Товары из Китая

Установка вала "под квадрат" в каретку велосипедов ММВЗ, Салют, Орлёнок


Установка вала "под квадрат" в каретку велосипедов ММВЗ, Салют, Орлёнок

Рассказывается о проверенном самодельном способе установки современных велосипедных картриджей с резьбой BSA 1,37" 24 tpi в рамы отечественных велосипедов ММВЗ, Салют, Орлёнок.

1. В отечественных велосипедах ММВЗ, Салют, Орлёнок (и некоторых других) используется так называемая каретка Томпсона (в англоязычной литературе — Thompson bottom bracket ):

Установка вала "под квадрат" в каретку велосипедов ММВЗ, Салют, Орлёнок

У этой конструкции есть характерные особенности:

— это безрезьбовая каретка, т.е. в кареточном стакане (КС) резьба отсутствует

— чашки устанавливаются в КС по прессовой посадке

— посадочный диаметр чашек ф40,0 мм (ф38,0 мм встречается очень редко в велосипедах из Европы)

— крепление шатунов — «под клин»

— линия цепи (ЛЦ) 40 мм (для классических тормозных втулок Torpedo и червячных втулок)

Каретки такой конструкции верой и правдой служили в отечественных велосипедах десятки лет.

К настоящему времени рынок бу или новых оригинальных запчастей ХВЗ, ММВЗ исчерпал себя: всё таки 20+ лет прошло с момента развала отечественного велопрома.

Оригинальные запчасти ХВЗ, ММВЗ в технически хорошем состоянии продаются по заоблачным ценам для коллекционеров-собирателей. Спекулятивный спрос поддерживается умышленно (имхо).

Примерно после 2000 года запасы оригинальных запчастей были исчерпаны, и их заменили китайские и индийские копии (клоны):

Установка вала "под квадрат" в каретку велосипедов ММВЗ, Салют, Орлёнок

Купив такой ремкомплект, вместо «долго и счастливо» пользователь получил кучу проблем:

— очень низкое качество стали, из-за чего ресурс каретки — менее одного сезона

— проблема «15.75»

— отсутствие выбора качественных шатунов с креплением под клин

Что такое «проблема 15.75»?

Отечественные шатуны «под клин» имели посадочный диаметр ф16,0мм (метрический стандарт).

И валы кареток ХВЗ, ММВЗ также были в соответствии с этим стандартом ф16,0 мм.

Китайскиеиндийские валы под клин выполнены не по метрическому стандарту, а по дюймовому 5/8" (15,75 мм).

Под валы дюймового стандарта (в цивилизованном мире) существуют шатуны с соответствующей посадкой.

Но на рынке СНГ произошло смешение стандартов: валы продаются дюймовые 5/8" (15,75 мм), а шатуны — метрические ф16,0мм.

Такое сочетание при использовании клинового крепления привело к прогнозируемому результату:

— разбивание посадочных поверхностей вала и шатунов

— разбивание паза под клин

— разбивание (смятие) клиньев

Т.е. пользователи вместо полноценной каретки получили макет.

Некоторые «продвинутые» пользователи ставили себе клинья не из «пластилина», а из более твёрдых сортов древесины прочной стали. Но это не улучшало ситуацию.

Цитата ниже отражает общую ситуацию с запчастями для отечественных велосипедов в целом на сегодняшний день:

Установка вала "под квадрат" в каретку велосипедов ММВЗ, Салют, Орлёнок

Кстати, для резьбовых кареток ХВЗ ситуация не намного лучше.

Мой крокодил ХВЗ к концу 2015 года уже был с «квадратом».

И безрезьбовые каретки в мои планы изначально не входили.

Но по просьбам велосипедистов на форуме ХТ была придумана конструкция для кареток Томпсона.

2. Первый вариант был анонсирован в апреле 2016 года под названием Project 38mm:

Установка вала "под квадрат" в каретку велосипедов ММВЗ, Салют, Орлёнок

Установка вала "под квадрат" в каретку велосипедов ММВЗ, Салют, Орлёнок

Вовнутрь ставился вал с напрессованными подшипниками 16*31*10 2RS.

Почему 38мм? Потому что диаметр конструкции в средней части — 38мм.

А посадочный диаметр — ф39,95мм (скользящая посадка в КС).

Всего было изготовлено два экземпляра.

Для установки требовалось торцевать КС до длины 68,0мм, чтобы после сборки не было пережатия подшипников.

Т.е. для установки надо было изрядно повозиться.

3. Учитывая предыдущий опыт, следом появилась усовершенствованная конструкция

Project 38mm v3

Установка вала "под квадрат" в каретку велосипедов ММВЗ, Салют, Орлёнок

Особенности конструкции:

— возможность установки вала «под квадрат» длиной 110 мм и более

— возможность подбора шатунов для получения требуемого значения ЛЦ=40мм для 1-скоростных тормозных втулок и ЛЦ=45мм для планетарных втулок

— сборка-разборка каретки без использования спец. инструментов

— использование стандартных валов «под квадрат» (в качестве доноров валов и подшипников служили дешёвые картриджи KENLI)

— подшипники 16*31*10 2RS

Недостатки конструкции:

— точёные детали (из стали20) необходимо было отдавать на гальванику или воронение, чтобы они не ржавели от влаги

— контрагайка принимала на себя осевые нагрузки

— подшипники внутри имели склонность к прокручиванию по внешней обойме, т.к. посадка подшипников внутри точёных деталей — по скользящей (для упрощения сборки и обслуживания)

По спецзаказу было даже изготовлено несколько кареток из нержавейки:

Установка вала "под квадрат" в каретку велосипедов ММВЗ, Салют, Орлёнок

Установка вала "под квадрат" в каретку велосипедов ММВЗ, Салют, Орлёнок

Кругляк из нержавейки стоит ощутимо, трудоёмкость токарных работ выше по сравнению со сталью 20.

Поэтому дальше нескольких штук дело не пошло.

Пример установки каретки «Project 38mm v3» в КС велосипеда Салют (ссылка на pdf файл)

Установка вала "под квадрат" в каретку велосипедов ММВЗ, Салют, Орлёнок

Несмотря на очевидные недостатки, пользователи хорошо отзывались о конструкции.

Конструкция производилась с апреля 2016 до марта 2018 года.

4. Project 40M35 (ака «труба народу» ).

Последняя версия для кареток Томпсона появилась на свет 26.03.2018г.

Установка вала "под квадрат" в каретку велосипедов ММВЗ, Салют, Орлёнок

Конструкция состоит из двух «половинок», которые скручиваются между собой:

Установка вала "под квадрат" в каретку велосипедов ММВЗ, Салют, Орлёнок

Эти две детали устанавливаются в КС на эпоксидный клей.

После чего в КС можно установить любой стандартный картридж с резьбой 1,37" 24tpi, как в рамы МТБ велосипедов.

Особенности:

— нет проблемы появления ржавчины (наружная поверхность точёных деталей на 100% покрыта эпоксидкой; внутренняя — консистентной смазкой)

— диаметр в средней (центральной) части — ф38 мм

— масса 150г (без картриджа)

— длина КС 68..70мм

— возможность использования стандартных картриджей с длиной вала 105 мм и более

Инструкция по установке
1. Подогнать внутреннюю поверхность кареточного стакана (КС) наждачной шкуркой, абразивным диском ф25мм на оси дрели или другим инструментом таким образом, чтобы каждая чашка конструкции входила в КС по скользящей без заклинивания.

Особое внимание уделить посадочным поверхностям ф40,0мм: радиальный люфт чашек должен быть не более 0,05..0,1мм.

2. Очистить внутреннюю поверхность КС от абразива, грязи, краски, ржавчины.

3. Проверить возможность сборки конструкции «насухую». При необходимости повторить пункты 1 и 2.

4. Вкрутить технологические чашки (рекомендуется использовать небольшое количество консистентной смазки для смазывания резьб технологических чашек).

5. Обезжирить внутреннюю поверхность КС, наружные поверхности чашек конструкции и резьбы, соединяющие чашки.

6. Использовать эпоксидный клей с временем отверждения (высыхания) 1-2 суток.

(Рекомендуется приготовить пробную порцию клея и убедиться в его качестве, выдержав требуемое время для полимеризации.)

Приготовить рабочий состав эпоксидного клея согласно инструкции производителя.

7. Нанести эпоксидный клей на обезжиренные поверхности:

— на внутреннюю поверхность КС

— на внешнюю поверхность конструкции

— на резьбы, соединяющую чашки

8. Установить конструкция в КС, используя два ключа для установки МТБ картриджей.

Будьте внимательны: чашка с левой резьбой устанавливается с ПРАВОЙ стороны КС,

чашка с правой резьбой устанавливается с ЛЕВОЙ стороны КС.

9. Удалить сухой ветошью излишки эпоксидного клея (в т.ч. с внутренней поверхности конструкции).

10. Выдержать время, необходимое для гарантированного высыхания клея, согласно инструкции изготовителя.

11. Выкрутить технологические чашки.

12. Нанести толстым слоем консистентную смазку (солидол или современный аналог, например, Total XM100) на внутреннюю поверхность конструкции для защиты от коррозии.

13. Нанести консистентную смазку (солидол или современный аналог) на резьбы внутри конструкции.

14. Установить в каретку стандартный картридж.

Один из получателей каретки даже снял видео о процессе установки.

Конструкция в установленном виде (фото не мои):

Установка вала "под квадрат" в каретку велосипедов ММВЗ, Салют, Орлёнок

Установка вала "под квадрат" в каретку велосипедов ММВЗ, Салют, Орлёнок

Установка вала "под квадрат" в каретку велосипедов ММВЗ, Салют, Орлёнок

Установка вала "под квадрат" в каретку велосипедов ММВЗ, Салют, Орлёнок

Установка вала "под квадрат" в каретку велосипедов ММВЗ, Салют, Орлёнок

Установка вала "под квадрат" в каретку велосипедов ММВЗ, Салют, Орлёнок

Велосипед с кареткой Project 40M35 и планетаркой Shimano Nexus 3:

Установка вала "под квадрат" в каретку велосипедов ММВЗ, Салют, Орлёнок

+ Ещё фото по ссылке.

При попытке установить Project 40M35 в кареточный стакан велосипеда Ромет (после выбивания чашек) может представиться вот такая картина:

Установка вала "под квадрат" в каретку велосипедов ММВЗ, Салют, Орлёнок

Установка вала "под квадрат" в каретку велосипедов ММВЗ, Салют, Орлёнок

В таком случае необходимо сточить напильникомсрезатьудалить каким-либо способом торцы трубок, выступающие вовнутрь кареточного стакана.

За два с лишним года было установлено значительное количество кареток Project 40M35.

Некоторые пользователи выражали сомнения касательно надёжности эпоксидки.

Клееный шов работает на сжатие иили на сдвиг, его прочности хватает с запасом.

За всё время не было прецедентов, чтобы конструкция «развалилась».

По результатам «испытаний» можно сделать выводы:

— конструкция проста и надёжна

— задача по установке вала «под квадрат» выполнена

— ресурс каретки, естественно, на 100% зависит от используемого картриджа

5. Что дальше?

В конце 2019 года поступило следующее ТЗ:

«Просьба изготовить каретку для безрезьбового КС, под квадрат, про „трубу

народу“ знаю, но хотелось бы твое изделие.… Хочу до океана не спеша добраться, по

диагонали: от Дании до Португалии. Размеры КС уточню.» ©

И через некоторое время состоялся Project 919 (ака «Т-34»).

Надёжность и долговечность конструкции в разы выше, чем у типичного картриджа на подшипниках 16*31*10.

Недостаток конструкции всего один — цена.

К сожалению, планы заказчика были испорчены коровьим видом.

P.S. Не пытайтесь найти описание Project 919 в сети.

Вместо кота
Установка вала "под квадрат" в каретку велосипедов ММВЗ, Салют, Орлёнок

Удачи всем!


СМОТРИ ТАКЖЕ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *