Часовой механизм Слава 1600 17 камней, репассаж или "О том, что было вначале".
Начинают, как правило, с простого. Есть такое понятие — «начальный уровень». Нет, речь тут не о принадлежности к некоему начальствующему лицу. Речь идёт о том, что стоит у истоков производства. О том, что имеет, как правило, минимальный набор функций и служит предтечей чего-то более развитого. Именно калибр Слава 1600 был начальным механизмом часов Слава, как с точки зрения размера, так и функциональной вооруженности. В то же время производство этого механизма стояло на весьма высоком технологическом уровне, что заметно отличало его от схожих с ним по компоновке калибров. Этот механизм выпускался в 60-е годы. Далее ему на смену пришли другие, куда как более продвинутые в инженерном плане механизмы. Но 1600-й всё ещё в строю и бесперебойно продолжает нести службу Его Величеству Времени уже седьмой десяток лет. Отчасти это стало возможным благодаря высочайшей технологической дисциплине, результатом которой стала выдающаяся надёжность механизма. Прошу любить и жаловать, Коллеги — Слава 1600 17 камней!
Коротко о механизме:
Механические наручные часы модели 1600
Калибр — 16 мм
Высота — 3,6 мм
Количество камней — 17
Период колебания баланса — 21600 ВРН (6 Гц)
Средний суточный ход от -30 до +85 с/сут при температуре (20±5)°С
Продолжительность действия от полного заведения пружины не менее 35 часов
REM: Но есть одна интересность в маркировке калибра. Калибр обозначен, как шестнадцати миллиметровый (16хх). Реальные же замеры по платине дают несколько иной результат. По длинной стороне — 17,5 мм, по короткой — 13,5 мм, а высота без учёта высоты стрелок — 4,0 мм.
Что же, теперь, когда механизм представлен, давайте знакомиться с ним поближе. Калибр предназначен прежде всего для установки в женские часы. Но он прекрасно справляется и с длинными стрелками, что не в последнюю очередь обусловило применение его и в мужских «двухстрелочниках». Но сегодня приведём в порядок калибр женских часов, выполненных в формфакторе кулона. Итак, вот он перед нами — Слава 1600. На механизме установлен красный циферблат с позолоченными часовыми метками и такими же стрелками. Сохранился великолепно. Но нас на данный момент больше интересует то, что за ним и под ним. А то, что внутри механизма, так и подавно.
Так выглядит циферблат часов. Хорошо выглядит, скажу я вам.
А вот и сам механизм. Аккуратные лекала мостов, на мостах выгравированы номер калибра, тип калибра, эмблема Второго Московского часового завода.
Приступаем к разборке. Снимаем стрелки.
Отпускаем винты крепления циферблата. На пару оборотов, не больше. Этого достаточно в большинстве случаев.
И снимаем циферблат, аккуратно поддевая его отверткой. Под циферблатом открывается «медленная» сторона механизма. Платина выполнена с глубокими фасками. Это сделано для того, чтобы на механизм можно было установить выпуклый (куполообразный) циферблат, не увеличивая при этом высоту часов в целом. Такая конструкция как бы увеличивает визуально объём и украшает часы. Но эти скосы говорят ещё о нескольких вещах. Например, о том, что калибр не планировалось снабжать усложнением в виде календаря — при такой конструкции для него просто не окажется места на платине. А ещё о том, что калибр однозначно собирался вручную. Под механическую сборку детали выполняются более угловатыми. Тогда манипуляторы могут уверенно захватывать такую деталь.
Снимаем часовое колесо и минутный триб.
Вот они. А вот та штуковина, кажущаяся египетской пирамидой на фоне деталей, не что иное, как зёрнышко гречихи. Так что можете себе представить, с чем и как приходится работать рядовому механику по ремонту часов. Эх, глаза мои, глаза…
Ну вот, с этим разобрались.
Теперь хорошо бы снять баланс. Как видим, баланс пока ещё винтовой и не противоударный. Спираль не брегетрована. Колонка спирали неподвижная. Под мостом баланса котировочная прокладка.
Но колесо баланса и двойной ролик с антикоррозионным покрытием. Штифты градусника с замком. А оценить размеры деталей нам снова поможет гречневое зёрнышко.
Разберём узел анкерной вилки. Мост анкерной вилки кажется очень простой деталью, но стоит снять его с платины…
как мы тут же убеждаемся в обратном. Изготовлению детали, как и её конструкции, уделено много внимания. Два направляющих штифта требуют весьма точной фрезеровочной обработки детали. Вилка особенностей не имеет. А рядом лежащее гречневое зёрнышко вновь кажется горой по сравнению с размерами этих деталей.
Разбираем колёсную систему заводного механизма. Снимаем колесо барабана и коронное колесо.
Вот эти детали на чистом листе бумаги. Под коронным колесом положена прокладка из твёрдого материала. Это предохраняет платину от износа. Разумеется, при своевременной смазке.
Снимаем мост ангренажа и разбираем ангренаж. Перед нами четыре колеса. Минутное, два промежуточных и анкерное. Неприятная особенность механизма в том, что четыре колеса собраны под одним мостом. При такой компоновке выставить колёса при сборке — та ещё задача. Но об этом неприятном моменте поговорим при сборке калибра.
Теперь можно снять мост барабана и барабан. Тут всё просто и никаких особенностей в этом нет. Но мост, как видим, имеет не самый простой профиль фрезеровки, а барабан не самое дешевое антикоррозионное покрытие. Конструкторы и технологи всё-таки смотрели в будущее.
Ну вот и добрались мы до ремонтуара.
Снимаем пружинную крышку. Последнее время лекала этих деталей у меня ассоциируются с иероглифами некой пиктографической письменности.
Ремонтуар открыт. Разбираем.
А винт промежуточного рычага… ну, тот самый, который мы «отпускаем на полтора-два оборота», чтобы извлечь заводной вал, вот он. Сейчас мы вывинтим его полностью и снимем промежуточный рычаг.
Ремонтуар разобран.
И механизм тоже полностью разобран. Сейчас вымоем его, просушим и приступим к превращению комплекта разрозненных деталей в полноценный часовой механизм.
Вот они, чистенькие детальки. Спрятались от пыли в чашке Петри после гигиенических процедур. Пусть нежатся пока. А у меня кофе остывает. Я пошёл…
… и я вернулся (смайлик!)
Итак, берём чистую платину и приступаем к перемещению на неё всего того, что вмещают в себя часы. А для начала рассмотрим это небольшое произведение искусства. Честно говоря, даже сам не представляю, сколько труда было вложено в эту махонькую деталь. Фрезеровщику явно есть над чем потрудиться. Кстати, обратите внимание на как бы оставшиеся от фрезы шероховатости на выборках. Это не огрех. Эта кажущаяся недоработка вполне умышленна. Сделай поверхность гладкой, и масло скажет нам большое спасибо, расползаясь широкой рекой по поверхности механизма, а вот с такими «артефактами обработки» путешествие масла по платине превратится в экстремальный бег с препятствиями. Так что здесь, на «быстрой» стороне платины, всё ОК!
Медленная сторона платины. Тут тоже немало работы для фрезеровщика. А кроме того работа выполнена изящно.
Но — к делу! и первым делом устанавливаем кулачковую муфту и заводной вал.
Теперь возвращаем на место винт промежуточного рычага ремонтуара. Вот его резьба, фиксирующая рычаг и позволяющая извлекать заводной вал из механизма.
Устанавливаем промежуточный рычаг и завинчиваем винт. Теперь вал зафиксирован пальцем промежуточного рычага и никуда из механизма не денется.
Теперь переводной рычаг кулачковой муфты. Посмотрите, как аккуратно он сделан. Это не просо штамповка, это тщательная фрезеровка. Если столь малому уделяют много внимания, это всегда заметно и говорит о высоком уровне технологии производства.
Но — собираем ремонтуар, устанавливаем рычаги, пружину, переводное и вексельное колесо. Разумеется, не забываем смазывать всё необходимое. Для такого маленького калибра допустимо применение МБП-12 во всех узлах. Кроме пружины, разумеется. Но можно и пружину, если, конечно, не жалко такого количества этого масла.
А теперь наш «иероглиф» — пружинная крышка ремонтуара, под которой прекрасно уживаются и переводное с вексельным колёса.
Ремонтуар собран. Тут пока работы нет. А раз так…
… переходим на «быструю» сторону. Начнём со сборки пружинного двигателя.
Отправим чисто вымытую пружину в барабан. Пружина обычная спиральная.
Смажем её «Б-1» и закроем барабан крышкой.
Установим барабан на платину.
Зафиксируем его мостом барабана.
А вот теперь самая с позволения сказать «приятная» работа — установить колёсную систему и накрыть её мостом ангренажа. Я уже говорил, что четыре колеса «под одной крышей», это несколько неприятно для механика. Итак, первым делом устанавливаем центральное колесо, не забыв смазать камень центрального колеса. Затем анкерное и первое промежуточное колёса. И напоследок второе промежуточное колесо. Теперь меня не трогать — начинается установка моста. По прошествии минут эдак пятнадцати колёса занимают правильные позиции, цапфы колёс входят в отверстия камней и мост опускается на место. Фиксируем мост винтами, слегка прижимая его путцхольцем, чтобы не соскочил. А то придётся начинать всё сначала.
Ангренаж есть, мост на месте.
Устанавливаем колесо барабана и шайбу коронного колеса.
Смазываем и закрепляем коронное колесо винтом с левой резьбой.
Отлично! Пора установить минутный триб. Для этого кладём механизм на твёрдую ровную поверхность. Вполне подойдёт крышка от чашки Петри.
И аккуратно надеваем минутный триб на ось центрального (минутного) колеса.
Смазываем камни, проверяем скат, убеждаемся, что с этим всё ОК, и приступаем к установке анкерной вилки.
Вот она на месте. При установке вилки главная хитрость в том, чтобы попасть цапфой в отверстие камня и не нарушить положение палет, нечаянно нажав ими на зубья анкерного колеса.
Теперь нужно зафиксировать вилку мостом. Так мост выглядит с внутренней стороны.
Так — с наружной. Ну и для понимания габаритов рядом с мостом наша «египетская пирамида» — гречневое зерно.
Мост на месте. При установке моста необходимо уверенно убедиться в том, что цапфа вошла в камень, иначе затянем винт и… и будем искать новую вилку.
Смазываем накладной камень баланса. Снимаем планку с камнем, промываем её в бензине.
Наносим на накладной камень масло.
И отправляем планку со смазанным накладным камнем на предварительно вычищенное место к сквозному камню баланса. Помните, здесь я рассказывал о том, что камень этот особый — с оливажем.
Устанавливаем баланс. Я не документировал его разборку. Очень сложно это делать, работая с такими мелкими деталями. Но бушон смазан. Баланс тут же приходит в движение. Супер! Потом настроим ход, а пока переходим на медленную сторону и…
… и устанавливаем часовое колесо, циферблат и стрелки. Тут интересно. Пружинная шайба часового колеса, оказывается, состоит из трёх шайб. Правда, выяснилось это после того, как я опустил шайбу в бензин. Тут то она и распалась на три. Ну, три, так три. Как было, так и положим
Вот и всё. Сейчас установим на место циферблат и стрелки, после чего калибр будет готов к установке в корпус.
Итак, краткие выводы. Механизмов с подобной компоновкой было выпущено несколько вариантов. Это и калибры от Зари, и наиболее широко известный до ныне выпускаемый Луч 1800. Но что до меня, всем им предпочту Слава 1600, замечательный малыш, которые собрали на семнадцати камнях, несмотря на маленький размер.
- Стабилизированный блок питания для УМЗЧ
- МОДЕЛИН - ВЕЧНЫЙ ПЛАСТИЛИН. Лепим новогодние игрушки и не только
- Ностальгическая игрушка из детства
- Очень простой способ меднения предметов (часть 2 - гальванопластика для начинающих)
- Калибр Слава 1809 16 камней. Премилый малыш.
- Большой чёрный Амфитон-А1-01
- Спортивное табло
- Ремонт сварочника Ресанта САИ190К
- Сравнение калибров Слава 2428 или "Нефункциональные камни, ау!"
- Часы с Wi-Fi на газоразрядных индикаторах ИН-12 или ещё один тёплый ламповый свет