Калибр Слава 1809 16 камней. Премилый малыш.
Честно говоря, я не планировал рассказывать об этом калибре. Вроде бы как он и прост, вроде бы как предназначен только для дамских часов. Но все сомнения развеялись, как только я разобрал этот механизм. Этот маленький пухленький бутуз оказался весьма изящно сконструированным внутри. А как же, калибр предназначен для дамских часов, следовательно, должен быть изящен как снаружи, так и внутри (как тут не вспомнить Антона Павловича!). Меня поразила филигранная обработка некоторых деталей этого калибра. А компоновка хоть и напомнила слегка чем-то механизм, с коим нам уже доводилось познакомиться на страницах этого сайта, но, тем не менее, она своеобразна. Кроме того, калибр не так уж широко известен. Взвесив «за» и «против», пришел к выводу, что сей джентльмен просто обязан быть представленным широкой публике. Сбросим с механизма покров неизвестности. Знакомьтесь, Господа — калибр Слава 1809 16 камней!
Для начала немного истории калибра. Механизм был разработан и внедрён в производство в конце-50-х — начале 60-х годов прошлого столетия. Изначально рассчитывался под установку в дамские часы. Но поскольку мужской калибр серии 24хх находился пока в разработке, то и мужские часы «Слава» тоже выпускались (с 1962-го по 1966 год) на калибре 1809. В это время калибр калибр был базовым. Диаметр механизма 18 мм. Высота 4,5 мм без учёта высоты стрелок (толстячок, однако!). Запас хода 36 часов. Противоударный баланс. Кстати, часы Слава на базе калибра 1809 сейчас довольно редко встречаются, поэтому коллекционеры ценят их. Да и сами часы весьма красивы. К этому добавлю то, что калибр 1809 — исключительно ручной сборки. Именно благодаря этому комплектующим можно было придать столь эстетичные формы — не надо было заботиться о том, чтобы манипуляторы автоматов могли легко захватывать детали при сборке.
Итак, калибр перед нами. Внешне ничего необычного. Но стоит глянуть на механизм с обратной стороны, как сразу же обращает на себя внимание Изящность в исполнении деталей. Обратите внимание на фаску моста ангренажа. Скос широкий, а поверхность скоса тщательнейшим образом отполирована. И пусть такую красоту увидят лишь мастера часовщики, но она в первую очередь говорит о внимании к технологии изготовления деталей и сборки.
На мосте пружинного двигателя указана марка калибра.
На плоскости моста ангренажа выгравирован номер механизма и нанесена эмблема второго московского часового завода.
Перевернём калибр, и снимем баланс. На мосте баланса также выполнена фаска, скос которой отполирован. Плоскость моста крупно матирована. Деталь выполнена очень аккуратно. Колесо баланса с винтовой балансировкой. Колонка спирали неподвижна. Градусник с замком. Бушон противоударный.
Здесь виден двойной ролик баланса и небрегетированная спираль. И двойной ролик, и колесо баланса с антикоррозионным покрытием.
Обратите внимание на конструкцию моста анкерной вилки. Мост кольцевой. Подробнее рассмотрим его чуть позже,
а пока снимем стрелки,
ослабим два винта крепления циферблата
и снимем циферблат. Под циферблатом плоская поверхность платины. Это намекает на то, что калибр планировалось выпускать, как базовый. То есть, на такой плоскости вполне можно разместить детали календаря.
Снимем часовое колесо и шайбу часового колеса.
Пока не разобрали ангренаж, снимем минутный триб.
Вот так.
Теперь переворачиваем калибр и снимаем мост ангенажа. Нам открываются два колеса — секундное и промежуточное.
Рассмотрим мост ангренажа. Внутри мост сложной формы. В нем как минимум четыре проточки. В мосте запрессованы три камня — секундного, промежуточного и анкерного колеса.
Ещё раз поглядим на изящную конструкцию верхней части моста ангренажа.
Снимаем промежуточное и секундное колесо.
Теперь снимаем колёса заводного механизма, анкерное колесо, мост центрального колеса и центральное колесо. Мост центрального колеса выполнен навесным. В то время, как мост ангренажа перекидной.
Вот эти детали. Раскладываем их на чистом листе бумаги.
Сейчас нужно демонтировать мост анкерной вилки и саму анкерную вилку.
Как я уже говорил, мост анкерной вилки выполнен очень добротно. Он кольцевой, фиксируется на платине тремя направляющими штифтами и двумя винтами.
Снимаем мост ангренажа. Тут особенностей нет. Правда, как видим, ни камня, ни твердосплавной вставки под коре барабана в нем нет. Отчасти это компенсируется относительно толстым телом моста, а и выработки за немалые года, проведённые в непрерывных трудах праведных, здесь не наблюдается.
Мост барабана с обратной стороны. Здесь никаких неожиданностей.
А вот сам барабан покрыт антикоррозионным покрытием. Не жалели в то время драгметаллов! Кстати, это характерно и для ранних механизмов Слава 24хх. Во все свои часы Слава поставил именно такие.
Итак, разборка «быстрой» стороны окончена. Сейчас перевернём часы и займёмся ремонтуаром.
Первым делом снимаем похожую на некий инопланетный иероглиф пружинную крышку ремонтуара, которая по совместительству удерживает и вексельное колесо.
Конструкция несложная. Два переводных колеса, промежуточный и переводной рычаг, R-образная пружина. Правда, пружина здесь несколько усложнённой формы.
А вот и стопорный винт промежуточного рычага. Вывинчиваем.
Разбираем ремонтуар. Поговорим о нем подробнее, после того, как отмоем детали и приступим к сборке. Пока раскладываем детали узла на листе чистой бумаги.
Собственно, калибр Слава 1809 разобран. Вот из чего он состоит.
И, как водится, отдельный поклон Её Величеству Пружине! (смайлик)
Отмываем детали от наслоения десятилетий и раскладываем их на гигроскопичную салфетку. Как поется в песенке, «Пусть ворона сохнет!» ©
А по высыханию деталей и выпив чашечку замечательного чёрного кофе (даже настроение поднялось!) берём сияющую платину и приступаем к процессу, обратному, изложенному выше — к сборке механизма. Как и в подавляющем большинстве случаев, сборку начинаем с ремонтуара. А точнее, со сборки кулачковой муфты. Нанизываем «полубочонок» и «бочонок» на заводной вал, смазываем детали маслом «Б-1».
Далее по всем правилам следует установить рычажную систему — промежуточный и переводной рычаги. Но перед установкой всё-таки, как и обещал выше, хочу показать переводной рычаг крупнее. Просто посмотрите, сколько внимания конструкторы уделили этой казалось бы простейшей детали.
Обратите внимание на то, с каким тщанием она изготовлена. Технологи постарались на славу (и в прямом, и переносном смысле!)
Ни одной заусеницы, ни грамма облоя. Всё зашлифовано и отполировано. Просто любоваться хочется. И собирать очень приятно такое.
А раз приятно, значит, продолжаем это удовольствие. Устанавливаем детали ремонтуара на места. Рычаги, переводные колёса, пружину.
Теперь очередь этого «иероглифа» занять подобающее место в руне под названием «калибр Слава 1809».
Устанавливаем пружинную крышку ремонтуара.
Переворачиваем механизм. Займёмся «быстрой» стороной.
Начинаем с центрального колеса.
Устанавливаем его на место, предварительно смазав камень маслом МБП-12. Анкерное колесо я тоже установил, но с этим, увы, несколько поспешил. Ничего, снимем, если станет мешать.
Смазываем вымытую пружину. Здесь «Б-1». А, простите, не показал её в разобранном виде. Ну да она обычная спиральная, никаких изысков типа S-образной. Так что ничего страшного.
Собираем барабан, устанавливаем его на платину. Накрываем центральное колесо мостом центрального колеса.
Устанавливаем мост барабана, возвращаем на место колёса заводной системы. Кстати, винт коронного колеса с левой резьбой не помечен тремя шлицами. Примите во внимание при разборке и сборке.
Теперь промежуточное колесо.
Устанавливаем промежуточное колесо.
И сразу же за ним возвращаем на место колесо секундное.
Устанавливаем мост ангренажа. Смазываем камни, поверяем скат колёсной системы.
Устанавливаем минутный триб.
Подготавливаем мост анкерной вилки. Смазываем палеты анкерной вилки.
и собираем узел анкерной вилки.
Последнее действие — установка баланса. Супер, баланс побежал весьма шустро, несмотря на пенсионный возраст. Что сказать, красиво сработанная вещь и работает красиво!
И в заключение просто необходимо посмотреть на то, как выглядят мужские часы Слава на калибре 1809. А ведь красота!
- Большой чёрный Амфитон-А1-01
- Спортивное табло
- Ремонт сварочника Ресанта САИ190К
- Сравнение калибров Слава 2428 или "Нефункциональные камни, ау!"
- Часы с Wi-Fi на газоразрядных индикаторах ИН-12 или ещё один тёплый ламповый свет
- Тёплая ламповая... защита
- Технология создания цветных прочных и водостойких надписей и картинок на прозрачном фоне.
- Модификация УМЗЧ Амфитон-У-101.
- Еще одна гирлянда на Arduino
- Доработка мультиметра LOMVUM DM616. Расширенный функционал (Range, Max, Min, Rel).