Часы "Звезда". Восстановление работоспособности или "Путешествие в обратно".
Вы помните мамины руки, тёплые нежные мамины руки, так приятно пахнущие корицей, бадьяном? Чем дальше и дальше детство, тем чаще и чаще вспоминаются они, правда? А помните часы на маминой руке? Я помню. Это были часы марки «Звезда», которые подарил маме дедушка. А когда я перешел в класс, эдак, третий (?) эти часы стали первыми часами в моей жизни. Увы, они не сохранились. Но вот недавно ко мне попали женские часы «Звезда». Я взял их в руки и… и снова картины детства ожили. Замечательный поэт и кинорежиссёр Геннадий Шпаликов назвал это «путешествие в обратно». Для меня восстановить такие часы — это сродни путешествию в обратно, в далёкое детство. Что ж, Господа, простите возможно несколько излишнюю сентиментальность, но прошу вас составить мне компанию в этом путешествии. Кто со мной? — Мы отправляемся в обратно!
И отправляемся мы с вами в теперь уже далёкий 1935-й год, когда по указу партии и правительства в городе Пензе было начато строительство пензенского часового завода. Для него же было закуплено оборудование на фирме LIP, а именно часового механизма LIP T-18. «Т» — потому, что «Tonneau» по-французски — бочонок. А механизм именно в таком форм-факторе и был выполнен. Размер этого бочонка — 18X28,5 мм, ход у механизма анкерный. Таким образом появился на свет механизм «Звезда» на пятнадцати рубиновых камнях.
Первая партия часов увидела свет к концу 1938-го года. Часы тогда шли под маркой «ЗиФ». А с 1940-го года переименованы в известные теперь часы «Звезда». Поговаривают, что именно этот механизм был переформатирован в широко известный К-26 (R-26), ставший сердцем часов «Победа». Но толки ходят об этом разные. Однако, вернёмся к нашим часам. Из Пензы часовое производство расширилось по разным городам и весям на множество заводов. Но наиболее широко известны Пензенские (со звездой на циферблате) и Ленинградские. В их механизмах есть некоторые отличия. О них я расскажу позже по ходу повествования.
Часы «Звезда» выпускались как в наиболее известном женском варианте, так и в мужском. В отличие от бочкообразных женских часов, корпус мужских часов был прямоугольный. Кстати, часы были весьма элегантными. Может, именно поэтому и не прижились у мужчин. Мужскими часами считались тогда «Победа». А зря. Механизм LIP T-18 хоть и с особенностями, но на ходу замечательный. И это мы увидим после проведённого репассажа. Итак, далее рассказ пойдёт именно о женских часах-бочоночке в корпусе «Tonneau». Достались мне они в аховом виде. Рассчитывать на то, что удастся их довести до состояния, при котором их можно носить, не приходится, но запустить механизм и расширить коллекцию этими отчасти легендарными часами, служившими не одному поколению, безусловно удастся. Но что рассказывать, гляньте — вот они.
Пора заглянуть внутрь. Корпус выполнен из двух половин. Такая конструкция корпуса не требует извлечения переводного вала при разборке часов. Достаточно поддеть половинки корпуса лопаткой, и корпус раскроется.
Вот так. Верхняя часть корпуса со стеклом снята. Перед нами видавший виды циферблат, стрелки со следами коррозии, секундная стрелка совсем махонькая. Циферблат здесь особенный. Он изогнут по дуге, а под секундную стрелку выполнена углубление-ниша, в которой стрелка эта и ходит. Рисунок на циферблате чрезвычайно нежный. Я предпринял попытку слегка его почистить… но и поплатился за это.
Продолжаем разборку. Разнимаем детали корпуса. Как видно, механизм защищен дополнительным пыльником. Нижняя часть корпуса тоже выполнена дугообразной. Часы замечательно садятся на руку, особенно при тонком запястье. Мужские часы, кстати, выполнялись точно так же. Очень красивый и удобный форм-фактор.
Клейма завода и надпись, сообщающая о наличии в механизме пятнадцати рубиновых камней.
Мост ангренажа удерживает цапфы четырёх колёс. Под цапфу центрального колеса камень не предусмотрен. Заводное колесо в этом механизме смонтировано на мосте ангренажа, а не на мосте барабана, как это обычно бывает в круглых механизмах. Такая компоновка. Мосты барабана и ангренажа крепятся каждый двумя винтами. Мост баланса — одним винтом.
Собачка колеса барабана, как и водится, на мосте барабана. Но у неё — особенная пружина в этом варианте механизма. Её рассмотрим позже при разборке.
Здесь хорошо видна ниша секундной стрелки.
После достаточно обширного вступления (думаю, читатель уже заждался) пора приступить к разборке механизма часов. Итак, снимаем стрелки. Подкладываем импровизированную прокладку, чтобы не повредить циферблат, поддеваем стрелки либо лопатками, либо изогнутым пинцетом и снимаем их с футоров.
Вот они — часовая, минутная и малышка секундная стрелки. Отложим их в чашку Петри, накроем крышкой, чтобы нечаянно не потерять. Стрелки дефицитные.
Снимем циферблат. Здесь всё просто. Вывинчиваем два крепёжных винта (см. стрелку),
затем просто снимаем циферблат и откладываем его в сторону. Обратите внимание, на часовом колесе нет пружинной шайбы. Циферблат изогнут и прилегает к колесу, не давая ему смещаться вертикально.
Снимаем часовое колесо. Обратите внимание на мост вексельного колеса. Он довольно крупный по габаритам. Скорее всего, он служит ещё и опорой для циферблата. Далее мы рассмотрим его конструкцию. А пока перейдем балансу.
Баланс классический, винтовой, без противоударной защиты. Снимаем его.
Обратим внимание на спираль — это так называемая спираль Бреге — прекрасно, тем более в калибре 18 мм. Правда, при «брегетировании» спирали проигрываем в высоте механизма, но оно того стоит. Двойной ролик с рубиновым импульсным камнем — эллипсом.
Градусник — тут всё как в большинстве механизмов.
Вывинчиваем винт крепления моста анкерной вилки, снимаем мост и вилку с платины.
Мост плоский, содержит два направляющих отверстия, в которые входят штифты, расположенные на платине. Отличная фиксация. А вот анкерная вилка особой конструкции. Вилка похожей конструкции применяется и в часах «Слава» на механизме 2409 и его производных. Рожки и копьё вилки выходят вправо в сторону. Это затрудняет установку анкерной вилки при переборке механизма, но виною тому — компоновка механизма.
Переходим к мосту ангренажа. Здесь два крепежных вина, а винт, обозначенный стрелкой, это винт разъединителя рычага ремонтуара. То есть, отпустив его, можно вынуть заводной вал. Но лучше этого не делать в данном механизме. При сборке ремонтуара я расскажу, почему.
Продолжаем разборку. Вывинчиваем винты крепления моста ангренажа.
Снимаем заводное колесо барабана, иначе не сможем снять мост ангренажа. Вообще-то сначала надо было снять заводное колесо, а потом уже заниматься мостом, но… проморгал. Ничего страшного, главное вовремя понять.
Снимаем мост ангренажа с заводным колесом. Так мост снимается нормально, а профилактику узлу заводного колеса будем делать позже. Так удобнее, чем работать с установленным на платине мостом.
Так выглядит мост ангренажа с обратной стороны.
И вот перед нами ангренаж — совокупность колёс механизма. Стандартный трёхколёсный механизм плюс анкерное колесо спускового механизма. Здесь видим: анкерное колесо, секундное колесо, промежуточное, центральное и минутное колёса.
Снимаем колёса и временно возвращаем мост на место — нужно было сразу снять минутный триб, я не сделал этого. Поэтому, чтобы не повредить оси минутного колеса, закрепляем колесо мостом и отправляемся на медленную сторону.
Вот так. Минутный триб снят. Его надо потянуть вверх с некоторым усилием. Конструкция минутного триба представляет собой своеобразную фрикционную муфту.
Вся «семейка» в сборе — колёса ангренажа, минутный триб и мост ангренажа.
Снимаем собачку колеса барабана…
… и переходим к мосту барабана, разбираем пружинный двигатель.
Снят мост барабана и сам барабан.
Вот теперь обратите внимание на конструкцию пружины собачки барабана. Это отдельный узел, предусматривающий фрезерование детали моста и дополнительный винт крепления самой пружины. Сложно, да. В дальнейшем от такой конструкции откажутся, фрезеровку упразднят, а пружину сделают кольцевой, то есть так, как в «Победе» и многих других часах. Но чем хороша такая вот конструкция, так это тем, что пружину уж точно никак не потеряешь.
Открываем барабан. Позже пружину протрём и смажем, барабан промоем и соберём его заново.
А пока — барабан разобран, быстрая сторона платины свободна.
Разбираем барабан — вынимаем пружину. Пружина обычная спиральная. Рядом — чашки барабана и коре — ось барабана.
Здесь хорошо видны мечевидная накладка пружины и коре барабана.
Здесь — внутренний виток пружины с петлёй под зуб коре, на котором она крепится с этой стороны.
Принимаемся за медленную сторону и начинаем с разборки узла вексельного колеса.
Снимаем мост вексельного колеса, служащий так же опорой для циферблата и переводное колесо.
Разбираем ремонтуар. Для этого вывинчиваем два винта крепления пружины-моста ремонтуара, вывинчиваем винт переводного рычага (разъединитель). Надо соблюдать осторожность, чтобы при разборке не потерять R-образную пружину. Она склонна к неадекватному поведению, та ещё попрыгунья.
Ремонтуар и медленная сторона механизма разобраны. обратите внимание на буртик заводного вала (см. стрелку) и выступ на мосте ремонтуара (см. стрелку). Это особенности механизма, о них несколько позже.
Теперь — «Умываются мышата, И котята, и утята, И жучки, и паучки. Ты один не умывался…». И под эту песенку детали механизма отправляются в ёмкость с бензином.
Та-дам! Всё сияет, всё блестит и на солнышке искрится (упс, так ещё и в поэты запишут…)
Перед тем, как начать сборку механизма, хочу ещё раз обратить внимание на конструкцию заводного вала. Видите буртик, на который указывает стрелка? Он входит в специальный паз между платиной и корпусом. А в пыльнике предусмотрено специальное посадочное место под него. Таким образом часы очень хорошо защищены от пыли и даже можно сказать от мелких одиночных брызг воды. Кстати, пыли в часах, несмотря на почтенный их возраст, действительно практически не было.
Вот мы и подошли к самому главному — сборке механизма. Приступаем. И, как всегда, начинаем со сборки ремонтуара.
Нанизываем «шашлык» на переводной вал — собираем кулачковую муфту,
затем устанавливаем переводное колесо и фиксируем его винтом. Разумеется, не забываем о смазке деталей. Для этого узла используем «Б-1».
Устанавливаем детали ремонтуара на их места — R-образная пружина, переводные рычаги… А вот теперь смотрим, что получается. Помните, я говорил о штифте на мосте ремонтуара? Так вот этот штифт — это ось переводного рычага «бочонка». Получается так, что нужно собрать рычаг и пружину на платине на весу, а потом накрыть детали мостом, попав при этом осью в гнездо на рычаге и платине! Представляете, как это? Ставишь мост, а всё на платине от него убегает, пружина выскакивает и всё начинаешь сначала. Явная ошибка конструкторов. Была бы ось в платине, не было бы проблем. Но так… теперь становится понятно, почему механики старались не разбирать ремонтуар в этих часах. И ещё. Выше я предупреждал о нежелательности вынимать заводной вал, отпустив винт разъединителя. Дело в том, что при снятии вала переводной рычаг уходит в сторону, и чтобы вставить вал, приходится, как минимум, снимать стрелки с циферблатом и поправлять переводной рычаг. Есть тут своеобразная закавыка.
Но ничего, «Усердие и труд», как говорится — и мост на месте.
Смазываем накладной камень баланса.
Устанавливаем накладной камень баланса на место.
Займёмся барабаном. Протираем пружину промасленной ветошкой,
Монтируем пружину в барабан, смазываем «Б-1»
и закрываем крышку барабана. Готово!
Наносим смазку на коре, устанавливаем барабан на платину.
Еще раз посмотрим на мост барабана,
На конструкцию пружины собачки, смажем пружину
и соберём двигатель, не забыв о собачке.
Заводное колесо также нуждается в обслуживании. Вывинчиваем два крепежных винта, разбираем узел, вычищаем то, что там не должно быть, и, смазав, собираем узел заводного колеса.
Собираем ангренаж и накрываем его мостом. Наносим смазку на камни и цапфы осей колёс. Тут — МБП-12.
Переходим на медленную сторону и устанавливаем вексельное колесо с мостом вексельного колеса, минутный триб. С этим всё.
Промываем анкерную вилку и смазываем рабочие грани палет маслом для баланса и палет МБП-12. Далее проверяем скат колёсной системы и собираем спуск — устанавливаем на место анкерную вилку и накрываем её мостом.
Переходим к обслуживанию баланса. Разбираем баланс — отпускаем винт крепления колонки баланса, отделяем колесо баланса вместе со спиралью Бреге, вывинчиваем два винта крепления накладного камня, разбираем бушон и промываем детали в чистом бензине.
Просушиваем, смазываем накладной камень МБП-12
и собираем баланс.
Заводим пружину, проверяем импульс вилки, устанавливаем баланс на платину. Побежали!
Возвращаем на место циферблат и стрелки. Циферблат будет вот такой, со звездочкой. Из детства мне помнится именно такой. Ставим пыльник. Стекло уже отполировано, собираем корпус.
Освобождаем ячейку в шкатулке и кладем в нее новый рабочий экземпляр. Пусть тикает. Временами он будет навевать воспоминания.
Немного о технической части. Не глянуть ли нам, что же вышло в результате?
Ход ровнейший. Девять секунд… ну, можно выловить градусником, но ведь это минута в неделю! Знаете, если бы можно было найти мужской вариант этих часов в состоянии «витрина», ей богу, носил бы и носил. Для щуплого запястья очень и очень интересный вариант. А с технической точки зрения — график не врёт, великолепно.
По несчастью или к счастью, истина проста:
Никогда не возвращайся в прежние места.
Даже если пепелище выглядит вполне,
Не найти того, что ищем, ни тебе, ни мне.
Путешествие в обратно я бы запретил,
И прошу тебя, как брата, душу не мути.
А не то рвану по следу – Кто меня вернёт? –
И на валенках уеду в сорок пятый год.
В сорок пятом угадаю, там, где – боже мой! –
Будет мама молодая и отец живой.
Геннадий Шпаликов.
- Свет в комнате с любого пульта 2. Работа над ошибками
- Обучаемый IR-контроллер для управления двумя группами светильников
- Бурбон по ускоренному способу, в мультиварке-скороварке Redmond RMC-PM400 за 4 дня
- Как изготовить ложементы для инструмента, купив 3Д принтер. Из коробки.
- Прототип системы удаленного мониторинга температуры в погребе на LoRa
- FM-радиоточка на основе attiny13 и rda5807m
- Ремонт li-ion аккумулятора опрыскивателя
- Джамп стартер на LiFePO4 – храним в машине, используем при минус 30 – плюс 55 ºC
- Светодиод SunLike SAWS0661A. Собираем LED лампу солнечного спектра с CRI97.
- Объектив Юпитер-8. Профилактика. По просьбе коллег по сайту.