Ностальгическая игрушка из детства
Всем доброго времени суток. Я надеюсь что данный рассказ заинтересует любителей радиоуправляемых моделей. Так что, кому небезразлично, прошу…
Да, материал не очень актуален, но, как говорится, готовь сани летом! Итак, поехали!
Как то бесцельно проводя время в интернете, я наткнулся на фото пожарного катера «Феникс». Помните, была такая игрушка в 80х годах. У меня тоже такой был. И тут, увидев фотку в интернете, прямо нахлынула ностальгия. Хочу! Переделаю на нормальное Р.У., Lipo аккумуляторы и БК моторы. Засел за Авито и ооочень удивился. За древнюю некомплектную (а иногда местами поломанную ) игрушку люди хотят 4-5к! Нееет, так дело не пойдет. Да и размерчики катера не шибко впечатляют. А сделаю я его сам из моего любимого ПВХ. Пусть не один в один, но похожий. И побольше в размерах. Тут хочу сделать оговорку: буду делать катер похожий именно на игрушку из 80х, а не на его прототип пожарный катер «Прометей». Он кстати изображен на коробке. Ок, начинаем. В этот раз из чертежей, сделал только верхние части бортов, переборки и транец. Склеил эти детали вместе. Все остальное клеил и вырезал по месту. Сначала нижние части бортов, потом обе половины днища. Ножом обрезал излишки, и отшлифовал в черновую наждачной Р80. . Транец пока не приклеиваю. Далее делаю колодцы (не знаю как эти штуки называются на водном слэнге, пусть меня поправят ) гребных винтов .Их нам потребуется две штуки. Делаются просто. Пластик предварительно чуть подгибается и приклеивается к временным держателям и для надёжности укрепляется изолентой. Далее под них вырезаю места в днище. . Вклеиваю. На следующих фото вид изнутри и снаружи .Теперь нужно сделать крепления для дейдвудов. Выглядят они вот так. Ничего сложного .Далее в колодцах прорезаем пазы и вклеиваем эти крепления внутрь. Можно приклеить и транец. Вырезы под колодцы гребных винтов в нем делаю по месту Не обращаем внимания на дыры. Далее все швы укрепим стеклотканью с эпоксидкой и зашпатлюем. А теперь давайте устанавливать дейдвуды. Их я взял от лодки FT012, потому что они меньше чем от 011 и имеют жесткий вал и закрытые подшипники по краям. Это избавит нас от бесконечных разборок и смазываний, как это бывает с гибкими валами. Собственно ссылка на дейдвуд https://aliexpress.ru/item/item/32633810136.html Торцы их креплений со стороны гребных винтов, я усилил пластинами из 4мм ПВХ пластика. Изнутри креплю пластины крепления дейдвудов. Они имеют возможность зажима установленной трубки. Далее вырезаю переборку, к которой будут крепиться моторы. Вставляю дейдвуды, устанавливаю на них моторы и примеряю переборку. Сразу и сверлю отверстия для крепления моторов. Когда все готово, то выглядит вот так. . На фото не настоящий мотор, а муляж по которому производил замеры. Настоящие моторы на тот момент были ещё в Китае. Использовать буду самые наидешманские моторки 2212 на 1000кв. Вот такие: https://aliexpress.ru/item/item/33045016331.html Вообще я не планирую на этом катере водяного охлаждения. Так как моторчики довольно слабенькие и большую скорость от судна никто не ожидает. Если будут все таки греться, установлю алюминиевые радиаторы. Думаю будет достаточно. Далее в моторном отсеке делаю двойные борта и к ним креплю стенки аккумуляторного отсека. Все неиспользуемые полости заполняю монтажной пеной. Теперь можно устанавливать переднюю часть палубы. Вырезал ее по контуру корпуса .С обратной стороны приклеиваю кусок 4мм ПВХ с впрессованной внутрь гайкой м3. Это будет одно из креплений надстройки-крышки .Изготавливаю крепление сервопривода пера руля. Серву решил взять небольшую от разбившегося крыла. Это 12 граммовый сервопривод, подделка под Emax, но работает надежно. Вот ссыль: https://aliexpress.ru/item/item/32916877744.html Усилия в 2кг. вполне хватит для наших целей. Крепить ее будем на стенку батарейного отсека. Вот такое крепление я изготовил и примерил серву .Теперь можно приниматься за перо руля. Тут немного оговорюсь: в принципе можно (и наверное проще и технологичней ) сделать руление с помощью двигателей, но от этой идеи отказался по трем причинам: 1. На оригинале установлено перо руля.
2. Моя аппаратура пистолетного типа не поддерживает такой микс управления, а использовать для лодки аппаратуру со стиками я не хочу.
3. На катере планируется полноценный автопилот с GPS на базе прошивки Ардупилот, а в нем нет схожей модели управления.
Так вот, для крепления пера, я взял отрезок аллюминиевой трубки с внутренним диаметром 8мм. В нее запресовываю два подшипника от электромоторов размерами 8х4х3 (не стоит переживать, что нижний подшипник заржавеет. Все будет заполнено смазкой и вода подшипнику будет не страшна). Что бы подшипники не провалились внутрь трубки, между ними вставляю отрезок трубки НАРУЖНЫМ диаметром 8мм, в качестве распорной втулки. В качестве вала я использую простую шпильку с резьбой М3. Как то вот так….Далее сверлю отверстие в днище катера и вклеиваю втулку, предварительно усилив место крепления пластинами из пластика, термоклеем и стеклотканью .Надо сказать, что длина трубки выбрана таким образом, что бы верхний ее торец был на 5-7мм ниже качалки сервопривода. Далее переходим к самому перу. Я его склеил из пластин пластика ПВХ толщиной 2мм, вклеив внутрь наш вал из шпильки М3 .После склейки наждачной бумагой придаю ему обтекаемую форму. В последствии он будет прошпатлеван и окрашен. Далее переходим к электронике. Управлять катером буду с помощью своей старой доброй Radiolink R4gs . Эта аппаратура со мной давно и прошла огонь и воду, так что я ей доверяю. Приемник будет простой R6F без гироскопа. Он тут и не нужен, а вот 6 каналов в будущем пригодятся. В качестве регуляторов я взял то, что попалось под руку. А именно два ZTW Polaris 25а. У них прошивка Bl Heli, что позволит нам использовать задний ход. Они давно устарели и сняты с производства, так что ссылку я врятли смогу найти. Поскольку у регуляторов на борту нет бэка на 5в., а нам потребуется это напряжение не только для запитки приемника и «сервы», плюс для того что бы сделать все более менее культурно, взял плату распределения Matek Она свяжет два регулятора по силовой части, также там имеются бэки на 5 и 12 вольт. Вот ссылочка: https://aliexpress.ru/item/item/32719859527.html Регуляторы я предварительно настроил в программе Bl Heli Suite и запараллелил сигнальные входы. Затем. спаяв силовую цепь, выведя сигнальный шлейф и провода земли, 12в, и 5в, поместил всю электронику в корпус из пластика. Получилось так: . Когда все спаяно и проверено, заливаю корпус эпоксидкой. Теперь никакое купание не страшно! Зачем два силовых ХТ60, поясню позже. Все готово, можно красить трюм катера и проводить окончательную сборку .Пришло время приклеить заднюю часть палубы и ее ограждения. Ограждения палубы я сделал из 4мм пластика и приклеил сверху. Палуба у меня она из двух частей. Увы, большие куски пластика закончились. Ну да не страшно. Вырезаю люки под два отсека. В переднем отсеке у нас будет электроника (об этом чуть позже), через задний отсек можно устанавливать батарею, проводить обслуживание дейдвудов. На фото виден бортик между палубой и бортами. С одной стороны это имитация резинки, как на оригинальной модели, с другой, маскирует и герметизирует стык палубы, бортов и корпуса. Так вот, зачем мне нужны были два Хт60… один из них как и положено подключается к батареи, а вот другой, припаивается в разрыв плюсового провода. Сверху вставляем перемычку и замыкаем цепь. Для чего это нужно? Смотрите, если не дай Бог что то где то замкнет, куда то попадет вода или ещё что то нештатное произойдет, не нужно с сумасшедшей скоростью выкручивать крепёжные винты крышки, вынимать быстрее батарею. Нужно просто вынуть перемычку и все, катер обесточен. К тому же, на берегу водоема, можно не возиться с разборкой катера при подключении батареи. Можно сделать все дома с удобствами, а у воды просто вставить перемычку (чеку) и катер готов. Теперь можно перевернуть наш корпус и заняться реданами. Изготовить их не трудно. Я просто вымерял линейкой места их приклейки, провел карандашом линии и приклеил на них полоски из 4мм пластика. Затем при помощи шпатлёвки сделал плавные переходы между днищем и реданом. Получилось как то так …Ну вот и все. Корпус можно красить. Сначала грунтую все серым грунтом, выклеиваю палубу (она так и останется серого цвета ) и крашу днище красной краской. У меня как раз осталась после покраски мотоцикла краска «Гренадир». Ну и как финиш, крашу бортик в черный цвет. После покраски корпус выглядит так: Прошпатлеванный руль крашу и ставлю на место Пора заняться палубной надстройкой. Основу вырезаю из 4мм пластика ПВХ. Надстройка будет из двух частей. Помимо основания вырезаю и боковые части. . Приступаю к сборке передней части надстройки. Как можно видеть по фото оригинала, передняя часть довольно сложной формы и изобилует различными ступенями и выступами. Вот частично склеенная надстройка На следующих фото, промежуточный вариант. Передняя часть надстройки готова к шлифованию и шпатлеванию, а заднюю только начал клеить. Примерил к катеру. А так же вид сзади. Собственно законченная надстройка выглядит вот так :Она состоит из двух частей. Передняя будет приклеена на герметик, под ней приемник радиоуправления и RC Switch (устройство которое замыкает/размыкает цепь по сигналу с приемника ) для прожекторов. Туда же вывел и провода с платы распределения для питания периферии и для удобства припаял их к кусочку текстолита и подписал выводы. В будущем тут появится контролер ходовых огней и (наверное) автопилот. Вот так все выглядит внутри отсека. Задняя же часть легко снимается для подзарядки акумулятора. Аккумулятор планировался Onbo 4200mAh 4s, но моторам больше по душе работать от 3S батареи. Поэтому спаял сборку из Li-ion 18650. Получилось 3S и примерно 6000мАч. Вот такой неказистая, но емкая и легкая батарея вышла .А вот катер, со снятой крышкой акумуляторного отсека. Для того, что бы ее снять, нужно открутить всего один винт М3.
Ну что, а теперь, давайте перейдем к навеске. Как говорится к копийным элементам. 3D принтера у меня нет, да и, если честно, хотелось сделать все руками. Получилось возможно не так красиво как 3D, но мне нравится. Так например барабаны для намотки пожарных рукавов я сделал из кусочков большого шприца и кружков листового ПВХ Да, некрашеные выглядят страшно. На роль самых рукавов я пробовал и термоусадку и трубку от омывателя, но остановился на куске провода, покрашенного в соответствующий цвет. Водометы, сделал то же из шприцов, но поменьше, ПВХ и кусочков электрода. Снова не очень красиво, но после покраски вполне годно….Ну и наконец огнетушители, сделаны из 10мм алюминиевой трубки ПВХ пластика и опять же электродов .А вот с рупором пришлось повозиться. Пробовал и сворачивать в кулек листовой ПВХ и выдавливать форму из него конусом, разогревая на газу. В итоге поступил так: Вырезал несколько кругов разного диаметра (он уменьшается от круга к кругу на 2мм) насадил их на шпильку М6, зажал в дрель, и раскрутив ее, отшлифовал поперхность болгаркой с лепестковым кругом. Вот так непрезентабельно это выглядит до обработки, и вот готовый рупор .Остальные элементы не представляют особого интереса, ибо их просто вырезал из листового ПВХ, склеил и обработал наждачкой, где необходимо. Иллюминаторы делал по уже отработаной технологии ( о ней в рассказе о ФПВ машинке) Это рамы для иллюминаторов, и сами они в сборе. Прожектора все так же как и в прошлой статье делаю из фонариков из FIX price. А именно использую от них только крышку со стеклом и диодами. Фонарики подключены от бека на 5в платы питания через RC Switch. То есть я могу их включить/выключить с аппаратуры управления. Вот такой они имеют внешний вид .А вот так они светят ….
Ну вот собственно и вся сборка. Делал я его с перерывами около года. Ооочень не спеша. Конечный результат меня вполне устраивает. Катер ходит (плавает, ездит… лишнее зачеркните) хоть и медленно, но до жути плавно и тихо. Его прямо приятно запускать. По времени, на одной зарядке работает примерно минут 40. На видео первые пуски аппарата. Еще была не готова вся навеска, но ходовые качества не изменились. А зимой катер занял свое место на полке. Ну вот и все. Спасибо всем, кто прочитал, спасибо тем кто будет комментировать, спасибо за аргументированную критику. До свидания. Да, совсем забыл, вот же видео!!! www.youtube.com/watch?v=nk5pzWLMJDY&list=PL9-3NMPHry-jfsKyXhh0WmWxS1U4oIOl5&index=2
- Очень простой способ меднения предметов (часть 2 - гальванопластика для начинающих)
- Калибр Слава 1809 16 камней. Премилый малыш.
- Большой чёрный Амфитон-А1-01
- Спортивное табло
- Ремонт сварочника Ресанта САИ190К
- Сравнение калибров Слава 2428 или "Нефункциональные камни, ау!"
- Часы с Wi-Fi на газоразрядных индикаторах ИН-12 или ещё один тёплый ламповый свет
- Тёплая ламповая... защита
- Технология создания цветных прочных и водостойких надписей и картинок на прозрачном фоне.
- Модификация УМЗЧ Амфитон-У-101.