Товары из Китая

Marumi StarScape 77mm. Светофильтр для ночных пейзажей и астрофото.


  • Цена: $99.95 (+ $17.05 за доставку)
  • Здравствуйте, достопочтенные читатели, а в особенности — фотолюбители. Как вы уже догадались, сегодняшний обзор снова будет про фотографический аксессуар, причём не самого бюджетного ранга. А именно — про светофильтр, актуальный для любителей снимать городские ночные виды или звёздное небо, но вряд ли применимый во всех прочих фотографических жанрах.

    Прогуливаясь вечерами по улицам, вы наверняка замечали, что уличное освещение обычно имеет не очень приятный интенсивный жёлто-оранжевый (а кое-где даже зелёный) цвет, и в таком освещении все прочие цвета воспринимаются грязными и безжизненными. И даже на удалении от города, куда уличное освещение, казалось бы, уже не проникает, естественный чёрный или тёмно-синий цвет неба подпорчен отчётливым бурым или красноватым оттенком. Ну а если вам случилось жить не слишком далеко от города-миллионника, жёлтое зарево над мегаполисом вы с лёгкостью разглядите уже за 30 километров от границ города.

    Причина всему этому — газоразрядные ртутные и натриевые лампы, используемые для уличного освещения с советских ещё времён. Долгое время эти лампы были самым дешёвым способом освещения обширных пространств, а эстетику и экологию по древней традиции принесли в жертву экономике.

    И если обычные горожане к такой ситуации притерпелись (а некоторые даже не подозревали, что могло быть иначе), то любители ночной фотосъёмки с тех самых пор, как цветная фотография стала доступной всем желающим, вынужденно ищут пути избавления от принудительного тонирования снимков в желтушые оттенки. Одним из инструментов, частично решающих вышеозначенную проблему, стали специальные фильтры для ночной съёмки, поглощающие свет в тех областях спектра, в которых преимущественно излучают газоразрядные лампы уличного освещения.

    Поскольку из всех жанров пейзажной съёмки я предпочитаю именно астропейзаж, не говоря уже об астрофотографии в чистом виде, информация о существовании таких фильтров просто не могла рано или поздно не попасться мне на глаза. А после того, как она мне на глаза попалась, приобретение такого фильтра было лишь вопросом времени. И вот, взвесив все «за» и «против», я в конце концов приобрёл светофильтр Marumi StarScape, которому и посвящён данный обзор.

    Замечу, что Marumi StarScape — далеко не единственный из возможных вариантов. Несмотря на нишевость продукта, фильтров, предназначенных для борьбы с городской засветкой при ночной съёмке, выпускается не так уж мало. Изначально я вообще нацеливался на приобретение Irix Edge Light Pollution Filter, однако не нашёл варианта с приемлемой стоимостью доставки. Если говорить о японских брэндах, помимо Marumi существует ещё Hoya StarScape (судя по названию и внешнему виду, это тот же Marumi под другим именем) и Kenko Starry Night.

    Китайские производители тоже не остались в стороне: есть очень дорогой Optolong Clear Sky, просто дорогие NiSi Natural Night и Haida Clear Night, подешевле — «Natural Night» от K&F Concept, ещё более демократичные — опять же «Natural Night», только произведённые под маркой JS’R / Junestar и, наконец, совсем уж дешёвые Ice LiPo и всяческий noname. Ну а если углубиться в изыскания, можно набрести и на псевдоевропейскую экзотику вроде Rollei Astroklar.

    А ведь есть ещё и «астрономические» фильтры Baader Neodymium и «Moon & Skyglow» от разных производителей, призванные решить ту же проблему «подсвеченного» Луной или городскими огнями ночного неба, только при наблюдениях в телескоп. Правда, приспособить их для фотографии будет затруднительно: двухдюймовый фильтр рассчитан на посадку M48×0,75 и без достаточно редкого переходного кольца на фотографический объектив просто не встанет.

    От китайских фильтров я решил воздержаться: мне не единожды попадались на глаза отзывы, что эти фильтры вносят в изображение пурпурный оттенок, а примеры снимков, приводимые продавцами с Aliexpress в описании товаров, эти жалобы недвусмысленно подтверждали. Rollei на диаметр 77 миллиметров я не нашёл, да затея эта изначально казалась сомнительной, поскольку нынешний Rollei – не та знаменитая фотофирма, что некогда выпускала уникальные фотокамеры, а лишь торговая марка, не отягощённая собственными производственными мощностями.

    Так что выбирать пришлось между Kenko, Hoya и Marumi. Против продукции Kenko я изначально испытывал предубеждение: лет десять назад у меня был их защитный фильтр, который ночью давал яркие ядовито-зелёные блики от любых источников света. В остальном выбор был сделан просто: на Amazon фильтры Marumi StarScape на 77 миллиметров имелись в наличии, а Hoya – нет.

    Сам фильтр стоил $99.95, доставку в Россию Amazon оценил ещё в $16.30. Заглянув на ebay и не найдя там более выгодных предложений, я оформил заказ. До российской границы отправление доехало резво, после чего миссия по доставке посылки перешла к компании DPD, тщательно блюдущей многовековые традиции отечественного сервиса. То есть «наш курьер работает только в будни, назначит время, когда вам неудобно, а потом опоздает на полчаса».

    Что же касается посылки, то это был обычный «амазоновский» пакет из толстой жёлтой бумаги с фирменным логотипом. Формат пакета — приблизительно А3, изнутри оклеен пузырчатой плёнкой, уровень защиты содержимого — приблизительно никакой.

    Открываем пакет, достаём содержимое — блистер из прозрачного пластика с вкладышем из тонкого картона с полиграфией. Определить, вскрывался ли блистер ранее, невозможно: никаких одноразовых наклеек-«печатей» на нём нет.

    Marumi StarScape 77mm. Светофильтр для ночных пейзажей и астрофото.

    В общем, выглядит всё это, прямо скажем, дёшево. Совсем не на сто баксов. При этом точно известно, что делать нормальную упаковку в Marumi умеют: прошлой весной я покупал защитный фильтр их же производства ценой примерно в два раза меньше, и там всё было по высшему разряду: жёсткая коробка, заклеенная серебристым «язычком», по целостности которого сразу можно определить, являетесь ли вы покупателем абсолютно нового и нетронутого фильтра.

    Из дизайна очевидно: вещица эта самая что ни на есть JDM’ная, латиницей написан только логотип производителя, название фильтра и «Made in Japan». Всё остальное — исключительно на японском языке.

    Верхняя надпись гласит: «Фильтр для съёмки ночных пейзажей и пейзажей со звёздным небом» (если не считать неформальное «астропейзаж», короткого перевода для слова «星景» в русском языке нет). Надпись, расположенная ниже названия «StarScape», гласит, что фильтр снижает влияние цвета городских огней, чтобы сохранить естественную цветопередачу ночных снимков. Ну а текст в самом низу сообщает, что фильтр имеет водо- и грязеотталкивающие покрытия, а также совместим с широкоугольными объективами.

    Marumi StarScape 77mm. Светофильтр для ночных пейзажей и астрофото.

    На обратной стороне вкладыша содержится довольно длинный текст, раскрывающий особенности работы фильтра. В частности, там сообщается, что городская засветка придаёт небу жёлтые и оранжевые оттенки, которые этот фильтр устраняет, делая тональность неба более холодной. Кроме того, фильтр поглощает часть света, из-за чего выдержку придётся увеличить в 1.2 раза или на ¼ стопа.

    Marumi StarScape 77mm. Светофильтр для ночных пейзажей и астрофото.

    Если вкладыш развернуть, на внутренней стороне мы обнаружим ещё немного текста, повествующего о правильном уходе за фильтром, и пару картинок, поясняющих, как открыть коробочку с фильтром и как правильно класть в эту коробочку фильтр после использования. Вкратце: пластиковая коробочка является единой для фильтров диаметром от 62 до 82 миллиметров, и чтобы фильтр в этой коробке не болтался, его нужно укладывать строго на пластиковые упоры соответствующего диаметра.

    Сама эта коробочка с фильтром выглядит так:

    Marumi StarScape 77mm. Светофильтр для ночных пейзажей и астрофото.

    Или вот так,

    Marumi StarScape 77mm. Светофильтр для ночных пейзажей и астрофото.

    если коробочку открыть.

    Внутри мы видим фильтр, заключённый в чёрную металлическую оправу. Оправа лёгкая, немагнитная, изготовлена, судя по всему, из какого-то сплава алюминия. Для установки на объектив предназначена внешняя резьба M77×0,75; такая же, но внутренняя резьба имеется в передней части фильтра, позволяя установить поверх обозреваемого ещё один фильтр.

    Весит светофильтр 31,5±0,1 грамма.

    Marumi StarScape 77mm. Светофильтр для ночных пейзажей и астрофото.

    Оправу украшают надписи «MARUMI Made in Japan» и «StarScape 77mm».

    Marumi StarScape 77mm. Светофильтр для ночных пейзажей и астрофото.

    Marumi StarScape 77mm. Светофильтр для ночных пейзажей и астрофото.

    Стекло фильтра светло-синее, причём оттенка, тяготеющего к более «холодным» фиолетовым (а не «тёплым» голубым) тонам. Если взглянуть на фильтр под правильным углом, можно также заметить зелёный отблеск просветляющего покрытия.

    Фильтр одинаково хорошо устанавливается и на Samyang 135/2.0 с резьбой под 77-миллиметровые фильтры, и на Samyang 12/2.0 NSC CS через повышающее кольцо с 67 на 77 миллиметров.

    Marumi StarScape 77mm. Светофильтр для ночных пейзажей и астрофото.

    Правда, во втором случае установка на объектив штатной бленды становится невозможной.

    При съёмке дневного пейзажа с фильтром и без, если выставлять баланс белого по одной и той же области снимка (конкретно на этом фото — освещённый белый снег в нижней части кадра), результаты получаются очень схожие:

    Без фильтра

    Marumi StarScape 77mm. Светофильтр для ночных пейзажей и астрофото.

    С фильтром

    Marumi StarScape 77mm. Светофильтр для ночных пейзажей и астрофото.

    Если смотреть очень внимательно, на «фильтрованном» снимке можно разглядеть сдвиг всех цветов в холодные тона (особенно это заметно на сосновой хвое).

    Однако, несмотря на визуальное сходство, цветовая температура на обоих снимках очень сильно различается: снимок без фильтра конвертирован в Adobe Camera RAW с настройками баланса белого Temperature 5150К, Tint -7, а тот, что снят с фильтром — Temperature 7000К, Tint -2. Причём во втором случае камера (Sony NEX-5) определила баланс белого более удачно; в первом же — предложила более высокую цветовую температуру, чем нужно, из-за чего общая тональность снимка сдвинулась в желтизну.

    Но что будет, если принудительно установить одинаковый баланс белого для снимка, сделанного с фильтром и без? На этот вопрос отвечают нижеследующие два фотоснимка

    Без фильтра

    Marumi StarScape 77mm. Светофильтр для ночных пейзажей и астрофото.

    С фильтром

    Marumi StarScape 77mm. Светофильтр для ночных пейзажей и астрофото.

    Как и ожидалось, фильтр отчётливо синит.

    Теперь выставим баланс белого по снегу на теневом скате крыши:

    Без фильтра

    Marumi StarScape 77mm. Светофильтр для ночных пейзажей и астрофото.

    С фильтром

    Marumi StarScape 77mm. Светофильтр для ночных пейзажей и астрофото.

    И опять разница невелика, хотя цвет самого домика и ставень на снимке, сделанном через фильтр, представляется несколько более насыщенным.

    С практической точки зрения это означает, что зимние пейзажи данный фильтр как минимум не ухудшает. Если, конечно, снимать в RAW и выправить баланс белого при постобработке. Было бы интересно выяснить, как на этот фильтр реагируют пейзажи летние, однако подходящего времени года придётся ждать как минимум до июня.

    А ещё из представленной пары снимков следует несколько менее очевидный вывод, что если в кадре не окажется чисто белых или нейтрально-серых объектов, установка правильного баланса белого превратится в очень нетривиальную задачу. Поэтому, беря на съёмки Marumi StarScape, не забудьте захватить и серую карту или иной инструмент для определения цветовой температуры освещения.

    Обязательный пункт для каждого фильтра — проверка на паразитные блики от ярких источников света. Для этого теста я взял 135-миллиметровый телевик и сфотографировал на него Луну с одинаковой экспозицией (и со значительной передержкой).

    Сначала — без каких-либо фильтров.

    Marumi StarScape 77mm. Светофильтр для ночных пейзажей и астрофото.

    Как видите, бликов в кадре нет.

    Затем — с использованием обозреваемого фильтра.

    Marumi StarScape 77mm. Светофильтр для ночных пейзажей и астрофото.

    Здесь в направлении на 7 часов от Луны появился округлый блик зеленоватого цвета.

    И, наконец, всё та же Луна через защитный фильтр средней ценовой категории Marumi DHG Super Lens Protect.

    Marumi StarScape 77mm. Светофильтр для ночных пейзажей и астрофото.

    Невооружённым глазом видно, что блик стал ярче, контрастнее и зеленее.

    Какие выводы следуют из трёх вышеприведённых снимков? Первый: обозреваемый фильтр всё же бликует, хоть и не столь сильно, как некоторые защитные фильтры.

    Второй: защитные фильтры Marumi DHG Super – не лучшее, что есть на рынке защитных фильтров. Зелёные блики той или иной степени ядовитости — характерная особенность дешёвых и среднебюджетных фильтров как минимум трёх японских брэндов, Kenko, Marumi и Hoya. А вот у фильтров производства B+W паразитные отражения не столь выражены (правда, и стоят фильтры от B+W минимум в 2 раза дороже).

    На этом с синтетическими тестами я закончу и перейду к практическим съёмкам.

    Осенью, прежде, чем ляжет снег, я иногда хожу на озеро поснимать астропейзажи. Вот и в 2021 году я не мог отказать себе в этом скромном удовольствии, взяв с собой Sony A6300 со сверхшириком Samyang 12/2.0 NSC CS и обозреваемый фильтр, который тогда ещё был совсем новеньким, не опробованным в деле, и чего от него ждать, было непонятно. А потому и пейзажи я снимал в двух экземплярах, с фильтром и без — на случай, если фильтр подведёт.

    Пейзаж с луной. Без фильтра.

    Marumi StarScape 77mm. Светофильтр для ночных пейзажей и астрофото.

    Пейзаж с луной. С фильтром.

    Marumi StarScape 77mm. Светофильтр для ночных пейзажей и астрофото.

    На обычном пейзаже с «лунной дорожкой», отражающейся в водах озера, фильтр особо впечатляющего эффекта не выдал: исчезла желтоватая дымка над горизонтом, небо и вода стали синее, цвет огней на вышке мобильной связи, отражённых в воде, от обычного красного сместился к малиновому, зелёные фонари приобрели голубой оттенок, и только жёлто-оранжевый свет ламп уличного освещения фильтр явно облагородил.

    Далее я развернулся спиной к луне и взялся снимать восходящие Плеяды на фоне ротонды. За деревьями проходила дорога, ярко освещённая всё теми же ртутными лампами, создававшими жёлтое зарево над горизонтом.

    Восход Плеяд. Без фильтра.

    Marumi StarScape 77mm. Светофильтр для ночных пейзажей и астрофото.

    И вот в этой ситуации фильтр сработал великолепно: жёлтое зарево полностью исчезло, подсвеченные фонарями деревья обрели контраст и более глубокий и приятный глазу оттенок, а цвет неба сменился на благородную глубокую синеву. Да и цветовая гамма на снимке стала более гармоничной.

    Восход Плеяд. С фильтром.

    Marumi StarScape 77mm. Светофильтр для ночных пейзажей и астрофото.

    Вполне естественно, что следующей областью, где я попробовал применить Marumi StarScape, стала астрономическая фотография. Установив на Sony A7 объектив Samyang 135/2.0, я отснял две серии (с фильтром и без) одинаковой продолжительности, после чего единообразно обработал их в SiriL. Это позволило получить естественный и приблизительно одинаковый баланс белого на обоих фотоснимках, после чего изучить влияние фильтра на полученное изображение.

    Большая Туманность Ориона. Без фильтра.

    Marumi StarScape 77mm. Светофильтр для ночных пейзажей и астрофото.

    Большая Туманность Ориона. С фильтром.

    Marumi StarScape 77mm. Светофильтр для ночных пейзажей и астрофото.

    Как видите, здесь «работа» фильтра тоже хорошо заметна: фильтр подчеркнул пурпурные области туманности и улучшил видимость самых слабых её областей за счёт подавления фона неба — благодаря фильтру Большая Туманность Ориона определённо стала ещё больше. Также прибавила в яркости туманность IC 434 (тусклый красноватый «язык», тянущийся вниз-влево от яркой звезды Альнитак в левой части кадра), на фоне которой можно заметить знаменитую тёмную туманность «Конская голова».

    С другой стороны, туманность «Пламя» (NGC 2024), расположенная немного выше и левее Альнитака, из ярко-красной стала бледно-лиловой. Также потеряли в насыщенности жёлтые и оранжевые звёзды. Однако я счёл это приемлемой платой за явное улучшение картинки.

    Воодушевлённый первыми результатами, я решил дождаться зимы и опробовать новый фильтр в съёмке городского пейзажа. Место я наметил заранее — русло небольшой речушки, разделяющей напополам старую часть города. Однако для осуществления задуманного требовалось, чтобы землю полностью укрыл снег, и вот с этим зимой 2021-2022 года у нас возникли проблемы.

    Чего-то отдалённо похожего на желаемое я дождался лишь к Новому Году, и, вооружившись штативом и всё теми же Sony A6300 и Samyang 12/2.0 NSC CS, отправился на съёмки. Памятуя о сложностях с балансом белого, я заснял не только планируемый пейзаж, но и несколько дорожных знаков, белые поля которых можно было бы использовать в качестве референсного белого цвета.

    Однако, придя домой и попытавшись обработать снимки, я пришёл к выводу, что затея эта — совершенно безнадёжная.

    Вот так, к примеру, выглядел снимок без использования фильтра с установкой баланса белого по снегу в тени:

    Marumi StarScape 77mm. Светофильтр для ночных пейзажей и астрофото.

    Оно, может, было бы и ничего, если бы не светящиеся синим окна и сияющее голубым здание справа. На самом деле, конечно, свет в окнах был не синим, а желтоватым или белым, а «голубой» свет справа — не что иное, как белый светодиодный фонарь, которые в последнее время появляются во всё большем количестве.

    Если же баланс белого выставить так, чтобы окна и фонарь имели правильные (или, хотя бы, похожие на правду) цвета, снег тут же становился неприятно жёлтым.

    Marumi StarScape 77mm. Светофильтр для ночных пейзажей и астрофото.

    Использование фильтра в этой ситуации ничего кардинально не меняло:

    Marumi StarScape 77mm. Светофильтр для ночных пейзажей и астрофото.

    Marumi StarScape 77mm. Светофильтр для ночных пейзажей и астрофото.

    А ведь ещё Маргулис в своих канонических трудах по цветокоррекции учил, что «невозможных» цветов на снимке быть не должно. Если, конечно, мы изначально не снимаем какой-нибудь сюрреализм.

    Так я обнаружил, что область применения обозреваемого фильтра ограничена, и что пейзажи со сложным и смешанным освещением в эту область совершенно точно не входят. На этой ноте я завершу собственно обзор и подведу итог всему вышесказанному.

    Итак: полезность данного фильтра более всего проявляется при съёмке городских пейзажей, страдающих от избытка жёлто-оранжевого ртутного освещения. Кроме того, он может пригодиться любителям астрономической фотографии и астропейзажа. Если ваши фотографические интересы лежат в одной из этих областей, есть смысл подумать о том, чтобы таким фильтром обзавестись. Однако не раздумывайте слишком долго: в перспективе газоразрядные лампы с парами ртути наверняка будут заменены светодиодными, против которых данный фильтр будет бессилен.

    Достоинства

    • Облагораживает пейзаж, освещённый ртутными лампами
    • Ослабляет естественный фон неба и городскую засветку

    Недостатки

    • Узкая область применения
    • Более сложный процесс установки баланса белого

СМОТРИ ТАКЖЕ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *