Очень простой способ меднения предметов (часть 2 — гальванопластика для начинающих)
… Иногда это не только интересно, но и «красиво»! Как просили, продолжение рассказа Очень простого способа меднения предметов
Как покрыть медью неметаллический предмет? Как сделать это покрытие декоративно-привлекательным? -сейчас попробуем во всем этом разобраться…
Итак, история одного, несостоявшегося «Зураба Церетели» —
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
Мой «первый блин комом в искусстве гальванопластики» 😉
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
Довольно долго раздумывал, чего бы эдакого увековечить в металле, даже не особо задумываясь, что получить что-либо стоящее (без навыков) шансов у меня 0,0… :)))
— наверное, для обзора, вполне достаточно было взять совсем простой предмет, но хотелось
выпендритьсяпорадовать моих читателей чем-нибудь более существенным и необычным
Наконец голову посетила мысль, сохранить «на века- потомкам» осенний цветок с клумбы, а в центр посадить пчелу.
Вы скажите пОшло и банально? Возможно… но в тот момент, с фантазией на эту тему, у меня оказалось как-то сложновато
Сразу же возник и следующий, вытекающий из идеи вопрос!
Пчелка!.. ГДЕ ВЗЯТЬ ПЧЕЛКУ почти зимой!?
Может подойдет муха?
… я все таки нашел пчелу, правда в несколько задрипанном состоянии, досталось ей за несколько лет в кулечке (вспомнил, что товарищ дарил пчелиный подмор, эдак лет пять назад)
Была тогда еще весьма презабавная ситуация, когда на досмотре в аэропорту у меня обнаружили кулек с «дохлыми мухами» и до-о-лго недоверчиво их перебирали в поисках чего-то еще более неожиданного:)))
Для создания шедевра выбрал более-менее «комплектную», приклеил каплей меда клея к проволоке и пошел наносить токопроводящий слой.
Есть способы самостоятельного изготовления подобных составов, но решил не тратить время на их описания/испытания- это отдельная, довольно обширная тема.
Закрепил пчелку к проволоке, а не цветку, так как планы были наполеоновские — отдельно патинировать ее и фрагменты цветка (в темный цвет), а уже позже все соединять в единую «композицию».
При покрытии токопроводящим лаком эта долбанная пчелка доставила немало хлопот 🙁 раза три она пыталась улететь с проволоки на землю в грязь, вероятно клей растворялся лаком и под струей газа из баллончика она «вспоминала теплое лето…»
С четвертой попытки, когда мой словарный запас матов уже заканчивался, мне все же удалось утихомирить неугомонное насекомое и покрыть ее и цветок слоем графита.
Покрывать лаком рекомендуется в несколько слоев.
Для того что бы был контакт, при последующих обработках, стебель цветка несколько раз обматывается проволокой.
можно взять более дешевый, описываемый ранее в обзорах (в том числе и мною) — ссылка на Али — 644 руб
Или вообще использовать ЛЮБОЙ другой, с возможностью регулировки напряжения от 0 до 5в и максимальным током до 2А.
Если на нем не будет режима ограничения тока, необходимо будет контролировать его вручную (в крайнем случае, отдельно подключенным прибором).
По-быстрому собираем «шайтан-машинку» для гальванизации и запускаем процесс!
Ток в начале выставил около 0.5А (чуть позже поднял до 0.8)
Подключение, по описанной ранее схеме (+ на медный электрод-донор, минус на обрабатываемую деталь)
медный купорос, электролит (из автомагазина) и дистиллированная вода |
50 грамм купороса необходимо размешать в 200-250 граммах воды, профильтровать, после чего осторожно долить 50 грамм электролита |
… Прошло довольно много времени (часов 10-12). Внешне, сквозь слой жидкости, кардинальных изменений не видно 🙁 — печалька однако!
Как позже выяснилось, их не было видно из-за голубого цвета раствора.
Потянув за проволоку с пчелой обнаружил, что она прилипла к цветку (сдвинулась во время процесса), а значит «что-то» все таки происходит! Поднял ее из раствора… -УРА! ЗАРАБОТАЛО!
(не в фокусе получилась, к сожалению 🙁На самом деле оказалось не все так прекрасно: покрытие получилось неоднородное, я выставил слишком высокий ток (или пчелка была совсем «завалявшегося» качества) — однако силуэт все же можно угадать 🙂
Достаем цветок.
Бутон еще не покрылся слоем меди, распространение происходит поступательно, в последнюю очередь к самой дальней части.
Опускаю цветок для продолжения процесса, ток снижаю до 0.6А
Через несколько часов — уже получше!
В сумме, за пару суток цветок набрал 40 грамм меди!
По утолщениям (подгоревшие места) на кончиках лепестков цветка и листьях можно предположить, что в какой то момент использовался слишком высокий ток (или малое расстояние между анодом/заготовкой).
Кроме того, при этом слой меди получается довольно рыхлым и пористым и как-бы посыпанный песком.
(без обработки и нормальной промывки через пару недель медь потемнела.)
Было любопытно, обратим ли процесс (попытался снять часть меди). Результат получился несколько неожиданным, скорее всего просто слишком малый ток выставил, или раствор получился перенасыщенным (вода испаряется), однако вид необычный-цветок покрытый кристаллами купороса 🙂
подобный же кристалл вырос и на медном электроде
Для первой пробы пойдет, теперь будем делать «как полагается» |
Главные ошибки в первом опыте: слишком высокий ток, не совсем правильный раствор и малое расстояние между электродами. И если электроды в этой импровизированной ванночке отодвинуть сложно, то все остальное вполне решаемо.
Далее будем использовать два различных раствора для покрытия и дополнительные для декоративной обработки (покажу самый минимум).
Первый раствор нужен для начального (основного) покрытия, он более эластичный и шероховатый. |
Рецептов существует много, в опыте ниже, я использовал такой:
|
Опять собираем гальвано-установку.
В качестве донора меди (электрод) желательно использовать как можно более чистую медь, без мешающих примесей.
Неплохим вариантом являются обрезки медных трубок, оставшиеся после установки кондиционеров. Можно купить и обычный толстый медный провод в кабеле, но придется повозиться с разделкой и зачисткой.
Из зачищенного провода сгибаем спираль или гармошку и используем в качестве электрода-донора меди.
*Считается, что для нормального и равномерного осаждения меди, площадь анода должна быть в два-три раза больше площади заготовки, электрода должно быть два и располагаются они с разных сторон обрабатываемой детали.
Обрабатывал заготовку током в районе 300мА.
Сначала даже более низким-обычно при «затяжке» (начале процесса) его устанавливают раза в два ниже номинального, до появления меди в месте соединения проволоки с нанесенным покрытием, затем увеличивают.
Получается гораздо более симпатичный экземпляр
Вообще, по «учебнику», ток должен быть около 1 А/дм² от размера заготовки (но как в моем случае посчитать эту самую площадь!?), величина тока зависит и от состава электролита.
При сложной форме детали ток уменьшают в 2-3 раза.
На слишком больших токах медь подгорает, темнеет и хуже держится на заготовке
Следующий этап — покрытие слоем с блескообразователем. |
Раствор нужен для покрытия блестящим слоем -он более хрупкий, но намного эстетичнее выглядит и удобнее для последующих обработок. |
|
Описываемый электролит, кстати, запатентован нашими соотечественниками еще в 70х годах
Состав показался довольно капризным- сначала он заработал (вроде бы), потом несколько дней бился, НИКАК не хотело блестеть… просто осаждалась матовое покрытие меди.
Пробовал намешать новый раствор (с чуть иными соотношениями компонентов), менял ток… не особо помогло.
Другой вариант электролита для получения блестящего покрытия |
|
При наличии доступа к заводскому блескообразователю, как вариант, можно использовать такой раствор:
|
ссылка на Али — 480 руб
Для более точного взвешивания малых весов, откалибровал их 6гр «эталоном» -обычно монеты имеют весьма точный вес, подобрал из имеющихся именно 6 граммовую (1 franc Semeuse version 1960).
так выглядят 5мг желатина
Для одноразового «взвешивания» можно использовать небольшую хитрость: взвешиваем на кухонных весах 5гр и размешиваем в 100мл дистиллированной воды. Набрав шприцем 1мл жидкости, мы получим необходимые 0.05
Подержав заготовку в «зеркальном» растворе, получаем подобный эффект.
пчЁл, несколько «подпорченный» дендритами в начале изготовления, покрытый блестящей медью.
Можно получить на бутоне цветка такую «композицию»… (повышенный ток и небольшая экспозиция)
В процессе экспериментов, аноды тоже иногда приобретают довольно необычный вид.
блестящая поверхность (наверное произошел процесс анодного травления), хотя в то же время, катод/заготовка упорно не хотел начинать блестеть 🙂
А вот еще более любопытный вариант — поверхность состоит из крупных кристаллов, блестящих под разными углами просмотра, жаль фото не передает этот визуальный эффект.
Все зависит от электролита, тока и температуры- это можно использовать и при декоративных обработках заготовок.
Поверх блестящей (или матовой) меди довольно часто наносят дополнительные декоративные покрытия |
|
|
Поиском нашел ближайшую ко мне, с очень хорошими отзывами по качеству товара и продавцу (он, кстати, и доставку предлагает, если кому понадобится…). |
Продавец действительно оказался очень приятным и общительным, подробно рассказал о способах применения, при возникновении вопросов предлагал обращаться.Стоимость баночки серной печени мне обошлась в 200руб. С учетом ее мизерного расхода на операцию, это недорого. |
К этому времени, мой основной подопытный цветок уже набрал приличный вес убить можно
поэтому, для последующих экспериментов, стал использовать полоски медной фольги (чего и Вам рекомендую)- так более наглядно видны результаты нанесения покрытий и нет опасности испортить «главного героя»
Растворяем на стакан горячей воды примерно горошину серной печени. Получается желтая, с неприятным запахом, жидкость.
В зависимости от ее температуры, концентрации, время нахождения в ней меди и некоторых других факторов, получаются различные цвета, практически от черного, цветов побежалости металла
до желтых оттенков
Получаем необходимый нам вариант…
или такой
Нижняя часть другого цветка (бутон отломался в процессе экспериментов, позже соединю все в кучу)
Пчелка…
Патинирование бывает и цветным |
Рецепт: |
Дистиллированной водой, доводим объем раствора до 1литра. Подогреваем его до 70-80 градусов и переливаем в нашу гальваническую ванночку. «Замачиваем» заготовку на 1-2 минуты в полученном электролите, затем подключаем электроды по прежней схеме. |
Включаем блок питания (примерно 1 вольт) и через пару секунд достаем деталь, посмотреть полученный цвет. Не понравился -опускаем опять… |
Так как раствор непрозрачен, приходиться именно таким образом «угадывать» цвет-а он постепенно меняется от желтых оттенков, через розовые к зеленым. |
|
Не забываем о мерах предосторожности! Данный раствор является довольно едкой щелочью!
Все последующие окрашивания я делал в виде радуги (постепенно вытаскивая заготовку из раствора)- можно покрыть заготовку и одним цветом.
Сначала тестируем на «кошечках» кусочке фольги…
Потом на первом, испорченном в процессе предыдущих экспериментов цветке
нижняя часть
К наиболее стойким цветам, полученные патинированием, относятся оттенки в золотисто-розовой гамме (они долго сохраняются даже без дополнительной защиты). Более темные зеленые и фиолетовые, без защитного покрытия, через время меняются на менее привлекательные цвета.
После большинства декоративных обработок поверхности меди, особенно ярких и разноцветных, требуется дополнительное защитное покрытие, например акриловым лаком -оно, как правило, несколько ухудшает яркость полученного эффекта, но зато сохраняет его в течение многих лет.
Ну что, надоел Вам, думаю пора закругляться?
Надеюсь этим продолжением рассказа о меднении неметаллических предметов я оправдал Ваши ожидания, высказанные в комментариях к предыдущему обзору? 🙂
Итого по стоимости потраченных средств на |
Компоненты: |
Автомагазин -Электролит 60р, Вода дистиллированная 80р |
Хозтовары -медный купорос (примерно 300р в сумме) |
PartsDirect -Лак графит Graphite Solins 375р |
Сhipdip (радиотовары) -Тиокарбамид 190р, Едкий натр 230р |
Аптека — Унитиол 360р |
Магазин VOZNESENSKY Jewel Art — Серная печень 200р |
Весы и некоторые другие расходы (именно в моем случае) — примерно 1.5 тыс.руб. |
|
Я думаю для первой попытки пойдет… пчел, как оказалось, у меня запас есть 😉
сфокусировано на цветке
фокус на пчеле…
Таким же образом делают покрытия из серебра и золота, отличия в основном химией и материалом анода
и ценой.
Для заинтересовавшихся моим рассказом советую почитать книги «Занимательная гальванотехника», «Гальванотехника в декоративном искусстве» Н.В. Одноралова (в сети есть). Ну и профильные форумы в помощь… |
Если набить руку, можно делать симпатичные сувениры…
-думаю очевидно, что область применения не ограничена изготовлением сувенирной продукции, копированием монет и предметов искусства.
С помощью гальванопластики можно получать довольно сложные и крупные предметы, например медные раковины, мойки необычного дизайна.
Работы одного нашего соотечественника, долгое время подрабатывавшего подобным хобби в штатах.
если кого заинтересует — тут его блог, с некоторыми подробностями производства
На этом ВСЕ!
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
❄ Всем удачи и хорошего предпраздничного настроения! ❆ ☕
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
… а новый год уже не за горами ☃
- Калибр Слава 1809 16 камней. Премилый малыш.
- Большой чёрный Амфитон-А1-01
- Спортивное табло
- Ремонт сварочника Ресанта САИ190К
- Сравнение калибров Слава 2428 или "Нефункциональные камни, ау!"
- Часы с Wi-Fi на газоразрядных индикаторах ИН-12 или ещё один тёплый ламповый свет
- Тёплая ламповая... защита
- Технология создания цветных прочных и водостойких надписей и картинок на прозрачном фоне.
- Модификация УМЗЧ Амфитон-У-101.
- Еще одна гирлянда на Arduino