Часы "Восток" 2414.А или легенда изнутри.
Спроси любого, что такое часы «Командирские», ответ будет незамедлителен и скорее всего восторженный. Да, «Командирские» — это своеобразная легенда. До сих пор число почитателей этого бренда отечественной промышленности есть число немалое. Им приписывают массу достоинств. Мол и крепкие они, воды не боятся, и вообще, хот под танк. Наверно, доля правды в этом есть, но…
с развалом Союза в достопамятные времена перестройки, когда производство всего и вся билось в изрядных конвульсиях, на чистопольском калибре «Восток 2414.А» предприимчивые люди организовали производство самых разнообразных часов. Например, вот таких «Cardi Vostok CAPITAN». Часы часами, но механизм — тот самый, «командирский». И работают они до сих пор, и работают относительно неплохо. Да и вопросы по ним задают чаще, чем по другим часам, видать, много их ещё на руках, но — нерабочих. А «поднять» их в принципе не так уж и сложно.
Что ж, вот на моем рабочем столе калибр 2414.А. Не думаю, что нужно охватывать всё от «А до Я», значительная часть механизма ничем не отличается от рассмотренных нами здесь ранее калибров, например, ремонтуар. Но главные особенностях, ему присущих, постараюсь сосредоточиться как можно подробнее.
Технические данные:
— Механизм калибра 24 мм. с центральной секундной стрелкой.
— Календарь мгновенного действия.
— Высота (без учета высоты секундного и минутного трибов) – 4,14 мм.
— 17 рубиновых камней.
— Средний суточный ход: -20…+60 сек.
— Частота: 19800 полуколебаний/час (обратите внимание на этот параметр!)
— Энергетическая автономность не менее 36 часов.
REM: м-да… запас хода и заявленная погрешность хода никак не радует.
Начинаем. И первым делом отвинчиваем кольцо крепления задней крышки. Она закреплена кольцом с резьбой. Под крышкой резиновая прокладка, на крышке — направляющий выступ, удерживающий крышку в пазу.
Открыть крышку просто. Для отвинчивания кольца есть много чего, начиная от обычных пинцета и отвёртки, вставленной в гнездо кольца, и штангенциркуля (для любителей убивать измерительный инструмент), до специальных ключей. Я же отвинтил колцо просто несильно подтолкнув его отвёрткой — слабо было завинчено. И вот он, легендарный 2414.А во всей своей красе. Этот ещё с фасками на мостах, «настоящий», то есть.
Теперь этого красавца нужно вынуть из корпуса. Первый вопрос, который приходит на ум, а как, если заводной вал не даёт? Да «на раз»! Видите вот ту кнопочку, в которую уткнулась зелёная стрелка? Ну так надо просто надавить на неё и, на отпуская" потянуть вал наружу за коронку. Вот и всё, ОК!
Вал извлечён из механизма, калибр вынут из корпуса.
Пока всё по накатанной схеме. И дальше так же без особых нюансов — снимаем баланс. Просто вывинчиваем крепёжный винт и очень аккуратно, чтобы не нарушить цапфы оси баланса и не повредить волосок, снимаем баланс вместе с мостом. Вот он, баланс.
Едем дальше. И приезжаем к самой главной особенности этого калибра — секундному трибу. Конструкция механизма такова, что ось триба проходит коаксиально сквозь полую ось центрального колеса, упором ему служит пружина особой характерной формы, напоминающей то ли клюшку, то ли кочергу. «Клюшка» произносится легче, потому часовщики так и называют этот механизм — «Восток с клюшкой». У такой конструкции есть достоинства и недостатки. Впрочем, достоинства ограничиваются лёгкой заменой триба в случае его поломки — механизм разбирать не надо, снял пружину и всё. А вот недостатки… если пружина не отрегулирована, то ждите классическую восходовскую проблему — в положении часов стеклом вниз секунды идут, а стеклом вверх — секунды стоят, хотя всё остальное работает. Или наблюдается ход секундной стрелки рывками, особенно при тряске (велосипедисты и мотоциклисты жалуются). Это происходит потому, что триб проседает и зубья триба выходят из зацепления с колесом. Поэтому при установку пружины нужно следить за тем, чтобы эта клюшка не касалась выступов в платине, а находилась в нише строго посередине. И не гнуть её ни в коем случае ни в какую сторону. Установка секундной стрелки тоже требует аккуратности. Механизм нужно положить на нитбанк или на какую-нибудь опору так, чтобы пружина при установку стрелки не прогибалась. Иначе её легко сломать или погнуть со всеми вытекающими последствиями. В общем, капризная система.
Вывинчиваем крепёжный винт, снимаем — аккуратно! — пружину. Перед нами секундный триб. Вытаскиваем его. Разумеется, секундная стрелка уже снята, иначе ведь не выйдет.
Вот он со своей неразлучной «клюшкой».
Далее без специфических особенностей. Снимем мост анкерной вилки, вилку. Мост ангренажа и «рассыпаем» колёса ангренажа. Демонтируем мост барабана, снимаем барабан и, если будем разбирать ремонтуар, то сразу же вынимаем кулачковую муфту. Если муфту трогать на будем (ну, мало ли что), то вставляем на место заводной вал, чтобы муфта не рассыпалась. Но я в этот раз её вынул на промывку, а переводные рычаги снимать не стал, промоются вместе в платиной.
Разбираем ангренаж
Демонтируем мост барабана и снимаем барабан.
Наконец-то снимаем кольцо-проставку. Кольцо закрывает доступ к винтам крепления циферблата, а для того, чтобы снять минутный триб с центрального колеса, а без этого не снять центральное колесо, придётся разобрать весь календарь. Такая конструкция… Вывинчиваем два крепёжных винта и снимаем кольцо
Вот оно, колечко.
Вид на кулачковую муфту
Переходим на сторону календаря. Отпускаем на торцах платы на полтора-два оборота винты крепления циферблата и снимаем циферблат. Под ним мост-крышка календаря. Закрывает всё, до минутного триба не добраться. Демонтируем, вывинтив три крепёжных винта. Особое внимание рычажку фиксатора календаря и пружине этого рычага. Они очень любят «играть в кузнечика». Ничего, зато собирать это удобно, как в Ракете. Ладушки, продолжаем разбирать календарь. Нужно снять минутный триб — он на «прикусе», кстати, что при отсутствии устройства быстрой установки календаря совершенно не добавляет ни надёжности, ни долговечности калибру в целом.
Снимаем часовое колесо с пружинной шайбой, промежуточное колесо календаря, числовой диск, рычаг фиксатора.
Осталось командное колесо календаря. Снимаем и его. Да, оно состоит из двух частей — собственно колеса и эксцентрика с поводком. Осторожно, поводок не повредить!
Это (зелёная стрелка) накопительная пружина. Её заводит эксцентрик, потом, срываясь, она этот эксцентрик подталкивает, а он в свою очередь переводит диск календаря при помощи поводка. Так работает «календарь мгновенного действия», переключая дату мгновенно, то есть, диск даты не ползёт три часа, пока не установится в нужном положении, а переходит на следующую дату прыжком. Пружину не снимаем, не гнём. Она весьма хрупкая.
Теперь — баня. Моем, чистим-блистим, так сказать. Чистые колёса можно опустить в эпилам на полминуты. И приступаем к сборке. Тут всё в обратном порядке. Особенностей мало, о них пару слов по ходу.
Ставим на место поводковую муфту через окно — ремонтуар-то не разбирал. Ничего страшного, всё нормально. Попал на рычаги. И заводной вал сразу же на место, чтобы муфта не рассыпалась.
Пружина. Обратите внимание. Здесь пружина в барабане зафиксирована без применения мечевидной накладки особым изгибом То есть, ни на барабане, ни на крышек нет специальных прорезей, в которые этой накладкой надо попадать. Это удобно. Просто смазываем и захлопываем крышку. Но дело в том, что срыв пружины — та ещё болячка Востока. Как для меня, так «старый метод лучше». Исходя, как говорится, из вышеизложенного, рекомендую нижеследующее — быть аккуратным при заводе пружины и не прилагать усилий, почувствовав лёгкий упор заведенной до конца пружины.
Собираем двигатель, смазываем оси заводных колёс.
Устанавливаем баланс и секундный триб. Смазываем его ось и отправляем в камень центрального колеса. Далее аккуратно устанавливаем на место «клюшку», дав махонькую каплю масла на прижимную площадку.
А в таком положении устанавливаем эксцентрик календаря. Ещё раз: с пружиной осторожно, а то новую искать надо будет. Ставим эксцентрик, колесо, завинчиваем крепёжный винт и навешиваем всё остальное — колёса календаря, защёлкиваем минутный триб, рычажок фиксатора диска, накрываем крышкой и сквозь паз ставим пружину фиксатора.
REM: Жила-была у меня палитра. Ну так вот, эта штуковина оказалась довольно удобной при ремонте часов. Очень хороша для любителей использовать то, что под рукою.
После доводки до ума часы выглядят вот так.
Что ещё о механизме? Желательно все манипуляции по установке даты проводить при полностью заведенной пружине. Так меньше вероятности нарушить спусковой механизм. Собственно, если часы без быстрой установки календаря носить постоянно, то отсутствие такого усложнения мало заметно. А вот если с перерывами, то выставление календаря переводом стрелок здорово сказывается на «здоровье» минутного триба. Да, есть как бы возможность перевода, если стрелки вернуть в положение «до 21 час», а потом вперёд на двенадцать и так пока не установишь нужную дату, но… это уже слишком попахивает «нехорошим винтажом». Убивает это их. Очень часто приходится прикусывать трибы заново или менять — истираются.
- Часы Восток калибр 2209 или "Восток - дело тонкое!"
- Как перекрасить "Минск"?
- Царь-паяльник под жала T12.
- Электрическая зубная щетка Soocas X3. Ремонт после попадания воды.
- На сорбите в космос?
- Аккумуляторы против батареек
- Токарка без токарного
- Часы Заря калибр 1509 или "Даже если ты маленький, то всё равно способен на большое!"
- Колхоз-тюнинг настенных кварцевых часов:теперь переводим и часы на литий ;)
- Еще одна переделка шуруповерта на литий, с правильной зарядкой батареи.