Товары из Китая

Карманные часы "Молния" калибр 3602. Ностальгия по настоящему.


Карманные часы "Молния" калибр 3602. Ностальгия по настоящему.

17 ноября 1947-го года на Челябинском часовом заводе был начат выпуск карманных часов «Молния», продолжавшийся до 2007-го года. Это были весьма неплохие карманные часы как в открытом оформлении на механизме ЧК-6 на пятнадцати камнях, так и в оформлении «хантер», то есть, в корпусе, стекло которого закрывалось откидной крышкой. В такой корпус устанавливался калибр 3602 на восемнадцати камнях. Часы пользовались популярностью, притом вполне заслуженной. Они были удобны и неприхотливы. А главное — недорогие. Но всё текло, всё изменялось, и поскольку «непрерывно меняется мода», то не только сами часы, но даже их история стала достоянием архивов и музеев, а всё ещё существующие рабочие экземпляры перешли в собственность маргиналов, которые никак не могли расстаться с подобным аксессуаром, находя в нем особую прелесть. И так бы оно продолжалось, если бы не… одно интересное событие, происшедшее сравнительно недавно. А именно то, что часовая промышленность Китайской Народной Республики наладила массовый выпуск корпусов под тридцать шестые часовые калибры. Корпусов разнообразных, рассчитанных на установку механизмов типа ST-36 или Unitas, которые без каких-либо проблем доступны к приобретению на Интернет-площадках, скажем, на Али Экспресс. Разумеется, предприимчивые люди быстро сообразили, что 36-ой калибр от «Молнии» как нельзя лучше подходит под эти корпуса. И тут-то оно и началось! Началась эпоха так называемого «омажа» — надо же было как-то прилично назвать кустарное производство часов, заключавшееся в установке 3602 или ЧК-6 в подходящий китайский корпус. И было бы оно хорошо, да вот все без исключения механизмы требовали как минимум профилактики, а то и значительного ремонта. А раз так, то о профилактике механизма 3602 часов «Молния» в корпусе «хантер» и пойдёт наш сегодняшний разговор.

Итак, вот они перед нами.

Передняя, лицевая откидная крышка с глухарем…

Карманные часы "Молния" калибр 3602. Ностальгия по настоящему.

… и задняя крышка с шишками.

Карманные часы "Молния" калибр 3602. Ностальгия по настоящему.

Откроем откидную крышку…

Карманные часы "Молния" калибр 3602. Ностальгия по настоящему.

Откроем заднюю крышку, поглядим, что там внутри.

Карманные часы "Молния" калибр 3602. Ностальгия по настоящему.

Перед нами механизм 3602 из относительно новых — заводное колесо у этого экземпляра закреплено винтом с левой резьбой, он обозначен тремя шлицами. Судя по внешнему виду, это хорошо сохранившийся механизм. Дальнейшая разборка покажет, как и что.

Приступаем. Готовим инструменты первой необходимости, в бензинницы наливаем бензин, достаём из тёмного шкафа масла…

Карманные часы "Молния" калибр 3602. Ностальгия по настоящему.

Очень удобный инструмент — универсальная цанга. Такой себе трансформер. Эта штуковина может превращаться то в микродрель, то в любую по выбору отвертку со сменным жалом, то в нарезной инструмент. Или в неё можно зажать, например, зубочистку и работать им, как путцхольцем.

В общем, очень рекомендую иметь парочку-тройку таких цанг в хозяйстве. Отвертки (моим уже лет до полста), важно — пинцеты. Разной жесткости и формы губок.

Начинаем. Первым делом деактивируем пружину — спускаем, как говорят. Для этого, придерживая заводной ключ, отводим собачку и постепенно ослабляя пальцы, медленно даём пружине раскрутиться. Далее, поскольку всё тут у нас на виду, снимаем баланс и вилку. Таким образом обезопасим самые нежные узлы от поломки при разборке. Откладываем их в сторону. С ними будем работать в конце, а пока извлечём калибр из корпуса, для чего отпустим фиксирующий винт на полтора оборота, вытянем заводной вал из механизма. Затем снимем стекло с рантом, стрелки, отпустим крепёжные винты и вынем калибр в сторону стекла.

Извлечение механизма из корпуса
Снимаем баланс. Баланс винтовой, не имеет противоударной защиты и регулировки выкачки — колонка неподвижная, инкаблоков нет.

Спираль брегетирована. Это определят несколько большую высоту калибра 3602 по отношению к его предшественнику, ЧК-6, у которого спираль не брегетирована.

Карманные часы "Молния" калибр 3602. Ностальгия по настоящему.

Карманные часы "Молния" калибр 3602. Ностальгия по настоящему.

Анкерная вилка с мостом анкерной вилки. Мост имеет устойчивое двухстороннее крепление, других особенностей нет.

Карманные часы "Молния" калибр 3602. Ностальгия по настоящему.

Снимаем стекло с рантом, поддев рант лопаткой, и стрелки. Здесь их довольно легко снять загнутым пинцетом. Рант довольно тонкий, соблюдаем осторожность при демонтаже.

Карманные часы "Молния" калибр 3602. Ностальгия по настоящему.

Это винт крепления вала. Отпускаем его на оборот-полтора, пока не выйдет вал.

Карманные часы "Молния" калибр 3602. Ностальгия по настоящему.

Вал извлечён из механизма.

Карманные часы "Молния" калибр 3602. Ностальгия по настоящему.

Механизм вынут из корпуса и готов к дальнейшей разборке.

Карманные часы "Молния" калибр 3602. Ностальгия по настоящему.

Следующий этап — демонтаж анкерного колеса. Узел анкерного колеса в калибре 3602 выполнен весьма неплохо. Колесо накрыто собственным мостом и снабжено двумя накладными камнями. Это позволяет свести к минимуму люфты, а заодно улучшить смазку узла. В итоге повысить стабильность работы спуска, тем самым улучшить точность хода часов и удлинить межпрофилактический период.

Снимаем анкерное колесо
Фокус на мост анкерного колеса с накладным камнем.

Карманные часы "Молния" калибр 3602. Ностальгия по настоящему.

Демонтируем накладной камень.

Карманные часы "Молния" калибр 3602. Ностальгия по настоящему.

Анкерное колесо и мост анкерного колеса.

Карманные часы "Молния" калибр 3602. Ностальгия по настоящему.

Вот и подобрались к ангренажу — колёсной системе. Демонтируем мост ангренажа, секундное, промежуточное колесо.

Демонтаж ангренажа
Снимаем ангренажный мост. Под ним — секундное, промежуточное и центральное колёса.

Карманные часы "Молния" калибр 3602. Ностальгия по настоящему.

Вот оно, секундное, с длинной осью, на которую надевается секундная стрелка. Невооружённым глазом видно грязь на трибах. Особенно на пятке центрального колеса. А механизм как-то ещё даже работал!

Карманные часы "Молния" калибр 3602. Ностальгия по настоящему.

Мост ангренажа, секундное и промежуточное колесо, крепёжные винты и… грязь на камне центрально колеса. Но это поправимо.

Карманные часы "Молния" калибр 3602. Ностальгия по настоящему.

С ангренажем закончили, теперь демонтируем двигатель — колёсную систему завода и барабан с пружиной. Особенностей нет. Нужно помнить о винте с левой резьбой, чтобы паче чаяния не сорвать его.

Демонтаж двигателя
Снимаем колёса.

Карманные часы "Молния" калибр 3602. Ностальгия по настоящему.

Вот они перед нами с шайбой и винтами.

Карманные часы "Молния" калибр 3602. Ностальгия по настоящему.

Демонтируем мост, барабан и раскрываем его.

Карманные часы "Молния" калибр 3602. Ностальгия по настоящему.

Осталось центральное колесо. Его держит минутный триб. Для снятия минутного триба нужно снять циферблат. Если вы обратили внимание, он до сих пор не снят. Почему — здесь небольшая хитрость. Сейчас расскажу о ней. Циферблат пластмассовый, штампованный. Он держится на двух ножках, выполненных, из того же пластика, что и циферблат. Со временем пластик теряет прочность сам по себе. Кроме того, крепёжные винты образуют выемки на ножках циферблата и они как бы утолщаются. Если циферблат поддеть, как обычно, отвёрткой, то ножки с большой вероятностью оторвутся от циферблата. Именно поэтому так часто встречаются экземпляры часов, где циферблат стоит либо на чужих ножках, либо приклеен к платине двухсторонним скочем. Такое — совсем не комильфо. Но при снятых мостах мы получаем доступ к этим самым ножкам с обратной стороны. Теперь отпускаем винты и тонкой отвёрткой выталкиваем ножки вместе с циферблатом. Сохранность ножек при этом вполне гарантирована.

Иллюстрация к снятию циферблата
По красной стрелке видна ножка циферблата. Надавливаем на неё, удерживая платину. Но перед этим не забываем отпустить на пару оборотов винты, на которые указывает зелёная стрелка. Они держат циферблат за ножки.

Карманные часы "Молния" калибр 3602. Ностальгия по настоящему.

Циферблат снят и доступ к медленной стороне открыт. На этом этапе снимаем минутный триб, накладные камни баланса и анкерной вилки, разбираем ремонтуар.

Завершение разборки
Снимаем часовое колесо с шайбой, открываем доступ к минутному трибу.

Карманные часы "Молния" калибр 3602. Ностальгия по настоящему.

Теперь снимаем сам триб. Здесь тоже есть маленькая хитрость. Перед тем, как будем снимать триб, устанавливаем на место мост ангренажа. Просто на направляющие штифты, винтами не фиксируем. Теперь пятка колеса зафиксирована камнем и можно не опасаться погнуть колесо.

Карманные часы "Молния" калибр 3602. Ностальгия по настоящему.

Кладём часы на твёрдую поверхность и демонтируем триб пинцетом с изогнутыми губками.

Карманные часы "Молния" калибр 3602. Ностальгия по настоящему.

Снимаем центральное колесо, разбираем кулачковую муфту. Винт переводного рычага — этот, который держит заводной вал (красная стрелка), снимаем и помним о нём, чтобы при сборке моста не забыть поставить в гнездо, а то придется потом заново снимать мост барабана.

Карманные часы "Молния" калибр 3602. Ностальгия по настоящему.

Это накладные камни анкерного колеса и баланса.

Карманные часы "Молния" калибр 3602. Ностальгия по настоящему.

Снимаем их с платины.

Карманные часы "Молния" калибр 3602. Ностальгия по настоящему.

На очереди ремонтуар.

Карманные часы "Молния" калибр 3602. Ностальгия по настоящему.

Вот его компоненты.

Карманные часы "Молния" калибр 3602. Ностальгия по настоящему.

Уф…

Карманные часы "Молния" калибр 3602. Ностальгия по настоящему.

Всё, разборка окончена. Теперь вооружаемся зубной щеткой и зубочистками для мытья и чистки мостов, кисточками — жесткой и помягче для деталей, требующих более деликатного обращения, и отправляемся в хорошо проветриваемое помещение. В моем случае — на балкон. Готовим две бензинницы. Одну для чернового мытья, вторую для финишного и приступаем к процессу. Пока отмывал комплектующие, провел дефектовку. Как ни странно, каких-либо бросающихся в глаза выработок в основных и важных узлах не обнаружил. Механизм должен по идее дать неплохой результат. Соберём — увидим. Но раз так, не побаловать ли нам калибр капелькой Moebius 8000, что скажете, а?

Теперь, когда всё отмыто, протерто и просушено, готовимся к сборке и смазке.

Вообще разборка и сборка имеет свои правила. Разбирают часы от баланса к пружине. Собирают от пружины к балансу и завершают сборку установкой и смазкой баланса.

О смазке. Меня часто спрашивают о маслах — минеральное или синтетика? Суть тут вот в чем. Синтетические смазки имеют большую склонность к растеканию. Поэтому под синтетику детали покрывают так называемым эпиламом. Эта технология уменьшает растекание масла, удерживая его в нужных местах. Эпиламирование рекомендуется производителями при применении синтетических и полусинтетических масел. Минеральные же масла не требуют эпиламирования, хоть этот процесс и оговаривается, как желательный, но необязательный. Так что в этот раз применим минеральное масло. Поехали!

Начинаем с пружины. Смазываем пружину и закрываем крышку барабана. Устанавливаем барабан в механизм и накрываем мостом.

Собираем ангренаж… в общем, всё в обратной последовательности — от барабана к балансу.

Собираем!
Пружина, барабан и крышка барабана.

Карманные часы "Молния" калибр 3602. Ностальгия по настоящему.

Двух-трёх таких капелек «701» достаточно для смазки пружины.

Карманные часы "Молния" калибр 3602. Ностальгия по настоящему.

Барабан установлен в механизм…

Карманные часы "Молния" калибр 3602. Ностальгия по настоящему.

… и накрыт мостом.

Карманные часы "Молния" калибр 3602. Ностальгия по настоящему.

Собираем ангренаж: устанавливаем промежуточное колесо,

Карманные часы "Молния" калибр 3602. Ностальгия по настоящему.

затем секундное колесо,

Карманные часы "Молния" калибр 3602. Ностальгия по настоящему.

потом — центральное (минутное)

Карманные часы "Молния" калибр 3602. Ностальгия по настоящему.

и накрываем ангренаж мостом.

Карманные часы "Молния" калибр 3602. Ностальгия по настоящему.

Теперь — анкерное колесо.

Карманные часы "Молния" калибр 3602. Ностальгия по настоящему.

Накрываем его мостом и смазываем накладной камень. Обратите внимание на размер капли масла на камне. Капля не должна быть больше, чтобы колесо не залило смазкой. Смазка даётся именно на накладной камень, но не на проходной — тот, в котором виднеется цапфа оси.

Карманные часы "Молния" калибр 3602. Ностальгия по настоящему.

Монтируем накладной камень анкерного моста.

Карманные часы "Молния" калибр 3602. Ностальгия по настоящему.

Устанавливаем заводные колёса.

Карманные часы "Молния" калибр 3602. Ностальгия по настоящему.

Очередь минутного триба.

Карманные часы "Молния" калибр 3602. Ностальгия по настоящему.

Надеваем и защелкиваем триб на оси центрального колеса.

Карманные часы "Молния" калибр 3602. Ностальгия по настоящему.

Смазываем и устанавливаем накладные камни баланса и анкерной вилки. Правило нанесения смазки то же — капля должна занимать около 70% площади камня.

Карманные часы "Молния" калибр 3602. Ностальгия по настоящему.

Устанавливаем переводной рычаг…

Карманные часы "Молния" калибр 3602. Ностальгия по настоящему.

… и собираем ремонтуар.

Карманные часы "Молния" калибр 3602. Ностальгия по настоящему.

К сожалению, сфотографировать рычаг и пружину рычага без моста не получилось — при монтаже их нужно было держать путцхольцем, больно вольнолюбивая пружинка попалась. Только крышка и спасла 🙂

Карманные часы "Молния" калибр 3602. Ностальгия по настоящему.

Отправляем на место часовое колесо и пружинную шайбу не забываем.

Карманные часы "Молния" калибр 3602. Ностальгия по настоящему.

Устанавливаем анкерную вилку и мост анкерной вилки.

Карманные часы "Молния" калибр 3602. Ностальгия по настоящему.

Ах, да! Совсем забыл упомянуть о скате. Это чудо какое-то. После смазки камней скат получился многократным — несколько раз после запуска анкерное колесо вращалось то в одну, то в другую сторону. Изумительно лёгкий ход. Сейчас обслужим баланс, поставим его, глянем, что там у нас на приборе будет. Самому интересно с таким скатом.

REM: никак не могу снять это явление…

Итак, баланс. Кто читал о ремонте «Победы» — в курсе. Тут будет то же самое. Вообще пока работал с калибром, меня не оставляла мысль, что это та же «Победа», только как бы… на стероидах. Очень похоже. Но в полтора раза больше.

Профилактируем и смазываем баланс
Готовим баланс и тонкую отвёртку. Вот она — жало зажато в универсальной цанге.

Карманные часы "Молния" калибр 3602. Ностальгия по настоящему.

Отпускаем винт колонки баланса (не до конца!) и отделяем колесо баланса от моста, слегка нажав на колонку баланса в сторону колеса баланса.

Карманные часы "Молния" калибр 3602. Ностальгия по настоящему.

Вывинчиваем два этих винта. Они держат накладной камень моста баланса и надетый на нем градусник.

Карманные часы "Молния" калибр 3602. Ностальгия по настоящему.

Промываем баланс и смазываем накладной камень. О смазке накладного камня сказано выше.

Карманные часы "Молния" калибр 3602. Ностальгия по настоящему.

Собираем мост баланса.

Карманные часы "Молния" калибр 3602. Ностальгия по настоящему.

Устанавливаем колесо баланса.

Карманные часы "Молния" калибр 3602. Ностальгия по настоящему.

Баланс готов к установке в механизм. Ну-ка, ну-ка, глянем…

Карманные часы "Молния" калибр 3602. Ностальгия по настоящему.

Ух ты, вот это летает! Айда на прибор, голубчик.

Карманные часы "Молния" калибр 3602. Ностальгия по настоящему.

Как вам это нравится? — «В ноль и в ниточку»! Жив, курилка, ещё как жив! Честное слово, гляжу и радуюсь.

Что теперь? Пойду-ка я займусь циферблатом. Авось удастся его облагородить и корпус заодно к людскому виду привести. Тут времени малость понадобится…

Ну вот, как-то так. На лучшее пока рассчитывать трудно. Циферблат поменять придется точно. Корпус… не знаю. Пусть пока походят в таком виде.

Карманные часы "Молния" калибр 3602. Ностальгия по настоящему.

Или «захомажить»? Не сторонник я этого. Как механизм для карманных часов 3602 — отличный. Но вот для наручных, тем паче, для повседневного использования на руке, он не очен-то приспособлен. Самое плохое — нет инкаблока, а баланс винтовой, крупный и тяжёлый. «Грибок» на цапфах набьёт, слабоваты цапфы для постоянной болтанки на руке. В кармане им относительно комфортно, а для наручного ношения 3602 как бы и не разрабатывался. В общем, есть ST36. И часы на его основе не так уж и дороги. Но всё равно, крупновато оно получается. С другой стороны при старческих глазах опять-таки выгода… но у меня есть наручные часы с таки размером циферблата и весьма неплохо притом читающемся. Вот как-то так.

Подытожим. Замечательный механизм. И был бы супер, если бы не существовал 3603! То же, что 3602, но с инкаблоком. Вот на 3603 вполне можно собирать наручные часы, но он, увы, весьма редко попадается. Да и к чему оно при наличии ST36?

Наверно, нужно привести основные технические данные:

Производитель — ЧЧЗ «Молния»

Тип механизма — Ручной завод

Номер калибра — Молния 3602

Частота баланса — 18000 полуколебаний в час (300 полуколебаний в минуту, 5 Hz)

Диаметр — 36.6 мм

Установочный размер — 36.0 мм

Толщина — 4.65 мм

Запас хода ~41 час (реально при правильной смазке пружины — в пределах 44-45 часов)

Точность хода — ±20 сек в сутки (а можно и лучше, как в нашем случае!)

Количество камней — 18 (из них 4 накладных, 2 — палеты анкерной вилки, 1 — импульсный камень баланса)

Угол подъема баланса — 42°

Стрелки — 1.88 x 0.98 / 0.25 мм (это для любителей «омажа»)

Противоударная защита — Нет

Функции — часы, минуты, секунды (боковая секундная стрелка)


СМОТРИ ТАКЖЕ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *