Товары из Китая

Тиски слесарные из СССР. Несколько советов по выбору и реставрация


Тиски слесарные из СССР. Несколько советов по выбору и реставрация

Слесарные тиски по хозяйству вещь необходимая. На гараже без них, как без рук. Можно купить новые или взять со «вторички», старые советские

Я выбрал второй путь. И мне повезло. Но об этом я узнал позже. Ибо здесь достаточно «подводных камней», а я в слесарном деле обычный «чайник».

Если вам нужны тиски, то перед покупкой есть несколько вариантов. Самый простой – купить в магазине новые, китайские. Тут выбор широк – от дешевых и самых простых из откровенного хлама «силумина», до более-менее прочных, но за неприличную цену. 

Второй вариант — приобрести тиски, «рожденные в СССР». Потому как за качеством металла в СССР хоть как-то следили и стандарты соблюдали. Например, в конструкции тисков есть ходовой винт, на котором выполнена трапецеидальная резьба по ГОСТ 9484 или упорная резьба по ГОСТ 10177.

Также можно взять старые немецкие тиски (например, производства ГДР) или чистокровного «англичанина». Это даже предпочтительнее, ибо культура литья и сборки у них на голову выше. На эту тему есть достаточно примеров на Ютубе. Справедливости ради скажу, что среди советских тисков попадались достойные образцы (как исключение из правил). Можете сами убедиться, даю несколько ссылок на видео ниже.

Видео интересующимся

Тиски из СССР, которые не смогли повторить китайцы — youtu.be/7xCre4Cg9pc

Тиски слесарные СССР со свалки — youtu.be/Vq7xivNoC1w

Восстановление ржавых застрявших тисков — youtu.be/U2jNeObHnZY

Ремонт советских тисков — https://youtu.be/zXlkOaWySqo

Не выбрасывайте сломанные тиски — youtu.be/1pqKoSZtgdI

Третий вариант – купить уже восстановленные советские тиски или зарубежные аналоги. Дорого, красиво, удовольствие для отъявленных профессионалов и ценителей раритетов. Тут запросят не меньше 100 зеленых.

«Да, ладно заливать! Я в прошлом году у соседа по гаражу купил классные советские тисочки. Причем, недорого!» — возразит читатель. Спорить не буду. Наоборот, порадуюсь вашему приобретению. Вам очень крупно повезло.

Цена вопроса и критерии выбора

Только вот «недорого» — это сколько? Важно знать габариты инструмента, вес и для каких целей он покупался. Потому как в природе существуют разные тиски. Есть, например, ювелирные. А есть миниатюрные, для домашних работ, с шириной губок 50 мм. Есть универсальные – от 60 до 100 мм. А есть слесарные с 20 см губками, которые весят более 12 кг. Я уже не говорю про кузнечные. Естественно, цена на них отличается.

Причем, одному человеку купить за 60 долларов слесарные тиски с 10 см губками весьма накладно. Другой готов отдать за них в два раза больше. Третьему повезло взять за бутылку пива дешево старые тиски, но в плохом состоянии. После чего на их восстановление ушла масса сил, времени и дополнительных расходов. Понимаете, к чему я клоню? Важно состояние инструмента. Как он хранился и как эксплуатировался.

Пример ниже – миниатюрные советские тиски «Челябинского Инструментального Завода» (ЧИЗ) из набора «Юный техник». По объявлению они предлагались в превосходном состоянии, в деревянном ящике, со штатной наковальней в комплекте. Тисочки для рукоделия очень хорошие, только вот цена заоблачная.

Тиски слесарные из СССР. Несколько советов по выбору и реставрация

Однако, мне такой малыш не нужен. Поэтому через сайт OLX начал искать советские тиски покрупнее. И в процессе долгих поисков выработал для себя несколько критериев. 

Основной критерий – тиски должны быть не ломанные, без сварки. Неплохо узнать состояние ходового винта (с трапецеидальной нарезкой). Понимаю, что это сложный момент, но, как вариант, можно расспросить у продавца и попросить фото. Внешний вид инструмента позволит оценить объем предстоящих зачистных работ, так что желательно обращать внимание на минимум ржавчины. Если тиски крупные, в плохом состоянии и с толстым слоем ржавчины, то их уже очищают электрохимическим способом или пескоструем.

