Ручной заклёпочник. Как построить истребитель с нуля
- Цена: 13,99(уже распродан)
Обычные заклёпки хороши почти всем. Для работы с ними не нужен специальный инструмент, но их недостаток в том, что для их установки необходим доступ к обоим сторонам соединения.
Поэтому часто приходится жертвовать их дешевизной ради односторонней клёпки. Один из вариантов решения задачи — вытяжные заклёпки, которые устанавливаются специальным инструментом.
Мини-обзор такого инструмента и сборка модели МиГ-21 под катом.
При клёпке открытых конструкций особых проблем подпереть заклёпку наковальней не возникает.
Уже в судостроении возможны проблемы — при постройке парохода Great Eastern клёпальщика с помощником забыли между слоями обшивки и заклепали там навсегда.
В авиастроении всё ещё сложнее — конструкции там сравнительно мелкие и во множество мест наковальней просто не достать.
Одним из решений проблемы стало использование взрывных заклёпок:
В их стержне предусмотрена камера для микрозаряда взрывчатого вещества. После установки в отверстия соединяемых деталей к головке заклёпки прижимают нагреватель, и взрыв заряда раздувает трубчатую часть заклёпки, формируя замыкающую головку.
Всё выглядит просто, красиво и производительно, но прочность соединения падает примерно на 20% по сравнению с обычной заклёпкой.
Если нужна высокая прочность соединения, используют так называемые джо-болты или ЗВСС — заклёпки высокого сопротивления срезу:
После установки такой заклёпки в отверстия специальный инструмент удерживает её головку и при этом вращает внутренний стержень.
Стержень при этом сначала развальцовывает наружную трубку до упора в поверхность детали, а потом обрывается по специально сделанной проточке, ослабляющей его сечение. Соединение получается прочным, но крепёж выходит дорогим для массового применения.
Упрощённый и удешевлённый вариант джо-болта — вытяжная заклепка:
У неё внутренний стержень гладкий и вместо завинчивания просто вытягивается до обрыва:
Как ни странно, вытяжные заклёпки и батарейки АА почти ровесницы — обе успели застать Первую Мировую.
Инструменты для установки таких заклёпок бывают разные. Для мелких работ дома обычно хватает ручного заклёпочника, если клепать приходится помногу — не обойтись без пневматического или электрического привода.
Упаковка посылки — полиэтиленовый почтовый пакет.
Внутри лежит тючок из пенополиэтилена:
Только пользы от этой мягкой обмотки немного — упаковку самого заклёпочника всё равно помяли по дороге:
На обратной стороне есть краткая инструкция по применению:
Несмотря на имеющийся шлиц, это не винт:
На самом деле инструмент разбирается простым выталкиванием этой детали вбок:
Поворотной головки у заклёпочника нет, и это сужает сферу его возможных применений.
В комплект входят четыре сменные насадки для работы с заклёпками разного диаметра(2,4/3,2/4,0/4,8 мм) и ключ для их затяжки.
Итак, берём соединяемые детали, складываем их вместе…
Вставляем в отверстие заклёпку:
Пытаемся клепать, но не получается.
Насадки имеют плоскую рабочую сторону, и это тоже заметный недостаток:
В радиусе 5 мм от центра отверстия не должно быть выступающих частей, иначе прижать инструмент к заклёпке будет невозможно.
В данном случае клепать пришлось с обратной стороны — там можно бортик вырезать для прохода инструмента:
Сводим ручки вместе — стержень развальцовывает трубку заклёпки изнутри:
На этот раз обрыв прошёл не очень удачно — оставшаяся часть стержня с острым концом торчит из заклёпки. Придётся стачивать:
Ну а теперь переходим к полезному использованию заклёпочника при постройке модели самолёта.
С чего начинается работа? С чертежей, а в нашем случае — с выкроек.
Фюзеляж — не просто труба постоянного сечения, поэтому он собирается из отдельных секций.
Основной материал — оцинкованная кровельная жесть. Паяется она плохо, поэтому зону шва сначала приходится зачищать:
После зачистки и сверления отверстий заготовка секции сгибается, временно скрепляется винтами с гайками.
Потом шов пропаивается и винты с гайками заменяются на заклёпки.
Носовая часть с конусом воздухозаборника изготавливается из жести от компьютерных корпусов, потому что из кровельной такое не выгнуть:
Полный набор секций фюзеляжа:
Он же, выложенный в длину:
На этом моменте кровельная жесть практически закончилась, поэтому крылья пришлось делать уже из текстолита:
Так как паять текстолит нельзя, то собирать крылья придётся клепкой, и вот тут как раз пригодятся вытяжные заклёпки:
Особой прочностью текстолит не отличается, поэтому с обоих сторон приходится делать стальные накладки(и промазывать шов герметиком, чтобы эти самые накладки не топорщились при сгибании крыла в проектное положение):
Стабилизаторы вырезаны из боковых крышек от компьютерных корпусов:
Для крепления модели к земной поверхности в неё вставляется стальная труба, проходящая примерно до центра тяжести:
Фюзеляж МиГ-21 в сечении не круглый, поэтому между отдельными секциями панели вставляются фанерные перегородки, задающие их форму в месте стыка. Перегородка, к которой крепится вставная труба, дополнительно усилена накладкой из кровельной жести, припаянной к наружной обшивке:
Самолёт — это не беспорядочное нагромождение костылей и подпорок! Это стройная и логичная система костылей и подпорок:
Центральная секция фюзеляжа в сборе:
Полностью склёпанный фюзеляж:
Крыло и балочные держатели:
Крылья и стабилизаторы приклёпаны к фюзеляжу:
Заготовка фонаря кабины, вид снаружи:
Её форму держат две поперечные перегородки:
Готовый фонарь кабины приклёпан к фюзеляжу:
После установки закабинного отсека стыки прошпаклёваны:
После шлифовки:
Ракеты «воздух-воздух» из дерева и жести(в качестве дерева — ручка от швабры):
Готовая модель после покраски:
Вывод: инструмент работоспособный, но не лучшим образом реализован. Рекомендую поискать такой, у которого насадки сходятся на конус.
Товар предоставлен для написания обзора магазином. Обзор опубликован в соответствии с п.18 Правил сайта.
- Делаем уровень к фотокамере для съёмки документов.
- Чернила для перьевых ручек. Сине-черные Pilot и Parker
- 3Д принтер Z-Bolt
- Аккумулятор Palo 1,5В превращается...
- Ремонт контактной группы чайника
- Внешняя гигабитная сетевая карта RJ45/USB 3.0 ESR
- Портативный ЦАП SHANLING UA1 PRO ES9219C за $43.16
- Anet ET5 X. 300*300*400. Обзор, тестовая печать, впечатления.
- Ключница. Тихий вариант.
- Фонарик NexTool XPH50.2 (2000lm, USB-C, аккумулятор 26650 на 5000мАч)

