Товары из Китая

Часовой механизм (калибр) Заря 2009 17 камней. Похоже, да не одно и то же!


Часовой механизм (калибр) Заря 2009 17 камней.  Похоже, да не одно и то же!

Вместо эпиграфа:

"… почему-то всю жизнь думал что это механизм «Зари». Про «Славу» даже не подозревал".

Firestarterv, (Калибр Слава 1809 17 камней)

Да, Слава 1809 и Заря 2009 действительно очень похожи внешне. Очень даже похожи. Но по сути своей отличаются, как небо и земля. Калибры производства Пензенского часового завода всегда несли в себе инженерную оригинальность. Иногда в мелочах, но именно эти мелочи отличали их от других похожих по компоновке механизмов в лучшую сторону. В начале 60-х был произведён ребрендинг часовой продукции завода и завод стал выпускать часы под общим брендом «Заря». Отличительной чертой этих часов был калибр диаметром двадцать миллиметров. Была разработана линейка механизмов 20хх. Это были калибры 2009, 2009.1, 2009Б, 2009В и другие на их базе. О некоторых из них мы уже беседовали, но в этот раз я хочу рассказать о самом первом калибре 2009 — без дополнительных буквенных и цифровых маркировок, коль уж скоро он был упомянут в сравнении с калибром Слава 1809. Итак, без лишних разговоров заглянем внутрь раннего калибра Заря 2009. Прошу, Коллеги — «Вперёд, „Заре“ навстречу!» ©

Так выглядят калибры Заря 2009 и 2009.1. Разницы между ними с точки зрения практического применения нет. Но если присмотреться к внешнему виду механизмов, сразу же обращает на себя внимание разный подход к обработке деталей. На 2009.1, он слева, финальная обработка упрощена, отсутствуют фаски. Значит, процесс изготовления калибра был в большей степени механизирован и «косметические» операции были упразднены. Справа — 2009. Тут заметна ручная сборка. Мосты обработаны более тщательно. Вот его то мы и обследуем изнутри, поглядим, как он отличается по конструкции от таких «одноклассников», как, например, внешне с ним схожий Слава 1809. Тем более, что с первого бегло брошенного взгляда эти механизмы часто не могут отличить даже опытные мастера.

Часовой механизм (калибр) Заря 2009 17 камней.  Похоже, да не одно и то же!

Баланс я уже снял. Здесь на фоне современников присутствует ряд инженерных новшеств. Прежде всего колонка баланса закреплена так называемой «прищепкой», а не привычным нам винтом. Разумеется, колонка баланса подвижная. Это позволяет весьма точно выставить синхронизм хода, «выкачку» в просторечии. Между прочим, с достаточной точностью это можно сделать на глаз без прибора. Суть в том, что анкерная вилка при спущенной пружине должна стоять точно посередине между ограничивающими её ход штифтами. Вот и передвигаем рычажок, удерживающий колонку баланса до тех пор, пока вилка не займёт нужное нам положение. По прибору это, разумеется, быстрее и точнее. Но как-то же триста лет делали это без прибора (смайлик!).

Часовой механизм (калибр) Заря 2009 17 камней.  Похоже, да не одно и то же!

Далее всё обычно. Спираль не брегетирована, хотя при такой высоте механизма можно было бы и озадачится этим. Штифты градусника на замке. В общем, замечательно организованный баланс. И, разумеется, противоударный.

Часовой механизм (калибр) Заря 2009 17 камней.  Похоже, да не одно и то же!

Да, о противоударном устройстве. Обычно я отмываю платину вместе с бушоном, но сегодня, ввиду изрядной общей загрязнённости механизма, сниму бушон и положу его в бензин. Пусть отмокнет от закисшей смазки, грязи да прочего того, чему быть в часах совсем ни к чему. И гнездо бушона в платине соответственно приведём в порядок. Заметьте, пружина («звёздочка») здесь имеет довольно длинные лучи. Во-первых, её легко обслуживать, то есть, снять и установить, во-вторых, при такой конструкции противоударные свойства механизма довольно высоки. Помните постоянные нарекания на короткие лучи у звёздочек калибра Слава 24хх? Вот тут этого нет.

Часовой механизм (калибр) Заря 2009 17 камней.  Похоже, да не одно и то же!

Хорошо. Займёмся медленной стороной.

Часовой механизм (калибр) Заря 2009 17 камней.  Похоже, да не одно и то же!

Первым делом снимем минутный триб. Меня часто спрашивают об инструменте, о съёмниках, например. Ну так вот, я, не мудрствуя лукаво, делаю это при помощи пинцета с усиленными изогнутыми губками — «клювом». За всю мою практику ни разу это не вызвало проблемы.

Часовой механизм (калибр) Заря 2009 17 камней.  Похоже, да не одно и то же!

Теперь анкерная вилка и мост анкерной вилки. Мост простой навесной. Но простота конструкции компенсируется значительной толщиной детали. Особо здесь рассказывать нечего. Вилка самой стандартной конструкции.

Часовой механизм (калибр) Заря 2009 17 камней.  Похоже, да не одно и то же!

Демонтируем мост ангренажа. Кто-то уже оставил на нем неизгладимый след, ну да ладно, как говорят, «на скорость не влияет».

Часовой механизм (калибр) Заря 2009 17 камней.  Похоже, да не одно и то же!

Вот он, мост ангренажа.

REM: А вот надо бы в конце концов взять, да и рассказать, что оно такое и как устроено это забавное устройство, обозначаемое таким оригинальным красивым французским словом — «ангренаж».

Часовой механизм (калибр) Заря 2009 17 камней.  Похоже, да не одно и то же!

Мост перед нами. Деталь весьма крупная. Мост объединяет под собой три колеса колёсной системы — анкерное, промежуточное и секундное. Следовательно, в мосте установлены три сквозных камня. Все признаки ручной обработки присутствуют — фаска в первую очередь. На мосте выполненная на латинице маркировка, согласно которой механизм собран на семнадцати камнях.

Часовой механизм (калибр) Заря 2009 17 камней.  Похоже, да не одно и то же!

Да. Металл в те годы не экономили. Много разнообразной фрезеровочной работы, значительная масса самой детали, немалый отход материала. Однако, я бы не спешил записывать это в недостатки. Стабильность, как никак.

Часовой механизм (калибр) Заря 2009 17 камней.  Похоже, да не одно и то же!

И вот перед нами открывается ангренаж, те самые анкерное, промежуточное и секундное колёса.

Часовой механизм (калибр) Заря 2009 17 камней.  Похоже, да не одно и то же!

Снимем два последних.

Часовой механизм (калибр) Заря 2009 17 камней.  Похоже, да не одно и то же!

А за ними — анкерное.

Часовой механизм (калибр) Заря 2009 17 камней.  Похоже, да не одно и то же!

И разложим детали частично разобранного механизма на листе бумаги. Пусть полежат в ожидании чистки бензином,

Часовой механизм (калибр) Заря 2009 17 камней.  Похоже, да не одно и то же!

а мы перейдём к пружинному двигателю и мосту центрального колеса.

Часовой механизм (калибр) Заря 2009 17 камней.  Похоже, да не одно и то же!

Детали сняты и разложены на листе бумаги.

Часовой механизм (калибр) Заря 2009 17 камней.  Похоже, да не одно и то же!

А вот с мостом промежуточного колеса познакомиться надо бы подробнее. Во-первых, мост перекидной, как в Ракете 26хх.НА. Вот вам и стабильность параметров. Во-вторых, обратите внимание на толщину этой детали. Это серьёзно. Ещё раз уважительно подумаем о стабильности. Есть ещё кое-что, но об это при сборке. После того, как отмоем. Особенности лучше будут видны на чистой детали.

Это вид моста снизу.

Часовой механизм (калибр) Заря 2009 17 камней.  Похоже, да не одно и то же!

А это вид моста сверху.

Часовой механизм (калибр) Заря 2009 17 камней.  Похоже, да не одно и то же!

Разбираем двигатель.

Часовой механизм (калибр) Заря 2009 17 камней.  Похоже, да не одно и то же!

Снят мост барабана. Обратите внимание на утолщение в гнезде коре — там, где вращается ось барабана. Твердосплавной вставки не предусмотрено в конструкции, но такого утолщения достаточно, чтобы механизм бесперебойно работал долгие годы. На нашем экземпляре выработка отсутствует полностью.

Часовой механизм (калибр) Заря 2009 17 камней.  Похоже, да не одно и то же!

Вид с обратной стороны моста полностью подтверждает это.

Часовой механизм (калибр) Заря 2009 17 камней.  Похоже, да не одно и то же!

Ну вот. С быстрой стороной мы совладали. Отправляемся в гости к ремонтуару.

Часовой механизм (калибр) Заря 2009 17 камней.  Похоже, да не одно и то же!

Ремонтуары у Зари всегда отличались своеобразием. Посмотрите на сложную форму «иероглифа» — пружинной крышки. Кроме того, для промежуточного рычага в данной конструкции предусмотрена отдельная пружина.

Часовой механизм (калибр) Заря 2009 17 камней.  Похоже, да не одно и то же!

Перед тем, как приступить к разборке ремонтуара, снимаю планку с накладными камнями колёс ангренажа. Да-да, тут всё серьёзно. Ангренаж установлен в бушоны с накладными камнями. Ещё один плюс к стабильности калибра.

Часовой механизм (калибр) Заря 2009 17 камней.  Похоже, да не одно и то же!

После этого самое время снять «иероглиф» — пружинную крышку ремонтуара, и открыть этот механизм.

Часовой механизм (калибр) Заря 2009 17 камней.  Похоже, да не одно и то же!

Ой… Как же тут всё запущено! Даже ржавчина. Ну, работаем — отчищаем, отмываем, где залегло, выбиваем, но так, деликатно, разумеется.

Часовой механизм (калибр) Заря 2009 17 камней.  Похоже, да не одно и то же!

Вот наша кнопочка разъединителя промежуточного рычага. Она залегла на грязи. Капнем капельку WD-40 и подождём, пока появится возможность выдавить её из гнезда.

Часовой механизм (калибр) Заря 2009 17 камней.  Похоже, да не одно и то же!

И вот механизм разобран и готов к чистке.

Часовой механизм (калибр) Заря 2009 17 камней.  Похоже, да не одно и то же!

Отмываем детали в бензине при помощи зубной щётки и кисточки. Промокаем салфеткой и перекладываем в чашку Петри под прозрачную крышку, чтобы не запылились до того, как начнем сборку механизма. Как всегда, на этом этапе небольшой перерыв.

Часовой механизм (калибр) Заря 2009 17 камней.  Похоже, да не одно и то же!

И снова за дело. Рассмотрим конструкцию платины. В платину запрессовано три камня для колёс ангренажа и анкерной вилки. Но вот центральное колесо — увы! — не поставлено на камень. Я считаю это недостатком. С другой стороны при довольно большой высоте всего механизма отверстие под центральное колесо достаточно высокое, то есть, тело детали в этом месте достаточно утолщённое. По крайней мере, в данном экземпляре механизма выработки я не вижу. Но всё же наличие камня в гнезде говорило бы об отношении к технологии. Медленная сторона плоская. Возможно, это сделано в расчёте на усложнение калибра календарём. Но это моё личное предположение.

Часовой механизм (калибр) Заря 2009 17 камней.  Похоже, да не одно и то же!

Быстрая сторона платины. Здесь надо отметить достаточно высокий прилив под установку оси барабана. Да, думали о долговечности механизма. За что и спасибо конструкторам. Других особенностей на платине механизма нет.

Часовой механизм (калибр) Заря 2009 17 камней.  Похоже, да не одно и то же!

Сборку начнем с того, что вернем на место обслуженный, вымытый и смазанный бушон баланса.

Часовой механизм (калибр) Заря 2009 17 камней.  Похоже, да не одно и то же!

Зафиксируем его «звёздочкой». У пружины достаточно длинные лучи, чтобы её установка не вызывала больших трудностей.

Часовой механизм (калибр) Заря 2009 17 камней.  Похоже, да не одно и то же!

Далее работаем по привычной схеме. Устанавливаем «шашлык» — заводной триб с кулачковой муфтой нанизываем на «шампур» — заводной вал.

Часовой механизм (калибр) Заря 2009 17 камней.  Похоже, да не одно и то же!

Возвращаем на место промежуточный рычаг. От коррозии отчистили, ну цветные пятна… так это «на скорость не влияет» (смайлик!)

Главное, не забыть смазать.

Часовой механизм (калибр) Заря 2009 17 камней.  Похоже, да не одно и то же!

Перед тем, как установить переводной рычаг кулачковой муфты, как и обещал, расскажу об одной занимательной особенности. Эта особенность присуща всем «двадцаткам» производства пензенского часового завода. Видите этот винтик по стрелке? А вот это вовсе не винтик. Это — эксцентрик! Благодаря такой конструкции можно регулировать степень подвода кулачковой муфты к переводному трибу ремонтуара. Благодаря этому работу системы можно настроить весьма точно. Ни у каких иных калибров я не встречал подобного решения.

Часовой механизм (калибр) Заря 2009 17 камней.  Похоже, да не одно и то же!

На этом снимке очень хорошо видно, как устроен эксцентрик с пальцем, входящим в паз кулачковой муфты («бочонка»).

Часовой механизм (калибр) Заря 2009 17 камней.  Похоже, да не одно и то же!

Устанавливаем переводной рычаг, пружину переводного рычага, переводное и вексельное колёса.

Часовой механизм (калибр) Заря 2009 17 камней.  Похоже, да не одно и то же!

Вот какой у нас «иероглиф» — пружинная крышка ремонтуара.

Часовой механизм (калибр) Заря 2009 17 камней.  Похоже, да не одно и то же!

Смазываем накладные камни ангренажа.

Часовой механизм (калибр) Заря 2009 17 камней.  Похоже, да не одно и то же!

И закрываем ремонтуар и устанавливаем на место планку с накладными камнями.

Часовой механизм (калибр) Заря 2009 17 камней.  Похоже, да не одно и то же!

Переходим на быструю сторону.

Часовой механизм (калибр) Заря 2009 17 камней.  Похоже, да не одно и то же!

Собираем барабан. Пружина обычная спиральная. На удивление весьма чистая. Смазываем пружину и закрываем крышку барабана.

Часовой механизм (калибр) Заря 2009 17 камней.  Похоже, да не одно и то же!

Устанавливаем барабан на платину.

Часовой механизм (калибр) Заря 2009 17 камней.  Похоже, да не одно и то же!

Мост барабана. Снова хочу обратить внимание читателя на значительное утолщение гнезда оси барабана. Надежно, хоть твердосплавные материалы и не применены.

Часовой механизм (калибр) Заря 2009 17 камней.  Похоже, да не одно и то же!

Устанавливаем мост барабана

Часовой механизм (калибр) Заря 2009 17 камней.  Похоже, да не одно и то же!

и переходим к сборке колёсной системы. Начинаем с центрального колеса.

Часовой механизм (калибр) Заря 2009 17 камней.  Похоже, да не одно и то же!

Смазываем гнездо в платине и устанавливаем в него центральное колесо.

Часовой механизм (калибр) Заря 2009 17 камней.  Похоже, да не одно и то же!

Теперь, после того, как мост центрального колеса вымыт, хорошо видно, что камень в мосте установлен в латунном шатоне. Чем это вызвано, не знаю, но это хорошо. По крайней мере говорит о внимании к технологии.

Часовой механизм (калибр) Заря 2009 17 камней.  Похоже, да не одно и то же!

Мост с обратной стороны.

Часовой механизм (калибр) Заря 2009 17 камней.  Похоже, да не одно и то же!

Устанавливаем перекидной мост центрального колеса. Толщина детали обращает на себя внимание. Прочно и стабильно. Центральное колесо закреплено мостом. Теперь можно вернуть минутный триб на ось центрального колеса.

Часовой механизм (калибр) Заря 2009 17 камней.  Похоже, да не одно и то же!

Подготавливаем минутный триб

Часовой механизм (калибр) Заря 2009 17 камней.  Похоже, да не одно и то же!

и устанавливаем его на место.

Часовой механизм (калибр) Заря 2009 17 камней.  Похоже, да не одно и то же!

Упс… я забыл поставить пружину промежуточного рычага, отвечающую за разъединение его с заводным валом. Как я уже говорил, в этом калибре она выполнена отдельной деталью. Устанавливаем её и фиксируем винтом.

Часовой механизм (калибр) Заря 2009 17 камней.  Похоже, да не одно и то же!

Собираем заводные колёса двигателя и ангренаж.

Часовой механизм (калибр) Заря 2009 17 камней.  Похоже, да не одно и то же!

Накрываем колёсную систему мостом и устанавливаем анкерную вилку.

Часовой механизм (калибр) Заря 2009 17 камней.  Похоже, да не одно и то же!

Аккуратно возвращаем на место баланс.

Часовой механизм (калибр) Заря 2009 17 камней.  Похоже, да не одно и то же!

Несколько оборотов заводной коронки… Всё, победа! Баланс весьма резво начинает колебаться с первого же оборота. Жив, курилка!

Часовой механизм (калибр) Заря 2009 17 камней.  Похоже, да не одно и то же!

А, вот ещё что. Я же не показал, где находится разъединитель. А он тут спрятан под мостом. Сразу и не приметишь.

Часовой механизм (калибр) Заря 2009 17 камней.  Похоже, да не одно и то же!

Итог. Что же, весьма интересный калибр. Но прогресс требует своего, и на смену калибрам Заря 2009 и 2009.1 пришли малогабаритные и очень тоненькие 2009Б и 2009В, не потерявшие актуальности и в наше время.


СМОТРИ ТАКЖЕ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *