Легендарный фонарик «Жук». Попытка доведения до ума
В конце прошлого года возникло непреодолимое желание проапгрейдить самый старый из своих фонариков – ручной электродинамический «Жучек». Он давно валяется в пакете со всяким барахлом, которое практически не используется. Выбросить жалко – а вдруг понадобиться? Я ни в коем разе не фонаревщик. Делал такое в первый раз, поэтому лично мне это было весьма интересно (Раздел А. Переделка). Кроме того, узнал много нового. Так сказать, расширил свой кругозор (Раздел Б. Историческая справка – для тех, кто не фонаревщик).
Раздел А. Переделка
1. Сабж
Судя по всему, мой экземпляр был выпущен в конце 80-х/начале 90-х. По крайней мере, цена на корпусе не указана. Да и активно использовался он примерно с тех времен. На одной стороне корпуса имеется логотип «ЗИП» Краснодарского завода измерительных приборов, на обратной – ничего. Рукоятка – с фигурными вырезами, что (по мнению экспертов с известного ресурса Ф.) означает «экспортный» вариант. Но что-то мне подсказывает, что это немного не так. 😉
Один из 6 винтов отсутствует. Сам он выпасть не мог — рЕзьбы (в металле!) глубокие и все целые. Скорее всего, винт был утерян при разборке корпуса на коленке, в полевых условиях и при очень плохом освещении — у костра или при луне. Возможные причины разборки:
— попадание песка
— попадание воды (падение фонарика в лужу/ручей/реку).
Крышка, фиксирующая стекло и отражатель, была замотана советским пластырем, которой одеревенел от старости. Такое было сделано не случайно. Дело в том, что у «Жучков» с прямоугольным рефлектором – это слабое место. Фиксация происходит путем вщелкивания пластмасски в пластмасску и со временем этот «узел» ослабляется при замене лампочек или разборок корпуса. Можно случайно задеть крышку, она отвалится и выпадет стекло, которое, как ни странно, сделано из настоящего силикатного стекла. При его поисках в потемках стекло иногда не находят. Ибо прозрачное плохо видно. Были случаи, когда на него наступали и тупо раздавливали.
Почему советский медицинский пластырь, а не [синяя!] изолента? Здесь пластырь лучше. В процессе использования он ведет себя подобно черной тряпичной изоленте – в тепле пропитывается клеящим составом насквозь и образует достаточно однородную массу. Чего нельзя сказать об изоленте, даже синей. Кроме того, моток пластыря всегда можно найти в аптечке, в отличии от изоленты.
В фонарике установлена лампочка 2.5В/0.4А. По старым ГОСТам это Мн-5, по ГОСТ 31997-2012 это МН2,5-0.4.
На самом деле, «правильной» лампочкой для «Жучка» считается Мн-3 (МН2,5-0.15) на 0.15А. Она светит существенно ярче.
Но здесь есть один «маленький» нюанс. Мн-3 слишком часто перегорают. Мало того, что необходимо всегда иметь запас в количестве 2-3 шт. Для заменены нужно сматывать-наматывать пластырь. И еще в темноте, на ощупь, найти коробочку с этим самым запасом. В тоже время, Мн-5 служит многие годы. Вялого свечения Мн-5 как правило достаточно, чтобы подсветить в палатке или сходить по нужде.
В целом, фонарик оказался вполне себе рабочим. Фото разборки (неполной):
2. Замена лампочки на светодиодную. План действий
На Ютьюбе куча видео по замене лампочек накаливания на светодиоды в старых фонариках, в том числе и электродинамических. Многие предполагают слишком глубокую переделку передка фонаря, так как места внутри, после генератора, совсем мало – пяточек 18х18 мм. А мне хотелось сохранить аутентичность «Жучка» и заодно совершить минимум телодвижений. В итоге, за основу был принят вариант, взятый из одного видоса. Но с кучей изменений (выделено желтым):
Для начала, было выяснено, какое напряжение подает генератор на лампочку.
Оказалось, что максимум 4 В. Понятно, что это действующее значение переменного напряжения. Форма сигнала – скорее всего сильно искаженная синусоида. Размах и частота зависят от активности «накачки» генератора кистью. Поэтому, даже старшенькому Флюку тут можно верить постольку-поскольку.
3. Заказ недостающего и изучение характеристик светодиодной лампочки
На Али было заказано.
1) Ионистор V-типа на 1 F.
Насчет V-типа – это было хорошей идеей. Все остальное — ошибка. И целых 2 раза:
— оказалось, что емкость ~1.0 F в такой цепи – это многовато. Ибо приводит к избыточно продолговатой по времени (5-7 минут весьма активных телодвижений) «накачке» ионистора электричеством до начала заметного свечения светодиода. А руки-то не железные и слишком много ненужного шума…
— ионистор с Али пришел значительно позже лапочки, за 8 дней до истечения двухмесячного срока.
К тому времени все было собрано и получены результаты, изложенные в данной статье. Ибо внутренний голос подсказал сделать параллельный заказ на Озоне и через несколько дней был получен ионистор V-типа на 1.5 F
На самом деле, пришел не зеленый, а черно-белый (как заказанный на Али). Думаю – без разницы.
Есть забавный момент. В отзывах по данному лоту один товарищ упомянул, что где «+» и «-» на ионисторе не указано и ему повезло – на клеммах конденсатора имелась остаточная разность потенциалов. Благодаря этому он таки-понял, где что. Мне тоже повезло – около 0.4 В между выводами имели место быть. И я с радостной улыбкой пометил «плюс» маркером. Когда уже припаивал ионистор к проводам от генератора внезапно обнаружил, что контакты промаркированы!
Но для этого надо было внимательно изучить места соединения ламелей с площадками электродов. И сопоставить одну сторону с другой.;)
2) Светодиодная лампочка Е10.
С полярностью подключения проблем не возникло. Плюс стандартно по центру, причем это обозначено прямо на упаковке. И это хорошо: судя по комментам к лоту, лампочки не имеют защиты от неправильного подключения и немножко дохнут, если перепутать,.
Подкупило то, что китайцы при описании лота как бы наглядно показали, как ведет ихняя лампочка в зависимости от приложенного напряжения. После получения я это сразу же проверил. Все оказалось «немножко» не так. Толи лыжи не едут, толи я на асфальте.
Китайская табличка:
Мои измерения:
или, в пересчете на мощность:
Поднимать напряжение выше 5.5 В я не рискнул, ибо:
— мне оно было не нужно даже рядом
— есть некоторая вероятность внезапного сдыхания китайского драйвера при крайнем заявленном значении в 6 В.
Не, ну я понимаю, что после достижения определенного значения (когда сила тока на светодиоде близка к предельно допустимой), ток надо резать. Более того, потом надо уменьшать силу тока. Что бы избежать перегрева. Но не настолько же. Получается, что максимум светимости соответствует промежутку 3.25-4.00 В. Что намекает на то, что лампочка отлично подходит для питания от «обычного» литий-ионного аккумулятора. Или от 3-х никель-металлгидридных. Это как бы на заметку тем, кто дурью не мается, а модернизирует обычные древние фонарики с Е10 на борту, без электродинамики. Тупо заменил лампу накаливания на эту красоту — и радуйся жизни.
И еще один момент – вышеприведенные графики получены по циферкам, отображаемых на мордочке ЛБП. Относительно их адекватности – вот выжимки из полной калибровки ЛБП по Флюку, которая была сделана мае 2023:
На анимации показаны основные этапы «зажигания» светодиодной лампочки:
2.36 В – не светит
2.37 В – появляется слабое свечение
2.56 В – ЛБП начинает показывать силу тока (0.001 А)
2.70-2.80 В – уже светит достаточно ярко.
3.30 и выше – шарашит так, что часть цифр на табло ЛБП становятся нечитаемыми.
P.S. Когда уже верстал статью, наткнулся на видео, в котором используются лампы из рассматриваемого лота. То, что там изложено — несколько спорно, но зато есть небольшая разборка.
МС, на которой написано «7136» — это скорее всего HT7136
P.P.S. Еще есть недавнее видео от Лисина, которое является глубоким исследованием других, но подобных ламп в двух вариантах:
— 3-12V с линейным драйвером
— 6-24V с импульсным драйвером
4. Диодный мост (диодная сборка)
Это была отдельная эпопея. Разбирал-распиливал старые ЗУ для телефонов в поисках подходящего донора. Но там были или мосты из диодов или ноги выпаянных диодных сборок отваливались при попытках легкого изменения их положения относительно корпуса сборки. В конце концов допер, что нужно просто выпилить кусок платы с припаянной диодной сборкой и прилепить прямо на ионистор двусторонним скотчем.
Во избежание лишних замечаний по поводу «неправильного» качества пайки. А вы попробуйте спаять такое на стуле, при плохом зрении и полном отсутствии вспомогательных средств типа «третьей руки» … Главное – оно нормально работает.
5. Сборка воедино и испытания
В принципе, ионистор влезает в свободное место между генератором и стенками корпуса. Но почти впритык. При работе генератора слегка болтающийся ротор (магнит) иногда чиркает о корпус ионистора и вращение тормозится. Поэтому пришлось укоротить направляющие, по которым ходит пластиковый блок с гнездом для лампочки.
Дальше все просто. Припаял диодный мост, смотрю что там на выходе
В районе 3 В постоянного напряжения. И это уже не плохо.
Далее делаю бутерброд ионистор-диодная сборка и подсоединяю к светодиодной лампочке.
И тут оказывается, что нужна нудная «накачка» ионистора электричеством. Ибо ионистор – конденсатор емкий, жрет много и разность потенциалов повышается не быстро. Через 2-3 мин светодиод вяло зажигается, потом начинает спорадически подмаргивать ярким светом. И только через 5-7 минут после начала «накачки» начинает гореть практически непрерывно. Вот в таком состоянии и была снята нижеприведенная кривулина. Пилообразная кривая – окончание накачки, далее – спад по псевдо-экспоненте:
Живьем это выглядит примерно так: ВИДЕО
Пока качаешь – неплохо светит. Поярче, чем Мн-3 (ИМХО) и намного ярче, чем Мн-5. После окончания телодвижений кистью — остаточное свечение на несколько десятков минут. Примерно, как в случае Мн-5 – в кромешной темноте под ногами видно, только качать не нужно.
Вообще сравнивать достаточно сложно, ибо свет от лампочек накаливания теплый-ламповый, а от сабжевой светодиодной – ярко-белый (6000К).
А это результаты апгрейда:
6. Разбор полетов
«Ах, если бы я был таким умным ДО, как моя мама ПОСЛЕ…».
1. На самом деле, было бы здорово, если достаточно яркое свечение начиналось с 2 В на выходе с моста. То есть, напряжение надо бы как-то повышать на 1-1.5В. Но как там разместить дополнительную платку DC-DC — ума не дам.
2. Очень вероятно, что диоды в сборке — не Шоттки. Точнее — я почти уверен. Но собирать отдельно диодный мост из д. Шоттки и куда-то там его лепить… пока нет энтузиазма.
3. Ионисторы 1-1.5 F – явный перебор, надо ставить на порядок меньше по емкости.
4. Механизм надо смазать, и я в принципе это начал делать. Но попутно решил устранить давнишнюю проблему: при начале движения рукояти происходит как бы «закусывание» зубчатых передач за счет перекоса вращающихся деталей. Раньше такое происходило иногда. А сейчас – почти каждый раз. В результате, совершил очередную ошибку – разобрал блок генератора.
Проблему устранить так и не удалось. Причину понять не могу. Разбирал-собирал несколько раз: заменил шток ведущей шестерни, добавлял шайбы в разные места. Стало еще хуже.
Кое-как скрутил и оставил до лучших времен.
4. По поводу модернизации генератора и, прежде всего, замены магнита на неодимовый – лучше сразу же глянуть ТУТ. Магнит там своеобразный и за 3 копейки купить не получится. 😉
5. Если кому вдруг приспичило иметь «современный» электродинамический фонарик. На всякий пожарный и без всяких там переделок… Поверхностное копание в данном направлении приводит к весьма простым выводам.
А) Есть мнение, что самый дешевый китай – в целом сильно печален. Думаю, такое «открытие» не является неожиданным для посетителей данного ресурса. Но ежели ОНО лежит про запас и не используется годами, то почему бы и нет. Экономика д.б. экономной ©.
Б) Для тех, у кого использование «фонарной электродинамики» является вполне вероятным событием, есть более дорогие китайские варианты. Я там тоже сильно не копал, но прямо на поверхности лежит что-то типа Fenix E-STAR от 30-35 у.е.
У того Феникса имеется альтернативное питание от АА. И это достаточно логично: если сдохла батарейка, а свет еще нужен – переходи на накачку кистью руки. 😉
Обзор для интересующихся или видео-вариант этого обзора.
И на этом все. Тем, которые не относят себя к хорошо информированным фонаревщикам, предлагаю заглянуть в следующий раздел. Может, что-то окажется интересным.
Раздел Б. Историческая справка
Сейчас я открою страшную тайну. Только не смейтесь. Еще пару месяцев назад, я был почти уверен, что электродинамические фонарики а-ля «Жук» бывают двух разновидностей:
— «старинные» с круглым отражателем и накладкой-фиксатором на резьбе
— «новые» с прямоугольным отражателем и накладкой-защелкой.
И выглядят они примерно так:
Просто за многие годы пребывания в походных условиях, автор ничего принципиально иного никогда не видел.
Представляю, как сейчас гомерически хохочет продвинутый фонаревщик, случайно заглянувший в этот раздел. А я ведь его предупреждал – написано не для фонаревщиков…
Элементарный поиск по картинкам показал, что видовой состав электродинамических фонарей должен быть намного более многообразен. А содержимое картинки — только вершина айсберга
И автора внезапно тОркнуло, что для полноты изложения надо бы попробовать прояснить пару моментов:
— какой первый электродинамический фонарик начал серийно выпускаться в СССР?
— когда, где и кем был впервые налажен серийный выпуск электродинамических фонариков в мире?
Именно поэтому и появился сей раздел.
Ответ на первый вопрос оказался практически однозначен – завод «Электросила», г. Ленинград, как минимум за год до Великой Отечественной (ОСТ ЭЛ12-40 от 1940 г.). Не исключено, что выпуск был налажен несколько ранее, до введения того самого ОСТа. В последствии оказалось, что это клон зарубежных моделей, но там тоже клон на клоне (см. далее).
А по поводу «самого древнего» – тоже см. далее.
1. Для разминки: разбор одной статьи. Журналистика – это жесть
Я даже не знаю, почему изначально пустился в свободный поиск, а не сразу пошел на профильный русскоязычный ресурс. Наверное, потому что при поиске по картинкам через пару минут наткнулся на фото необычного электродинамического фонарика, с корпусом из металла и внешне сильно отличающегося от общеизвестных «Жучков». Перешел по ссылке на первоисточник картинки и прочитал трогательную статью «Фонарик Водопьянова».
В смысле сбора информации — это было моей ошибкой. Но весьма поучительной и показательной.
Далее несколько цитат из статьи, опубликованной в иркутской газете «Пятница», №6 от 16.02.2007
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Это произошло в 1937 году……
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Над Байкалом разыгралась сильная метель, самолет потерял управление и рухнул на лед……
Впрочем, самолет и в тридцать седьмом был уже годен только на лом, а вот летчик Водопьянов каким-то чудом выжил. Упав с порядочной высоты на байкальский лед, он переломал себе обе ноги, но благодаря стараниям иркутян остался жив. В благодарность за свое спасение Водопьянов подарил фонарик марки «Люцифер» механику Иннокентию Могилеву.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
На обратной стороне жучка — заводская гравировка на английском: «Сделано в Швеции по патенту США». Рядом указана марка «Люцифер».
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Не принес счастья шведский фонарик «Люцифер» своим владельцам. А его так берегли. Люцифер — это падший ангел, то бишь дьявол. Не с этим ли названием связаны злоключения тех, кто им когда-либо владел?
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Приведены сканы газетных фотографий, в том числе и эти
Что меня сильно удивило – на второй фотке как бы написано «Женева (Швейцария)» и на французском. И нет ничего про патент США. Наверное, Швейцария и Швеция – это примерно одно и тоже. А Женева – некий малоизвестный населенный пункт, где-то там на карте Европы…
И я решил копнуть дальше. Оказалось, что:
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
В феврале 1933 г. самолет Водопьянова потерпел катастрофу над Байкалом. Бортмеханик Серегин погиб. Водопьянов получил множественные раны головы, сотрясение мозга, сломал челюсть, потерял семь зубов.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Да уж, оказывается, что не 1937, а 1933. А перелом двух(!) ног врачи немного не заметили.
Ну ладно, на Дзене тоже могли насочинять всякого-разного. Начал искать официальную биографию Михаила Васильевича Водопьянова. Оную не нашел, но зато наткнулся на оцифрованный вариант его известной автобиографической книжки «Полярный летчик» (1954 г.), где в главе «Прерванный полет» русским по белому написано:
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Я встал, вытащил из-под обломков бортмеханика, оттащил его от машины и усадил на лёд. Конечно, я не понимал тогда, что бедняга Серёгин убит. Часа через три после катастрофы работники близлежащей железнодорожной станции Мысовая обнаружили меня бродившим вокруг самолёта. Моё лицо было окровавлено, а руки обморожены. Когда они подошли, я попросил папиросу и потерял сознание.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
«Лёгкое», как мне почудилось, ранение оказалось несколькими рваными ранами на голове, из которых четыре были весьма серьёзными, переломом нижней челюсти, семью выбитыми зубами, большой раной на подбородке и ещё более глубокой на переносице, порезанными надбровными дугами. Врачи наложили на все раны тридцать шесть швов.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Ну ладно, сильно пожилой человек через 70(!) лет после описываемых событий может многое путать. Но почему сотруднику официального печатного органа не пришло в голову проверить
информацию? В Иркутск интернет был проведен летом 1994. Ладно, предположим, что в далеком 2007 г. у работников иркутских СМИ еще были проблемы с подключением к интернету. Но есть же библиотеки…
И последнее – удивила интерпретация названия «Люцифер». Журналист напрямую указывает на Князя Тьмы. Что для фонарика довольно странно. И с точки зрения маркетинга – вообще полный швах (особенно для тех времен).
А теперь как оно есть на самом деле (отсюда):
Швейцарский фонарик Люцифер (кстати, в переводе с латинского «несущий свет»). Патент, указанный на корпусе — 1918 года. Фонарик также выпускался в США. В США патент датирован 1919 годом. Номера патентов добавлялись на корпусе. Судя по различным вариантам, обнаруженным в интернете, номера патентов 1918, 1919, 1924 и 1927 годов. У меня, скорее всего, самый первый вариант — номер патента на корпусе только один.
Корпус полностью металл. Очень интересная конструкция — две половины стянуты стальной лентой, на которой закреплен рефлектор. Если ослабить винт, стягивающий ленту, то ее можно двигать в небольших пределах, определяемых длиной выреза для рукоятки. В результате рефлектор можно направить слегка вверх или слегка вниз. Длина фонарика 12 см, вес 304 грамма. © VladTiman
2. История вторая: про первый советский «Жучек» и кто у кого копировал/тибрил
Наверное, ни для кого не секрет, что первый советский «Жучек» начал выпускаться на Ленинградском заводе «Электросила». И еще до начала Великой Отечественной.
А ОСТ ЭЛ12-40 был введен несколько позже.
Возможно, клеймо означает год изготовления. А может и нет:
Так же бытует мнение, что «Электросила» – это клон французского «Пигмея»
ТУТ
«Пигмей» частенько позиционировался как 36-го года выпуска (начало выпуска скорее всего намного ранее), а на коробке «Электросилы» — ОСТ -40-го года. Возможно «Электросила» и выпускалась по французской лицензии. Подобный генератор попадался и американского производства. Не думаю, что это самостоятельные разработки. © Свечкинъ
Совершенно аналогичное есть и у немцев (Braun manulux), и у кучи ноу-неймов.
ТУТ и ТУТ
Поразительное разнообразие конструкций, при, казалось бы, одинаковом принципе действия! Еще два близнеца — разновидность Braun (с бакелитовой обоймой под линзу) и безымянный (клейм не обнаружено) фонарик, возможно, производства Германии…
… В общем, можно констатировать, что зачастую многие безымянные фонарики выполнены гораздо основательнее (добротнее) и соответственно качественнее чем их «фирменные» собратья и обладают превосходной работоспособностью… © Свечкинъ
Так что, кто у кого и когда позаимствовал данную конструкцию – темное это дело. 😉
3. История третья: кто же первый наладил серийный выпуск электродинамических фонариков?
Сие до сих пор неведомо. В Первую Мировую разные модели уже выпускались и использовались странами-участницами.
Как забавный пример, вот такое чудо-юдо: Magnetlampe — Германия периода Первой Мировой
ТУТ и ТУТ
Фонарик для ношения на шее. Привод генератора осуществляется периодическим выдергиванием кольца, к которому прикреплена цепочка длиной 30 см (цепочка как на приводе бачка советского унитаза, кто помнит, только миниатюрная 2мм толщиной). Лампочка родная 5,5 V, 0,2 А свет не яркий, но документы в темноте проверить можно. В использовании по-моему не очень удобный: на шею давит(вес 530 граммов)плюс необходимость все время дергать за кольцо снизу, тем самым еще увеличивая давление на шею. В общем — не легкое это дело. © Свечкинъ
4. Подборка электродинамических фонариков, уже выпускавшихся во Вторую Мировую и ранее
Выбрано из пяти тем (в сумме 127 страниц):
Необычные фонари и фонарики от Свечкина (ч.1)
Необычные фонари и фонарики от Свечкина (ч.2)
Необычные фонари и фонарики от Свечкина (ч.3)
Небольшая коллекция жучков
Жучок…
Фонарик состоит из 58 деталей (в «Калашникове» наверное меньше), включая прокладки, шайбы, оси и т.д. Наиболее массивная деталь — постоянный магнит необычной формы, около 100 граммов весом. Корпус, шестерни и некоторые детали выполнены из латуни. Фонарик удобен в использовании, рукоятка фиксируется с двух сторон фиксаторами, которые «утапливаются» внутрь и рукоятка складывается. Отражатель фиксируется двумя половинками корпуса и уже на него накручивается линза(что примечательно — отражатель выфрезерован из целого куска латуни и никелирован. Вес сего чуда 350 граммов, что в принципе сопоставимо с весом некоторых фонарей на батарейках. © Свечкинъ
Японский динамический фонарик периода Второй мировой войны
Фонарик активно использовался японской армией. Его вес составляет около 260-ти гр. Количество деталей — около 45 шт. Корпус выполнен из алюминиевого сплава типа силумин. Интересно клеймо RG расположенное на обратной стороне приводной ручки. Что-то напоминает D.R.G.M. на японский манер — может быть немцы выдали лицензию союзникам?
© Свечкинъ
TORINO AUTO LUX, Италия
Бакелитовый фонарик TORINO AUTO LUX, итальянского производства, по-видимому довоенный, аналогичный попадался фирмы SAJA. Выполнен очень качественно (подшипники скольжения присутствуют), цветного металла здесь не пожалели. Имеет необычайно легкий ход и большую инерционность, что редко, к сожалению, встречается в динамических фонариках (люкс он и есть люкс). Легкость хода также регулируется двумя встречными винтами, которые ввинчиваются во втулку большой шестерни и центрируют механизм внутри половинок бакелитового корпуса. Фиксатор четко фиксирует рукоятку привода в походном положении. Вес фонарика около 240 гр., количество деталей — около 60 шт. Лампочка BGW 2,5 V, 0,2А, вместо линзы — сферическое стекло. Все остальное, как и у других динамических фонариков. © Свечкинъ
Фонарик пр-ва Чехословакии
Добротный фонарик производства Чехословакии, судя по окрасу и применяемым материалам — 40-х годов производства, возможно и ранее, точнее сказать пока не могу. В фонарике насчитал 46 деталей, вес — 220 гр. Фонарик также собран по принципу моноблока, крепеж состоит их 9 штук почти часовых винтов. Рамка моноблока из алюминиевого сплава с запрессованными подшипниками скольжения. Снаружи к моноблоку крепятся две штампованные стальные крышки. Имеется мощная возвратная пружина, тем не менее фонарик работает на удивление «мягко». Лампочка, как следует из надписи — 2,5V 0,1А, реально стоит 0,15 А, но светит весьма прилично. Линза выполнена из оргстекла и хорошо рассеивает свет своей периферической частью, а центральной, наоборот — фокусирует. Создать подобную линзу из стекла, по-моему, не реально, да и дорого. Подобные фонари к тому времени уже выпускал Philips, типа 7424, так что по дате производства возможно надо равняться на них. © Свечкинъ
Немецкий от AEG
Еще один «капитальный» динамический фонарик от немецкого производителя AEG. Из ранних, на более поздних обойма линзы (из оргстекла) стала более толстой и широкой и белого цвета как и рычаг привода. Производился ориентировочно (судя по скупой информации) в конце 30-х годов и позже. На металле рычага привода выбита цифра «2», на половинках корпуса — 13 и S, других клейм и маркировок нет. Ведущая шестерня из текстолита. Количество деталей — около 48 шт. (пластины в пакете статора не считал, пакет — одна деталь). Вес — около 275 гр.
По возможности постараюсь в ближайшее время выложить практически все основные типы немецких динамических фонарей. © Свечкинъ
Британский Handilite — начало 20-х + еще ТУТ
Handilite — памятник техники и «высшее достижение» английского динамического фонарестроения — кусок почти сплошного металла, до отказа начиненный винтами, шестернями, обмотками… Вес фонаря — около 460 гр., лампочка, возможно родная, Eveready с нечитаемыми характеристиками, с посеребренным цоколем, линза диаметром 25 мм., материалы корпуса — сталь и латунь. Удобно расположен фиксатор приводной рукоятки. © Свечкинъ
Далее просто перечислю:
Американский 30-х годов
Итальянский Dima
Швейцарского производства, 20-х гг
Французский LUZY
SOL, Италия, модель 1941 г
Немецкий фонарик от IKA
Philips тип 7424-03
Clarbel, Франция + еще ТУТ
Французской фирмы Bretton Cluses + еще ТУТ
Американский, с заводной пружиной
Для тех, кто мужественно дочитал до этого места: пара загадок про «Жучки».
5. Загадка №1. Что ЭТО? Некоторые, возможно, знают
А тут рассказ более сумбурный, но приведена электрическая схема (8:37).
6. Загадка №2. Что ЭТО? Не уверен, что многие знают
Устройство проверки указателя напряжения (далее – УПУН 2001) предназначено для проверки работоспособности указателя высокого напряжения УВНК-10Б, УВНК 10–110, указателей УВН-10, УВН-80, УВНИ-10, УВНУ-80, а также указателей низкого напряжения УНВЛ-0,4, УНН 40-660, ПИН 90, МИН-1, индикаторных отверток, сигнализаторов напряжения ПИОН, ИСОН, БИН, СНИК и т.д.
ПИОН-2001, инструкция.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
И на этом точно все. Всего доброго.
- Загадка китайского вакуум-клинера DDRADON XC130
- Оживляем старенький катышко-клинер
- Китайские фены, похожие на Dyson
- Дополнение к обзору: прошивка для FixDry NT1
- «Зимние» велоботинки с али — BOODUN. Привет с большого бодуна…
- Двухканальный видеорегистратор 70mai Dash Cam A200 Set RU
- LED прожектор 50 Вт (ну, почти)
- Приспособление для заточки цепей к бензо-/электро- пилам
- Адаптер для УШМ (10>14; 10>16)
- 4-х проводный холдер