Товары из Китая

Миниатюрная дрель из двигателя ДПР-42. Быстро, дешево и сердито (Часть 2)


Миниатюрная дрель из двигателя ДПР-42. Быстро, дешево и сердито (Часть 2)

На этот раз мне попался в руки настоящий артефакт из СССР — микродвигатель ДПР-42-Ф1-03. Надежный, тяжелый, целиком из металла. А как известно, «тяжесть — это хорошо!» © Попробую сделать из него небольшую дрель.

Нужно лишь к моторчику ДПР-42-Ф1-03 подобрать корпус, на вал двигателя надеть трехкулачковый патрон и… полезный инструмент «у нас в кармане». Точнее, в руках.

Как я писал ранее, цанговые зажимы я не люблю, а такой патрон позволяет зажимать сверла и насадки диаметром от 0,3 до 3,5 мм. Запитать мини-дрель можно от ноутбучного БП с выходным напряжением 19 В.

Двигатель — сердце дрели

Советский двигатель оказался у меня уже «в сборе». К нему была припаяна кнопка ПКН2-1В на «микрике» и дроссель. Сам дроссель размеров немалых. Кнопку решено было убрать, а вот дроссель и провода оставить. Ибо гибкие многожильные провода были в мягкой ПВХ-оболочке, которая за 40 лет не утратила своей эластичности. Видимо, «древняя цивилизация» с аббревиатурой СССР обладала тайными знаниями и владела некими технологиями.

Миниатюрная дрель из двигателя ДПР-42. Быстро, дешево и сердито (Часть 2)
Миниатюрная дрель из двигателя ДПР-42. Быстро, дешево и сердито (Часть 2)
Миниатюрная дрель из двигателя ДПР-42. Быстро, дешево и сердито (Часть 2)
Миниатюрная дрель из двигателя ДПР-42. Быстро, дешево и сердито (Часть 2)

Вся эта «красота» потянула на 160 г. Да, «таким дыроколом и убить можно» ©. 

Описание и параметры ДПР-42-Ф1-03

Электродвигатель коллекторный ДПР-42-Ф1-03 постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов без стабилизации частоты вращения на номинальное напряжение питания 27 В, мощностью 2,3 Вт с фланцевым креплением и одним выходным концом вала.

Коллекторный электродвигатель постоянного тока с полым якорем ДПР-42-Н1-03 предназначен для применения в качестве силовых двигателей и для привода различных механизмов кратковременного, повторно-кратковременного и непрерывного действия в аппаратуре промышленной автоматики, телемеханики, радиоэлектроники.

Электродвигатель реверсивный, обеспечивает работу при обоих направлениях вращения вала. Режим работы — продолжительный. Исполнение двигателя фланцевое, крепление производится с помощью винтов. Рабочее положение двигателя в пространстве произвольное. Маркируется цифро-буквенным кодом на корпусе.

Технические характеристики двигателя ДПР-42-Н1-03

• Напряжение питания, В — 27

• Номинальная мощность, Вт — 2,3

• Частота вращения, об/мин — 4500

• Номинальный вращающий момент, мН*м — 4,9

• Пусковой момент, мН*м — 12,8

• Потребляемый ток, А — 0,2

• Пусковой ток, А — 1,15

• Коэффициент полезного действия, % — 43

• Гарантийная наработка, ч — 2500

• Вес, г — 140

Миниатюрная дрель из двигателя ДПР-42. Быстро, дешево и сердито (Часть 2)

Трехкулачковый патрон был снят с микродрели из моего первого обзора. Он практически идеально сел на вал ДПР-42-Ф1-03. Кстати, многие жалуются на эти китайские патроны — мол, у них плохая центровка. Я попытался отцентрировать вот таким способом и у меня получилось.

Как отцентрировать китайский патрон

Надеваем на вал (1) двигателя втулку (2) и вначале до упора зажимаем винт А. Затем зажимаем шестигранником винт В. Включаем двигатель и смотрим (также слушаем) — есть ли вибрации. Если они имеются, то ослабляем винт А и сильнее вкручиваем винт В. Наша задача — устранить осевое смещение внутри втулки и, тем самым, нейтрализовать микро-люфт.

Если патрон люфтит, то ослабляем винты А и В и аккуратно поворачиваем втулку (ось вала должна стоять на месте!) на 90 градусов. Повторяем операцию по зажиму винтов А и В.

Если все получилось, то хорошо. Если нет, то еще раз проворачиваем втулку на 90 градусов и повторяем манипуляции. Так можно выявить идеальное место стыковки вала с втулкой патрона для получения центровки и баланса.

Миниатюрная дрель из двигателя ДПР-42. Быстро, дешево и сердито (Часть 2)

Корпус «Собери сам»

Что касается корпуса, то он обязательно должен быть из металла. На грабли в лице пластикового тубуса (из моего первого обзора) я уже наступать не хотел. И такой корпус нашелся на просторах Алиэкспресса.

Миниатюрная дрель из двигателя ДПР-42. Быстро, дешево и сердито (Часть 2)
Скрин покупки
Миниатюрная дрель из двигателя ДПР-42. Быстро, дешево и сердито (Часть 2)

Спустя месяц я держал DIY-набор в руках. По всем габаритным параметрам китайский корпус подходил к моему двигателю, причем с запасом.

Миниатюрная дрель из двигателя ДПР-42. Быстро, дешево и сердито (Часть 2)
Миниатюрная дрель из двигателя ДПР-42. Быстро, дешево и сердито (Часть 2)
Миниатюрная дрель из двигателя ДПР-42. Быстро, дешево и сердито (Часть 2)

В этот набор входит разборной алюминиевый корпус, миниатюрный тумблер и гнездо под распространенный штекер 5.5×2.1. Именно такой штекер как раз и стоит на моем ноутбучном БП. Сам корпус изготовлен качественно, все элементы идеально вкручиваются и подходят по резьбе.

Миниатюрная дрель из двигателя ДПР-42. Быстро, дешево и сердито (Часть 2)

Итак, компоненты будущей микродрели имеются, переходим к сборке.

Сборка дрели

Так как центральное отверстие 13 мм рабочего торца корпуса не совпадает по размерам с выступающим 17 мм бортиком ДПР-42-Ф1-03 на фланце, то сперва расширим центральное отверстие. Для этого торцевое кольцо закрепим двумя шурупами в деревянном бруске и конусным сверлом рассверлим  отверстие до 17 мм в диаметре.

Миниатюрная дрель из двигателя ДПР-42. Быстро, дешево и сердито (Часть 2)
Миниатюрная дрель из двигателя ДПР-42. Быстро, дешево и сердито (Часть 2)

Затем приложим двигатель сверху и наметим (накерним) четыре крепежных отверстия. После чего высверливаем отверстия под винты диаметром 2 мм и крепим фланец двигателя.

Миниатюрная дрель из двигателя ДПР-42. Быстро, дешево и сердито (Часть 2)
Миниатюрная дрель из двигателя ДПР-42. Быстро, дешево и сердито (Часть 2)
Миниатюрная дрель из двигателя ДПР-42. Быстро, дешево и сердито (Часть 2)

На дроссель надел термоусадку и «посадил» его на термоклей внутри корпуса. Остается элементарное — подпаять гнездо питания с тумблером и собрать корпус.

Миниатюрная дрель из двигателя ДПР-42. Быстро, дешево и сердито (Часть 2)
Миниатюрная дрель из двигателя ДПР-42. Быстро, дешево и сердито (Часть 2)
Миниатюрная дрель из двигателя ДПР-42. Быстро, дешево и сердито (Часть 2)

Переходим на Светлую Сторону

В итоге получился вот такой рыцарь инструмент в серебристых доспехах. При включении шума от нее нет, патрон хорошо отцентрирован. Сверлит USSR-вариант мягко. По размерам новая мини-дрель — копия Темной Стороны дрели на двигателе 545, которая была приобретена 10 лет назад на Ebay.

Миниатюрная дрель из двигателя ДПР-42. Быстро, дешево и сердито (Часть 2)
Миниатюрная дрель из двигателя ДПР-42. Быстро, дешево и сердито (Часть 2)

Только вот у дрели с 545-м двигателем есть одна «ложечка дегтя». В процессе работы угловой штекер может при повороте кабеля случайно выключить тумблер (показано стрелкой). В USSR-варианте этого нет. Вдобавок, тумблер я установил так, что без подачи питания визуально понятно, когда дрель включена, а когда нет. Если рычажок тумблера наклонен в сторону штекера — значит дрель включена.

Миниатюрная дрель из двигателя ДПР-42. Быстро, дешево и сердито (Часть 2)
Миниатюрная дрель из двигателя ДПР-42. Быстро, дешево и сердито (Часть 2)

Замеряем обороты двигателя

Решил измерить частоту вращения трех двигателей — микродвигателя в пластиковом корпусе, советского моторчика ДПР-42-Ф1-03 и китайского 545 двигателя. Для этого воспользовался цифровым тахометром DT-2234C+.

Микродрель в пластиковом корпусе показала отличный результат как на первой, так и на второй скорости. Главный минус этого этой микродрели — большой шум и сильная вибрация. Еще пластиковый корпус и маломощность двигателя не предполагает никаких усилий и боковых нагрузок.

Миниатюрная дрель из двигателя ДПР-42. Быстро, дешево и сердито (Часть 2)
Миниатюрная дрель из двигателя ДПР-42. Быстро, дешево и сердито (Часть 2)

А вот дрель на 545 двигателе с мощным геркулесовым патроном, несмотря на вдвое меньшее число оборотов, вне конкуренции. Она справляется с большинством задач — со сверлением металла (нержавейка, алюминий), с резкой алмазными дисками и с полировкой. Если повысить напряжение до 27 В, то по числу оборотов в спину этой дрели дышит USSR-вариант на двигателе ДПР-42-Ф1-03. Тут частота вращения доходит до 6000 об/мин. Однако патрон тут гораздо слабее.

Миниатюрная дрель из двигателя ДПР-42. Быстро, дешево и сердито (Часть 2)
Миниатюрная дрель из двигателя ДПР-42. Быстро, дешево и сердито (Часть 2)
Миниатюрная дрель из двигателя ДПР-42. Быстро, дешево и сердито (Часть 2)
Как узнать частоту вращения без тахометра

Для этого можно воспользоваться смартфоном и приложением Spectroid. Приклеиваем к валу двигателя кусочек скотча, включаем инструмент и запускаем программу. Показатель частоты (ось абсцисс) первой гармоники умножаем на 60 и получаем результат (об/мин).

Миниатюрная дрель из двигателя ДПР-42. Быстро, дешево и сердито (Часть 2)

 

Проверяем в деле

Все это хорошо, но как новая дрель покажет себя на практике? Первым делом проверим эргономику. Дрель в руке лежит неплохо. Пользоваться ею достаточно удобно.

Миниатюрная дрель из двигателя ДПР-42. Быстро, дешево и сердито (Часть 2)

Проверим как она справится с обрезкой пластиковой перегородки в кейсе с ячейками. Установим трехлепестковую фрезу и срежем перегородку, объединив две ячейки (см. левое фото ниже). С этой задачей двигатель справляется медленно, 4000 об/мин явно не хватает.

Миниатюрная дрель из двигателя ДПР-42. Быстро, дешево и сердито (Часть 2)
Миниатюрная дрель из двигателя ДПР-42. Быстро, дешево и сердито (Часть 2)

 

А вот с полировкой клинка моей любимой опасной бритвы «Узкая» (1967 г.) мини-дрель справилась превосходно. Для этого воспользовался пастой ГОИ и круговой войлочной насадкой диаметром около 1 см. Правда, через 10 минут полировки от насадки остался лишь куцый «заячий хвост». Но черные отметки на клинке бритвы были удалены.

Миниатюрная дрель из двигателя ДПР-42. Быстро, дешево и сердито (Часть 2)
Миниатюрная дрель из двигателя ДПР-42. Быстро, дешево и сердито (Часть 2)
Миниатюрная дрель из двигателя ДПР-42. Быстро, дешево и сердито (Часть 2)

Минусы

* Двигатель марки ДПР-42 все-таки редкость, найдется не у каждого

* Низкие обороты 4000… 6000. Хотя, в ряде случаев они нужны — например, при полировке или обработке пластика (игрушек, миниатюр)

* Относительно малая мощность

* Затраты на корпус — $7

Плюсы

* Надежность, прочность конструкции, все из металла

* Сверление, полировка и фрезеровка на невысокой скорости (изготовление макетов, миниатюр из смолы)

* Отсутствие люфта (биений), тихая работа

* Питание от штатного БП ноутбука 19 В

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Подытожим. Советский двигатель ДПР-42-Ф1-03 — достаточно редкая вещь. Но если он у вас завалялся в закромах, то на его базе можно собрать неплохой вариант мини-дрели. Только стоит приобрести корпус. В результате можно сверлить дерево, пластик, алюминий, а на малых участках шлифовать и полировать поверхности.

На этом у меня все!

Всем удачи и бобра! ©


СМОТРИ ТАКЖЕ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *