Товары из Китая

Часы Восток калибр 2209 или "Восток — дело тонкое!"


Часы Восток калибр 2209 или "Восток - дело тонкое!"

Да-да, товарищ Сухов был недалёк от истины. А как еще можно отозваться о часах, толщина которых без учета стекала всего-то пять миллиметров? Такая толщина стала возможной благодаря применению в часах механизма Восток 2209. Кстати, именно на этом калибре собирались первые «Командирские», именно те, которые «По заказу МО СССР». Это уже потом, в 1972-м году, перешли на калибры Восток 2409 и 2414, о которых я уже рассказывал на страницах нашего сайта. В этот же раз рассказ пойдёт о тонких и утончённых костюмных часах «Восток». Но поскольку знаменитые «Командирские» были собраны на том же калибре, то всё сказанное ниже будет в равной мере относиться и к ним. Итак, начинаем рассказ о замечательном часовом механизме Восток 2209, который послужил основой для большой плеяды великолепных часов производства Чистопольского Часового Завода, ЧЧЗ, который с 1965 года стал официальным поставщиком часов для Министерства обороны СССР, чья продукция до сих пор пользуется высоким спросом.

Немного сухих цифр:

— Механизм калибра 2209 на 18 рубиновых камнях, с центральной секундной стрелкой.

— Противоударный баланс.

— Диаметр: 22 мм.

— Высота: 3,3 мм.

— Частота баланса: 18000 ВРН.

— Запас хода: не менее 38 часов.

— Точность хода: -25/+65 сек/сутки.

— Класс точности II

А теперь давайте глянем, что же у нас тут. А вот что. Не пугайтесь, это они на лицо ужасные. Хозяин не жаловал их. Зато внутри они великолепны. Но сверху… Стекла нет, циферблат сгнил, на стрелках коррозия. Однако, всё это поправимо. Стекло заменим. Циферблат… это ещё надо подумать, есть нюанс, о нем чуток ниже. Корпус отчистим и постараемся привести в надлежащий вид. А механизм переберём — проведём репассаж, так сказать.

Часы Восток калибр 2209 или "Восток - дело тонкое!"

А раз так, то пора и на механизм глянуть. Как видим, внутри он вполне неплох. Главное, цел баланс и коррозии на деталях не видно. Это один из механизмов раннего производства, он выпущен явно до 80-го года. Нет маркировки SU, которая появилась в 80-м. Мосты выполнены со скосами. Впоследствии скосы убрали — они мешали автоматической сборке. Значит, этот калибр всё ещё хранит тепло рук прекрасных сборщиц, а «усовершенствованные технологии» не успели напакостить в качестве.

Часы Восток калибр 2209 или "Восток - дело тонкое!"

Да, задняя крышка сделана из нержавеющей стали. Но вот сам корпус латунный хромированный. Были тогда такие технологии. Но в этих часах дизайн корпуса разработан так, что корпуса, как такового, не видно от слова совсем. Только рант стекла. А он как раз в прекрасном состоянии. Но продолжим.

Часы Восток калибр 2209 или "Восток - дело тонкое!"

Для продолжения калибр нужно извлечь из корпуса. Как всегда, нажимаем на кнопку разъединителя. При этом в ремонтуаре подымается промежуточный рычаг, выходя из паза заводного вала. Теперь тянем вал за коронку наружу, тянем-потянем…

Часы Восток калибр 2209 или "Восток - дело тонкое!"

… вытянули репку! То бишь, заводной вал.

Часы Восток калибр 2209 или "Восток - дело тонкое!"

Теперь вывинчиваем два крепёжных винта…

Часы Восток калибр 2209 или "Восток - дело тонкое!"

… и механизм свободно выходит из корпуса. Тут ремарка. Собственно, если внимательно посмотреть на конструкцию корпуса, то мы увидим, что заводной вал расположен не в закрытом туннеле, как обычно, а в открытой проточке. Это значит, что при разборке именно этого типа часов вынимать заводной вал необходимости не было. Ну да ладно, вынули, так вынули, всё равно разбирать надо.

Часы Восток калибр 2209 или "Восток - дело тонкое!"

Снимаем циферблат. Вот эти два винта отпускаем, но не до конца, а только так, чтобы вышли ножки циферблата. После того, как снимем циферблат, завинтим их внутрь до упора, чтобы не потерялись во время чистки, мойки, а также прочих хоть и в меру, но всё-таки несколько агрессивных действий.

Часы Восток калибр 2209 или "Восток - дело тонкое!"

Циферблат снят. И тут я хочу сказать, что механизм хоть и замечательный в плане техническом и эксплуатационном, однако, как системная деталь, содержит ряд определённых нюансов, которые хоть и не являются недостатками по большому счету, но в некоторой мере портят настроение. Вот первый из них. Смотрите, с обратной стороны циферблата выполнены четыре выборки. Необходимость этого вызвана тем, что ряд колёс медленной стороны калибра возвышается над платиной, то есть, плоский циферблат установить на калибр невозможно, а лишь специально под именно Восток 2209 изготовленный. Вот и попробуйте теперь отыскать замену циферблату! Получается, что циферблат — неотъемлемая часть механизма. Симбиоз, так сказать. Следовательно, невозможно вести речь об универсальности. И если вы помните реплику, прозвучавшую в начале,«Циферблат… это ещё надо подумать, есть нюанс, о нем чуток ниже», была обусловлена именно этой проблемой. Но ничего. Что-то должно отыскаться в «закромах Родины». Путь не самое новое, но должно.

Часы Восток калибр 2209 или "Восток - дело тонкое!"

Но вот калибр перед нами. Обратите внимание, как изящно сделана медленная сторона механизма. Для вексельного колеса предусмотрена специальная индивидуальная крепёжная деталь. Переводное колесо надежно закреплено винтом. Продолжаем.

Часы Восток калибр 2209 или "Восток - дело тонкое!"

Снимаем часовое колесо. На часовом колесе установлены две шайбы. Одна металлическая, другая пружинная латунная. Минутный триб свободно установленный. Это значит, что в конструкции механизма предусмотрена отдельная фрикционная муфта и прикусывать триб на оси не надо. Замечательно!

Часы Восток калибр 2209 или "Восток - дело тонкое!"

Снимаем вексельное колесо. Для этого удаляем мост вексельного колеса, вывинтив крепёжный винт моста.

Часы Восток калибр 2209 или "Восток - дело тонкое!"

В механизме Восток 2209 вексельное колесо особой конструкции, которая отличается от таковой в других механизмах. Обычно вексельное колесо устанавливается на ось, установленную на платине. Здесь же наоборот. У вексельного колеса своя ось, а в платине предусмотрено гнездо для установки оси колеса. На этой фотографии вексельное колесо со стороны триба вексельного колеса. Кстати, хоть на фото и не видно, однако головка триба отполирована, как зеркало. Не поскупились технологи на «лишнюю» операцию! Может, военпредовская приёмка?

Часы Восток калибр 2209 или "Восток - дело тонкое!"

А это вексельное колесо со стороны оси вексельного колеса. Необычно, поэтому и уделим этой детали немного внимания.

Часы Восток калибр 2209 или "Восток - дело тонкое!"

Но это еще не всё. В механизме предусмотрена специальная пружина, удерживающая вексельное колесо в напряжении. Благодаря этому, в колёсной системе управления стрелками отсутствует люфт, в результате чего индикация очень четкая и стрелки лишены люфта при любых условиях.

Часы Восток калибр 2209 или "Восток - дело тонкое!"

Снимаем фиксатор ремонтуара. Форма сложная, лекала, зенковка отверстий.

Часы Восток калибр 2209 или "Восток - дело тонкое!"

Сам ремонтуар тоже собран надёжно. Большое переводное колесо закреплено винтом, рычаги расположены и спроектированы грамотно. Промежуточный рычаг удерживается собственной отдельной пружиной.

Часы Восток калибр 2209 или "Восток - дело тонкое!"

Хорошо, демонтируем пока детали узла и освобождаем медленную сторону механизма. Грязи, конечно, предостаточно, да это поправимо, вымоем.

Часы Восток калибр 2209 или "Восток - дело тонкое!"

Переходим к быстрой стороне, стороне платины, на которой размещены спуск, ангренаж и двигатель. Мост ангренажа объединяет три колеса. Мост двигателя кроме пружины, коронного колеса и колеса барабана удерживает промежуточное колесо и секундный триб. На мосте ангренажа выгравирована эмблема завода и обозначен тип механизма — 2209.

Часы Восток калибр 2209 или "Восток - дело тонкое!"

Освобождаем винт моста баланса. Обратите внимание — в механизме применена спираль Бреге.

REM:

Спираль Бреге (Breguet balance-spring) — спираль, внутренний и внешний концы которой изогнуты так, что период колебаний системы баланс—спираль не зависит от амплитуды колебаний (изохронизм системы).

Собственно, толщину механизма можно было бы уменьшить ещё на величину около миллиметра, если отказаться от спирали Бреге и установить обычную спираль. Но, как я думаю, качественные параметры калибра в данном случае были приоритетными.

Часы Восток калибр 2209 или "Восток - дело тонкое!"

Снимаем баланс и анкерную вилку — разбираем спуск. Как видим, баланс винтовой. Если присмотреться внимательно, то можно заметить, что четыре винта, расположенные по азимуту девяносто градусов, несколько больше остальных, а резьбы у них длиннее. Именно эти винты служат для регулировки равновесия баланса. Колонка спирали неподвижная. Штифты градусника без замка. Баланс имеет противоударную защиту. Конструкция анкерной вилки особенностей не имеет. Мост выполнен прочно, фиксируется одним винтом на двух направляющих штифтах.

Часы Восток калибр 2209 или "Восток - дело тонкое!"

Переходим к мосту ангренажа. Обратите внимание на то, как выполнены маслёнки в камнях. Они глубокие, а донце маслёнок овальное. Это значит, что масло в них в них будет удерживаться надёжно и долго, не растекаясь.

Часы Восток калибр 2209 или "Восток - дело тонкое!"

Демонтируем мост ангренажа. Под ним три колеса — анкерное, промежуточное и секундное. Секундное колесо выполнено с двойным венцом. Это обусловлено непрямым приводом секундной стрелки. Снимаем колёса.

Часы Восток калибр 2209 или "Восток - дело тонкое!"

Разбираем двигатель и снимаем мост барабана. Стрелочка указывает на штифт разъединителя, залипший в туннеле.

Часы Восток калибр 2209 или "Восток - дело тонкое!"

Снимаем промежуточное колесо с муфтой и барабан. Остается последняя деталь — секундный триб. Тут такое дело, можно сказать секундный триб с пином секундной стрелки, можно просто секундный пин для простоты. Как хотите. В любом случае триб на нем есть, цапфа и заплечик тоже. Ну и ось, разумеется. Ось устанавливается в камне и проходит через футор, на котором устанавливается минутный триб и часовое колесо.

Часы Восток калибр 2209 или "Восток - дело тонкое!"

Аккуратно вынимаем секундный пин из камня.

Часы Восток калибр 2209 или "Восток - дело тонкое!"

Всё, механизм разобран. Детали разложены на чистом листе бумаги, ждут чистки.

Часы Восток калибр 2209 или "Восток - дело тонкое!"

Ладно, они подождут, а мы пока займёмся Её Величеством пружиной.

Помните замечательную «Шкатулку с секретом»?

«Я пружина, что бы жать, я нужна повсюду

В напряжении держать кого надо буду!

Я важнейшая деталь нет меня нужнее

Остальных мне просто жаль. Кто меня важнее?

Валик надо же крутить приложить старанья

На пружину обратить следует внимание!» ©

Вот её королевские апартаменты — барабан. Вид со стороны установки на платину.

Часы Восток калибр 2209 или "Восток - дело тонкое!"

Вид со стороны моста барабана.

Часы Восток калибр 2209 или "Восток - дело тонкое!"

Раскрываем барабан. Упираем ось (коре) в твёрдую поверхность и нажимаем на венец. Крышка отскакивает. Ни в коем случае нельзя открывать барабан, поддевая крышку отверткой. Это гарантированная порча детали.

Часы Восток калибр 2209 или "Восток - дело тонкое!"

Барабан разобран. Пружина обыкновенная, не S-образная. Вычищаем и промываем детали в бензине.

Часы Восток калибр 2209 или "Восток - дело тонкое!"

Супер! Всё сияет.

Часы Восток калибр 2209 или "Восток - дело тонкое!"

Отправляем Её Величество на законное место, наносим смазку — несколько капель масла «Б-1» и закрываем крышку. С барабаном всё.

Часы Восток калибр 2209 или "Восток - дело тонкое!"

Теперь мало помалу отмываем детали механизма. Спешить некуда. Главное — качество, чтобы ни малейшего намёка на грязь не осталось. «И вот вам результат!» ©

Часы Восток калибр 2209 или "Восток - дело тонкое!"

Платина готова к сборке механизма. Всё сияет, камни прочищены. Можно приступать к сборке калибра.

Часы Восток калибр 2209 или "Восток - дело тонкое!"

Перво-наперво собираем кулачковую муфту на заводном вале. Устанавливаем заводной триб, кулачковую муфту и нанизываем эти детали на заводной вал.

Часы Восток калибр 2209 или "Восток - дело тонкое!"

Теперь устанавливаем рычаги и пружины, переводные колёса. Большое закрепляем винтом. Смазываем оси и контактные поверхности деталей маслом «Б-1». Накрываем ремонтуар крышкой. Пока здесь делать больше нечего. Можно было бы установить вексельное колесо, но под ним находится камень колеса ангренажа. Если поставим вексельное колесо, то не сможем смазать камень после сборки ангренажа. Поэтому отправляемся на быструю сторону.

Часы Восток калибр 2209 или "Восток - дело тонкое!"