«Святая простота! Да кто из продавцов на сайте объявлений честно и подробно напишет про свой товар» — воскликнет иной читатель. Да, есть объявления «никакие», а есть содержательные, с хорошим описанием. Как на этом фото слева (в зеленой рамке). Если присутствует множество фотографий, с разных ракурсов – вообще замечательно. Справа на фото в красной рамке – пример не совсем удачной подачи ибо размеры тисков не указаны. Для ориентации некоторые продавцы кладут рядом с тисками коробок спичек. Но, согласитесь, в ряде случаев этого недостаточно.

Тиски слесарные из СССР. Несколько советов по выбору и реставрация

Гораздо больше вам скажет клеймо завода. Если на фото можно разглядеть литье или штамп на металле, то в Сети можно (есть вероятность) найти эту модель тисков, определить ее размеры и параметры. Впрочем, существует промежуточный вариант объявления. Немного текста и несколько фотографий. Чаще всего пишут так – «Тиски из СССР в идеальном состоянии, размер 60/50 мм». Пойди-ка, догадайся, каков размер губок и что это за модель.

В моем случае OLX объявление гласило – «Тиски поворотные. Губки 60 мм. Тиски в рабочем состоянии. Настоящие, советские, тяжелые». Цена стояла весьма демократичная ($25) и подкупала фраза про тяжесть изделия. Судя по фото, состояние было неплохое. Корпус визуально целый, габариты подходящие, все винты на месте. Вдобавок, имелась поворотная платформа, наковальня и присутствовала струбцина для крепления к столу. Эти тиски идеально бы подошли на мой гаражный стол «Буратино». Поэтому я решился и оформил покупку.

Тиски слесарные из СССР. Несколько советов по выбору и реставрация

Разборка и осмотр

Тиски приехали ко мне в изрядно помятой картонной коробке (посылку «колбасило» в дороге изрядно). Перед разборкой воспользовался спреем WD-40. Торцевая накладка, в которую вкручивается ходовой винт, крепилась тремя винтами с круглой головкой. Все винты оказались слизаны. Я их заменил на новые, из нержавеющей стали. Если бы в корпусе была сорвана резьба, то пришлось бы нарезать новую. Но это не понадобилось.

Тиски слесарные из СССР. Несколько советов по выбору и реставрация
Тиски слесарные из СССР. Несколько советов по выбору и реставрация

На тисках обнаружилась литера «З». Возможно, это и цифра (тройка). Искал в «интернетах», но ничего про эти тиски не нашел. Если кто-то из опытных токарей или старожил Муськи встречал эту модель, то напишите, пожалуйста.

Тиски слесарные из СССР. Несколько советов по выбору и реставрация
Тиски слесарные из СССР. Несколько советов по выбору и реставрация
Тиски слесарные из СССР. Несколько советов по выбору и реставрация

Губки тисков оказались в плачевном состоянии. Можно купить новые, но я решил оставить родные. Пока достаточно их «оживить» с помощью напильника, сделав насечки. Винты крепления губок тоже очищу от ржи и грязи, после сниму заусеницы на  шляпках.

Печальнее всего выглядела изнутри труба подвижной губки – в металле сбоку зияла «раковина». Вдобавок корпус нес на себе следы кривого литья, так как литьевая форма на заводе была собрана с перекосом. На работоспособности изделия это не отразилось, но «швы» как перепады сторон на металле выступали заметно. Кое-где мне удалось снять их напильником.

Тиски слесарные из СССР. Несколько советов по выбору и реставрация
Тиски слесарные из СССР. Несколько советов по выбору и реставрация
Тиски слесарные из СССР. Несколько советов по выбору и реставрация

Последний этап – разборка подвижной платформы. «Блины» платформы и круговую канавку тщательно вычищу железной щеткой и потом обильно смажу солидолом. 

В целом, состояние тисков оказалось неплохим. Они достойно выдержали испытание временем, пережили смену эпох и пересекли «миллениум» с минимальным для себя ущербом, с тонким слоем ржавчины.

Чистка и шлифовка

Очистку от старой краски и ржавчины хотел провести на улице. Но начался дождь, и пришлось на время эту процедуру отложить. Основной инструмент – аккумуляторная мини-болгарка с лепестковым кругом. Вспомогательный – железная щетка.

Тиски слесарные из СССР. Несколько советов по выбору и реставрация

Для начала привел в порядок губки и крепежные винты. «Вафельку» на губках навел напильником. Получилось кривовато. Эх, а как в Ютубе красиво все выходит! Не то, что у меня.

Тиски слесарные из СССР. Несколько советов по выбору и реставрация
Тиски слесарные из СССР. Несколько советов по выбору и реставрация
Тиски слесарные из СССР. Несколько советов по выбору и реставрация

Для торцевой накладки новые винты из нержавейки оказались длиннее, пришлось укоротить. Обрезал их мини-болгаркой.

Тиски слесарные из СССР. Несколько советов по выбору и реставрация
Тиски слесарные из СССР. Несколько советов по выбору и реставрация

Родные и хилые аккумуляторы 18650 в этой мини-болгарке я поменял летом на фирменные высокотоковые Murata. Это позволило полностью раскрыть потенциал инструмента. Теперь он мог нормально шлифовать и резать металл под нагрузкой. Правда, контакты на батарее нагревались дико. Приходилось работать с перерывами.

Тиски слесарные из СССР. Несколько советов по выбору и реставрация
Тиски слесарные из СССР. Несколько советов по выбору и реставрация

В итоге, за несколько дней, не спеша, привел корпус в порядок. К зеркальному блеску не стремился. Главное, избавиться от ржавчины, выровнять грани и отшлифовать неровности.

Покраска деталей

Следующая неделя выдалась солнечной и очень теплой. Что аномально для середины осени, но мне весьма на руку. В первый день решил покрасить в черный цвет мелкие детали – губки, ручки, скобу, винты и т.д. Использовал нитроэмаль в баллончике.

Тиски слесарные из СССР. Несколько советов по выбору и реставрация
Тиски слесарные из СССР. Несколько советов по выбору и реставрация
Тиски слесарные из СССР. Несколько советов по выбору и реставрация

На следующий день покрасил нитроэмалью основные детали в бирюзовый цвет. Предварительно во все винтовые отверстия вставил бумажные «чопики», а площадку наковальни, поворотную платформу и другие подвижные части оклеил малярной лентой.

Тиски слесарные из СССР. Несколько советов по выбору и реставрация
Тиски слесарные из СССР. Несколько советов по выбору и реставрация
Тиски слесарные из СССР. Несколько советов по выбору и реставрация
Тиски слесарные из СССР. Несколько советов по выбору и реставрация

После высыхания краски удаляю малярную лету, смазываю винты солидолом и собираю тиски.

Тиски слесарные из СССР. Несколько советов по выбору и реставрация
Тиски слесарные из СССР. Несколько советов по выбору и реставрация
Тиски слесарные из СССР. Несколько советов по выбору и реставрация

Подытожим

В результате имеем вот такие тиски. Все размеры указаны на фото. Раскрыв тисков или максимальное расстояние между губками составляет 5,5 см. Размер губок – 65 мм. Вес изделия – около 5,5 кг.

Тиски слесарные из СССР. Несколько советов по выбору и реставрация
Тиски слесарные из СССР. Несколько советов по выбору и реставрация
Тиски слесарные из СССР. Несколько советов по выбору и реставрация
Тиски слесарные из СССР. Несколько советов по выбору и реставрация

Ходовой винт крутится плавно и легко – можно вращать его одним пальцем. Увидев этот процесс, кошка Муська тоже захотела проверить тиски в деле.

Тиски слесарные из СССР. Несколько советов по выбору и реставрация
Тиски слесарные из СССР. Несколько советов по выбору и реставрация

Хват губок цепкий. Струбцина прочно держится на столе. Можно уверенно резать пластик, металл, дерево и обрабатывать заготовки. Приобретением тисков и результатом реставрации я весьма доволен.

Тиски слесарные из СССР. Несколько советов по выбору и реставрация
Тиски слесарные из СССР. Несколько советов по выбору и реставрация

На этом у меня все!

Всем удачи и бобра! ©


СМОТРИ ТАКЖЕ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *