диаметр двумя способами — непосредственно и намотав 10 витков и измерив длину намотки:

    Качественный провод для автомобиля и радиолюбительских поделок

    Качественный провод для автомобиля и радиолюбительских поделок

    В обоих случаях диаметр проволочки получается ровно 0.2 мм. Три метода из трех сошлись в показаниях, что придает высокую достоверность результату 🙂 Итак, 11 проволочек диаметром 0.2 мм дают общее сечение провода 0.3456 кв.мм, что очень близко к заявленным 0.35. На мой взгляд это отличный результат.

    Теперь можно вычислить сопротивление чистой меди при этом сечении и сравнить с результатом измерения. Удельное сопротивление меди примерно 0.017 ом*кв.мм/м. То есть жила из меди сечением 1 кв.мм при длине 1 м будет иметь сопротивление 0.017 Ома. При сечении 0.3456 кв.мм сопротивление должно быть 0.017/0.3456=0.04919 ома на метр или 0.983 ома на 20 метров — и опять очень близкое соответствие с измеренными 0.979 омами. Значит в жиле действительно чистая медь 🙂

    Жилы блестящие, не окислены, не потемневшие. Но для порядка я капнул на провод немного флюса и попробовал залудить:

    Качественный провод для автомобиля и радиолюбительских поделок

    Лудится превосходно, припой растекается моментально. Но вот изоляция ползет от нагрева, хоть и не так сильно, как бывает на некоторых проводах.

    И последнее, очень немаловажное для применения в автомобилях — горючесть изоляции. Первая гифка демонстрирует горение одной изоляции, без жилы внутри:

    Качественный провод для автомобиля и радиолюбительских поделок

    Вторая гифка — целый провод, с жилой:

    Качественный провод для автомобиля и радиолюбительских поделок

    Как видно, изоляция самозатухает довольно быстро. Кусок изоляции без жилы мне один раз удалось продержать в процессе горения секунд 5 — я для этого ее вертел, направляя пламя на свежие участки изоляции, но в конце концов она все равно потухла, не смотря на мои старания 🙂 С жилой же внутри поддерживать ее горение дольше 2-3 секунд вообще невозможно. Так что в этом вопросе тоже все очень хорошо.

    Итоги

    Это довольно неожиданное по качеству приобретение. Заказывая его, я надеялся, что все будет не очень плохо, но ожидал, что сечение все-таки будет минимум на 10% меньше заявленного. И сейчас я в очень приятном удивлении и от работы магазина и от качества провода. Ну, по крайней мере именно этого провода — ПВАМ 0.35. Ставлю ему твердую пятерку по пятибальной шкале 🙂

    Практически все заявленные производителем характеристики подтвердились с высокой точностью, так что теперь этот магазин будет моим главным источником проводов 🙂

    Кстати, эти провода отлично ложатся в контакты Dupont:

    Качественный провод для автомобиля и радиолюбительских поделок

    И в контакты JST:

    Качественный провод для автомобиля и радиолюбительских поделок

    Это для вот таких разъемов
    Качественный провод для автомобиля и радиолюбительских поделок

    И, конечно же, они прекрасно подходят для ремонта слаботочной (не силовой) проводки в автомобилях, фактически это и есть их основное предназначение. Впрочем, эта же марка проводов сечением 1.5 и выше вполне подходит и для силовых цепей 🙂


СМОТРИ ТАКЖЕ