Монтаж быстрой стороны начинаем с установки секундного триба. Смазываем ось триба. Чем же смазать такой замечательный механизм? А вот не пожалею для него Moebius 8000!

Часы Восток калибр 2209 или "Восток - дело тонкое!"

Смазываем ось секундного пина и…

Часы Восток калибр 2209 или "Восток - дело тонкое!"

… отправляем его на место в камень. Но перед тем, как продолжить сборку механизма, хочу обратить внимание на ещё одну забавную деталь. Посмотрите на стрелку. Она указывает на место установки цапфы промежуточного колеса. Мне совершенно непонятно, почему в таком нагруженном узле нет камня. Цапфа устанавливается в отверстие на платине. Да, утолщение предусмотрено, но отсутствие камня меня удивляет.

Часы Восток калибр 2209 или "Восток - дело тонкое!"

Ну да ладно, примем, как факт, да установим на свои места барабан и промежуточное колесо.

Часы Восток калибр 2209 или "Восток - дело тонкое!"

Накрываем детали мостом барабана.

Часы Восток калибр 2209 или "Восток - дело тонкое!"

Затем собираем колёсную систему — ангренаж.

Часы Восток калибр 2209 или "Восток - дело тонкое!"

Накрываем колеса мостом ангренажа. Кстати, сборка ангренажа прошла просто замечательно. Колёса стали на свои места практически с первого раза. Удачная конструкция. Устанавливаем заводное и барабанное колёса. Смазываем камни колёс.

Часы Восток калибр 2209 или "Восток - дело тонкое!"

Про камушек под вексельным колесом не забыли? Вот сейчас туда и вернёмся. Смажем камень, гнездо оси вексельного колеса и контактную часть пружины вексельного колеса маслом Moebous 8000.

Часы Восток калибр 2209 или "Восток - дело тонкое!"

Теперь, слегка оттянув пружину, устанавливаем на место вексельное колесо…

Часы Восток калибр 2209 или "Восток - дело тонкое!"

… и накрываем его мостиком вексельного колеса.

Часы Восток калибр 2209 или "Восток - дело тонкое!"

Очередь анкерной вилки занять своё место. Ещё раз ополаскиваем вилку в бензине. Именно ополаскиваем, долго нельзя ей контачить с растворителями, могут палеты расклеиться. Смазываем рабочие поверхности палет — торцы камней.

Часы Восток калибр 2209 или "Восток - дело тонкое!"

После этого отправляем анкерную вилку на своё место в механизме и монтируем остальную часть спуска, включая баланс.

Часы Восток калибр 2209 или "Восток - дело тонкое!"

Результат не заставил себя ждать. Побежали!

Часы Восток калибр 2209 или "Восток - дело тонкое!"

Вот. А нам остается ещё раз полюбоваться этим замечательным калибром…

Часы Восток калибр 2209 или "Восток - дело тонкое!"

… собрать узел минутного триба и часового колеса,

Часы Восток калибр 2209 или "Восток - дело тонкое!"

положить перед собой вычищенный и приведённый в приличное состояние корпус…

Часы Восток калибр 2209 или "Восток - дело тонкое!"

… и отправить в него калибр.

Часы Восток калибр 2209 или "Восток - дело тонкое!"

Что ж, таки удалось мне в «закромах» отыскать кое-что. Пусть и не новый циферблат, но вполне себе ничего. Найдём другой, будет другой. А пока вполне ничего себе так. Уж явно лучше того, что было изначально. Хотя… под настроение и со старым поколдуем, есть идеи, но это… «Это уже другая история, друзья» ©

Часы Восток калибр 2209 или "Восток - дело тонкое!"

А вот что показывает прибор. Думаю, четыре секунды простительны для механизма «второго класса точности», да ещё и полувековой давности вдобавок.

Часы Восток калибр 2209 или "Восток - дело тонкое!"

Подведём итог. Механизм выполнен на весьма высоком технологическом уровне. В калибре применены передовые на то время технические решения, не устаревшие до сих пор. Прост в профилактике и ремонте. В рассмотренном экземпляре нигде не выявлено даже намёка на выработку, несмотря на серьёзный возраст. Единственная претензия — специфические нюансы конструкции, требующие особого профиля циферблата. Но если закрыть глаза на эту единственную особенность, то лично я отдаю однозначное предпочтение калибру Восток 2209 перед калибром Восток 2409, как более надёжному, стабильному и обладающему лучшей ремонтопригодностью.

P.S.

В начале рассказа было отмечено, что на калибре Восток 2209 выпускался ряд весьма неплохих часов. Наиболее известны из них «Ушастая амфибия» (20 АТМ), и «Командирские». Вот так выглядели эти часы.

Часы Восток калибр 2209 или "Восток - дело тонкое!"


СМОТРИ ТАКЖЕ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *