Товары из Китая

Сабвуфер 100 литров в акустическом оформлении "закрытый ящик" на базе динамика 100ГДН-3.


Сабвуфер 100 литров в акустическом оформлении "закрытый ящик" на базе динамика 100ГДН-3.

Обзор, написанный в ходе постройки сабвуфера.

Рассчитано на подготовленного читателя.

1. Вместо предисловия.

Если посмотреть незамутнённым взглядом на выбор продаваемых сабвуферов, то можно заметить, что все модели имеют акустическое оформление — фазоинвертор (ФИ).

Я не сильно ошибусь, если напишу, что сабов в акустическом оформлении ЗЯ по доступным ценам по сути и нет.

На эту тему мне попалась любопытная статья на habr-е:

В поисках закрытого ящика или почему исчезает целый класс акустических систем (ссылка на первоисточник)

Копия статьи
В поисках закрытого ящика или почему исчезает целый класс акустических систем

Мировая аудиоиндустрия стремительно развивается. Вектор этого развития известен, способность производить удобоваримую электронику с минимальными затратами. Казалось бы, одним из самых логичных типов акустического оформления, не требующих ничего, кроме точного расчета, максимально технологичных и дешевых является закрытый ящик(ЗЯ). При таком оформлении можно минимизировать резонансы корпуса, получить сравнительно ровную АЧХ, а при адекватном демпфировании предотвратить появление заметных на слух стоячих волн. Получается дёшево и сердито, а значит, казалось бы, должно быть востребовано. Между тем, если вы попытаетесь найти такую акустику среди актуальных предложений интернет-магазинов и салонов электроники — вас ожидает разочарование.

Сабвуфер 100 литров в акустическом оформлении "закрытый ящик" на базе динамика 100ГДН-3.

Ассортимент предельно мал, если сравнивать с фазоинверторной акустикой, при этом стоимость закрытого ящика существенно выше. Многие безусловно удовлетворятся старой доброй YAMAHA NS-6490 или профессиональными мониторами от Behringer. Также есть узкий сегмент встраиваемой и ландшафтной акустики, который является достаточно нишевыми и редкие дорогие образцы за полмиллиона, типа Graham Audio LS5/9f. Но в сравнении с другими типами оформления процент ЗЯ ничтожно мал. Это означает, что сегодня, новые АС с закрытым акустическим оформлением производят крайне неохотно. Под катом анализирую ситуацию и рассуждаю на тему того, почему закрытые ящики перестали быть востребованными.

Ниша закрытого ящика

С маркетологической точки зрения целевой аудиторией закрытого ящика является притязательный средний класс с уровнем интеллекта выше среднего. С одной стороны, это люди, которые хорошо понимают проблемы ставшего повсеместным фазоинверторного типа. С другой — это те, кто не способны заплатить за дорогие лабиринтные системы и поэтому выбирающие более технологичное и недорогое решение.

Это часто инженеры и другие люди, знакомые с основами акустики. В некоторых случаях такое же решение может понравится небогатым аудиофилам, которые одержимы идеей максимально высокой верности воспроизведения, но не имеют достаточно денег на ультимативно-бескомпромиссные и настолько же нерациональные дорогие решения из маркетингового класса High End.

Можно сказать, что эта категория покупателей больше прочих страдает сегодня от отсутствия продуктов. Как правило, они используют технику из сегмента попроще, при этом, с одной стороны, недовольны её качеством, а с другой, при переходе в премиум сегмент начинают жаловаться на стоимость.

И, казалось бы, всё не так сложно, достаточно начать производить хорошо рассчитанные закрытые ящики из МДФ или фанеры, и всем будет счастье. Но как обычно, дьявол скрывается в мелочах.

Проблема габаритов

Я исследовал мнение 60 человек, которых можно отнести к категории, которую я описал. Оказалось, что большинство (57 человек) из них очень заинтересованы в преимуществах, которые дает закрытый ящик. Трое сказали, что это впечатляет, но они не будут готовы быстро сменить акустику, т.к. их вполне устраивает та, что есть в настоящий момент. Однако, когда позитивно настроенное большинство узнало, что для получения звукового давления, которое обычно позволяет обеспечить фазоинвертор, понадобится увеличить объем в 3 раз, 38 человек отказалось от такого решения без обсуждения преимуществ и взвешивания фактов. Остальные же, лояльно настроенные к такому конструктивному решению, потеряли однозначную уверенность в том, что так лучше.

Получается, что даже решение, которое полностью удовлетворяет по сочетанию верность воспроизведение/стоимость, обладая значительно большими габаритами при равном или меньшем КПД, перестаёт быть интересным для подавляющего большинства потенциальных посетителей.

У такой неприязни к размерам 3 причины. Первая — эстетическая, АС такого размера с трудом сочетается с современным интерьером, где нормой, последние 15 лет, стали колонки столбики. Вторая — прагматическая, АС ЗЯ сжирает объем помещения, который часто хочется сохранить. Третья проблема массы, большие габариты гарантированно увеличивают массу устройства, что создает сложности в перспективе, например, при переезде или перестановке.

“Слабый низ”, как аргумент большинства

Те, кому довелось слышать закрытые ящики в форм факторе полноценной АС, в один голос заявляют о, якобы, “слабых” низких частотах, которых сильно не хватает. Не могу спорить с любителями низа, как минимум в силу того, что восприятие очень индивидуально и никакого стандарта в отношении тембральных акцентов не существует. При этом достаточно ровная АЧХ закрытого ящика не делает акцентов на НЧ, и любителям “сочного баса” его там очень не хватает.

Именно такие утверждения формируют проблему в производительности. По сути, по современным меркам размер такой АС непропорционален ожидаемой звуковой мощности устройства. Оно слишком тихое, что значительно затрудняет визуальную оценку предельной громкости. Работает вечное: “если они такие большие, почему они такие тихие, ведь у соседа 2 столбика, а от них просто уносит”. И именно ради соревнования с соседом Васей у, казалось бы, неглупых людей, способных оценить преимущества конструкции, полностью пропадает желание приобретать “тихие колонки”.

Сабвуфер, как исключение

Единственными современными устройствами, среди которых можно найти ЗЯ в широком ассортименте и ценовом диапазоне, являются сабвуферы. Факт в том, что те, кто хорошо знаком с физикой, неплохо знают о психоакустическом эффекте, когда человеческий слух практически не способен локализовать источники низких частот (ниже 80 Гц). При этом ЗЯ имеет массу преимуществ именно по части НЧ воспроизведения, таких как уменьшение вероятности резонансов, отсутствие специфических ФИ призвуков, турбулентных потоков и за счет этого всего очень ровную АЧХ. В связи с этим ЗЯ стали востребованными именно для создания сабвуферов. К слову, по сравнению с ЯИ и использующими пассивные излучатели, они также достаточно не громкие.

Сухой остаток

Будем честны, несмотря на громкие слова в миссиях кампаний, все они созданы как источник дохода, и соответственно, заботятся о пресловутой “верности воспроизведения” ровно настолько, насколько этого требуют потребители в их сегменте рынка. И, если взглянуть на маркетинговую привлекательность превосходно звучащих, но больших закрытых ящиков, мы увидим очевидную убыточность их возрождения в форм-факторе полноценной АС. Аудиофилы и притязательные богачи избалованы более изощренными решениями, а средний класс не готов поступиться объемом небольших квартир.

Лучшим решением с ЗЯ-оформлением на сегодняшний день являются сабвуферы. При наличии настраиваемого кроссовера можно отрегулировать частоту среза так, чтобы резонансная частота ФИ стереопары воспроизводилась сабом, и таким образом получить вожделенную ровную АЧХ. Также, судя по продуктам представленным на рынке, популярностью пользуется акустика центрального канала с закрытым акустическим оформлением. ©

2. 14.01.2021

Праздники закончились, и свободного времени стало ещё больше.

Проект мега-колонок объёмом 200 литров канул в лету, а НЧ динамики 100ГДН-3 в заводской упаковке спокойно себе хранились до настоящего времени.

Всего было куплено две пары динамиков 100ГДН-3.

У первой пары были успешно измерены параметры Т/С:

Файл датирован 2004-м годом
Сабвуфер 100 литров в акустическом оформлении "закрытый ящик" на базе динамика 100ГДН-3.

В то время я работал в конторе Fonel, лаборатория разработки которой находилась в нашем захолустном городе.

100ГДН-3 Параметры Т/С
N1

Fs=25.2 Hz

Fc=53.0 Hz (Vbox=56.7 l)

Qms=3.206

Qmc=5.7117

Vas=225.72 l

Cms=0.4848 mm/N

Mms=82.27 grams

Rms=4.0634 kg/sec

Sd=572.6 cm2

Qes=0.4039

Qec=0.9565

Re=5.6 Ohms

BL=13.44 N/A

Qts=0.3587

Qtc=0.8193

Eff=0.8623%

Sens=91.56 dB

N2

Fs=23.4 Hz

Fc=51.4 Hz

Qms=4.253

Qmc=6.065

Vas=238.934 l

Cms=0.5132 mm/N

Mms=90.141 grams

Rms=3.116 kg/sec

Sd=572.56 cm2

Qes=0.4549

Qec=1.0798

Re=5.9 Ohms

BL=13.111 N/A

Qts=0.4109

Qtc=0.9166

Eff=0.6489%

Sens=90.32 dB

Затем мне показалось, что одной пары динамиков будет мало.

И была куплена ещё одна пара, которая осталась без «входного контроля».

Далее события развивались совсем нелогично: протестированная пара динамиков была подарена другу на эксперименты, а вторая так и осталась храниться.

3. Прежде, чем пилить корпус из фанеры, было решено изготовить «черновой» вариант из 18мм ДСП.

Кусок такого ДСП размерами 80*160см (бывшая спинка кровати) хранился в доме вот уже 30 лет (с 1990 года).

Примерно половину этого срока — у родителей. И всё остальное время — у меня.

Оффтоп.
Сказать честно, хранение одного велосипеда в доме напрягает намного больше, чем кусок ДСП.

Когда количество собранных велосипедов в трехкомнатной квартире — пять (и это не складники на 18" колёсах), не считая разобранных, то про какой-то кусок ДСП можно вообще не вспоминать: это мелочи. ))

Внутренний объём закрытого ящика (ЗЯ) задуман 100 литров.

Естественно, сколько-то отнимут брусья, магнитная система и звукопоглотитель (наполнитель).

Хотелки:

— не планируется использовать саб на больших мощностях и пугать соседей

— масса корпуса должна быть такой, чтобы его мог поднять и переместить один человек без последствий в виде грыжи (двойные стенки с заполнением пескомцементомсмолой отложим на будущее)

— послушать резонансы корпуса такой конфигурации и потренироваться в их снижении различными методами (например, автомобильной антишумкой, распорками и т.д.)

По результатам экспериментов можно будет решить, что дальше делать с ящиком: использовать «для рассады» © или просто выкинуть с балкона 9-го этажа.

Эскизы корпуса (и распиловка куска ДСП):

Сабвуфер 100 литров в акустическом оформлении "закрытый ящик" на базе динамика 100ГДН-3.

Сабвуфер 100 литров в акустическом оформлении "закрытый ящик" на базе динамика 100ГДН-3.

Сабвуфер 100 литров в акустическом оформлении "закрытый ящик" на базе динамика 100ГДН-3.

4. Пока эскизы были в работе, нашлось время почитать немного разного на тему расчётов ЗЯ, проблем снижения резонансов корпуса и т.д.

Чем обклеить саб внутри? (ссылка)

Звукоизоляция саба (ссылка).

Материалы для демпфирования корпуса АС (ссылка).

5. 2.02.2021 Наконец то получен корпус:

Сабвуфер 100 литров в акустическом оформлении "закрытый ящик" на базе динамика 100ГДН-3.

Первая примерка:

Сабвуфер 100 литров в акустическом оформлении "закрытый ящик" на базе динамика 100ГДН-3.

Спектр звука корпуса (удар по стенке):

Сабвуфер 100 литров в акустическом оформлении "закрытый ящик" на базе динамика 100ГДН-3.

Сравнить не с чем, т.к. это первые шаги.

Будет над чем подумать…

Клеммники для подключения кабелей к АС достались мне раскомплектованными (только пластсмасски).

Пришлось потратить время, чтобы вернуть им прежний функционал и установить на корпусе:

Сабвуфер 100 литров в акустическом оформлении "закрытый ящик" на базе динамика 100ГДН-3.

6. Замеры параметров Т/С (или грабли #1 )

По обыкновению использована программа JBL Speakershop.

Список оборудования:

— звуковая карта ПК ION2 (Intel Atom D525) в качестве источника синусоиды (+ программа SpectraLab)

— стерео усилитель на базе tpa3116

— мультиметр MASTECH MS8239C в качестве вольтметра

Результаты замеров:

Сабвуфер 100 литров в акустическом оформлении "закрытый ящик" на базе динамика 100ГДН-3.

Сравнил с паспортными данными:

Частота резонанса: 25 Гц (±5 Гц)

Эквивалентный объем: 200 л (±50 л)

Полная добротность: 0,35 (±0,1)

Что-то не сходится. ((

Но окончательно меня добил расчёт ЗЯ:

Сабвуфер 100 литров в акустическом оформлении "закрытый ящик" на базе динамика 100ГДН-3.

500 литров!

Прежде, чем повторить замеры, решил проверить, что же обеспечивает усилитель по выходу на нагрузку 1 кОм.

Вот что получилось:

500 Гц — 10,75 В (RMS)

100 Гц — 10,57 В

50 Гц — 10,0 В

25 Гц — 8,4 В

16 Гц — 6,42 В

Линейная АЧХ «не состоялась».

Теперь предстоит разобраться, где же слабое звено в списке оборудования?

7. 3.02.2021 Проверка выхода звуковой карты ПК Ion.

Условия эксперимента:

— к выходу звуковой карты (т.е. к выходу на наушники) подсоединены в параллель usb-осциллограф и мультиметр MS8239C

— синус генерируется программно в SpectraLab

Сабвуфер 100 литров в акустическом оформлении "закрытый ящик" на базе динамика 100ГДН-3.

Частота (Гц) Показание осциллографа (мВ) Показание мультиметра (мВ)

500________840_______________________837

250________841_______________________840

100________842_______________________840

50_________828_______________________831

25_________800_______________________808 (+1% по сравнению с осциллографом)

20_________776_______________________789 (+2%)

15_________736_______________________753 (+2%)

10_________633_______________________673 (+6%)

По осциллографу спад АЧХ на частоте 10 Гц составил -25% (по сравнению с 500 Гц).

По мультиметру немного меньше.

Т.о. из трех неизвестных (звуковая карта ПК, усилитель на tpa3116, мультиметр) определён 1-й кандидат «на отчисление»: ПК Ion.

8. ПК с материнской платой Gigabyte MA770T-UD3 (грабли #2 ).

При попытке по быстрому установить программу JBL Speakershop комп ругнулся.

Не удивительно: Win7 64bit. (((

Ставить виртуальную машину меня совсем не прельщало.

Поэтому пришлось снести Win7 и установить Win XP из образа системы.

Только после запуска Win XP получилось установить программы JBL Speakershop и SpectraLab.

9. Проверка выхода звуковой карты Gigabyte MA770T-UD3.

Условия эксперимента — без изменений.

Частота (Гц) Показание осциллографа (мВ) Показание мультиметра (мВ)

500________887_______________________884

250________883_______________________888

100________886_______________________890

50_________883_______________________890

25_________872_______________________888

20_________866_______________________888

15_________852_______________________887

10_________821_______________________883

Супер! Звуковая карта ПК обеспечивает линейную АЧХ до 10 Гц.

Показания мультиметра вполне достоверны, поэтому для дальнейших замеров можно обойтись только им.

10. Проверка АЧХ усилителя Амфитон-У-101-М.

Условия эксперимента:

— к выходу звуковой карты Gigabyte MA770T-UD3 подсоединён усилитель

— нагрузка усилителя — 1 кОм (можно считать на х.х. )

— мультиметр в качестве измерителя

Частота (Гц) Показание мультиметра (В)

500________3,191

250________3,197

100________3,198

50_________3,194

25_________3,189

20_________3,184

15_________3,175

10_________3,154

Всё ОК.

11 Замеры параметров Т/С (2-я попытка).

Дальше дело пошло как по маслу.

Параметры динамика 100ГДН-3 №3:

Сабвуфер 100 литров в акустическом оформлении "закрытый ящик" на базе динамика 100ГДН-3.

Добротность 0,51, что больше похоже на правду.

Но в ЗЯ 100 литров этот динамик не очень вписывается:

Сабвуфер 100 литров в акустическом оформлении "закрытый ящик" на базе динамика 100ГДН-3.

Пока собран стенд для проверки, я вытащил 2-й «новенький» динамик:

Сабвуфер 100 литров в акустическом оформлении "закрытый ящик" на базе динамика 100ГДН-3.

Сабвуфер 100 литров в акустическом оформлении "закрытый ящик" на базе динамика 100ГДН-3.

Сабвуфер 100 литров в акустическом оформлении "закрытый ящик" на базе динамика 100ГДН-3.

Параметры динамика 100ГДН-3 №4:

Сабвуфер 100 литров в акустическом оформлении "закрытый ящик" на базе динамика 100ГДН-3.

Расчёт для ЗЯ 100л порадовал:

Сабвуфер 100 литров в акустическом оформлении "закрытый ящик" на базе динамика 100ГДН-3.

12. Виброглушение стенок корпуса (грабли #3).

Начитавшись всякого разного, решил я утяжелить (задемпфировать) стенки.

Вариантов было немного:

1) битумная мастика из автомагазина (меня вежливо предупредили, что вонь от неё будет пожизненная)

2) самоклеящиеся «коврики» из автомагазина (как я понял из разговора с продавцом, висеть на стенках они долго не будут: отклеятся)

3) слой резины на какой-нибудь клей

4) толстый слой шоколада акрилового герметика

Самым простым представлялся 4-й вариант.

Нашлась вот такая субстанция: супер эластичный акриловый герметик (клей) Lacrysil.

Цена 3 кг ведра — около 15уе. Дороговато. (

Но без запаха!

По обыкновению без проделок фортуны не обошлось.

«Пошли покупать ноутбук, а купили шубу». ©

Вот и у меня, как в этом анекдоте.

Пошёл в строительный магазин за проводом 2*1 кв.мм, и увидел… 2мм листовую резину.

Всего 35 грн/кг.

Прикинул в уме: 3кг * 35 грн/кг = 105 грн.

Нормально. А клей какой-нибудь придумаю…

По предварительным расчётам масса куска резины с такими размерами должна составить около 3,4 кг (для плотности 1200 кг/куб.м).

Прикинул, что куска 1,1*1,3 м будет достаточно.

Отрезали, взвесили: почти 5 кг.

Странно. Где же ошибка?

Не стал мучить продавцов лишними вопросами, схватил покупку и помчался домой.

Дополнительная информация
Уже дома в спокойной обстановке посчитал плотность резины:

получилось 1680 кг/куб.м

Перепроверил расчёт: вроде не ошибся. ))

Листовая резина, отогревшись в квартире, начала жутко вонять (пришлось временно поселить её на балконе).

Осталось дело за малым: по быстрому намазать стенки клеем, наклеить куски резины и подождать.

И тут мне показалось, что использовать акриловый клей-герметик будет в самый раз:

— не воняет

— сохнет не очень быстро (чтобы успеть намазать склеиваемую поверхность)

Пришлось сделать ещё один заход в строймаг за 1кг ведром с клеем:

Сабвуфер 100 литров в акустическом оформлении "закрытый ящик" на базе динамика 100ГДН-3.

Лист резины перед «раскройкой»:

Сабвуфер 100 литров в акустическом оформлении "закрытый ящик" на базе динамика 100ГДН-3.

Грабли #3: после склейки стенки из ДСП прогнулись на несколько мм.

Виной тому — вода в составе акрилового клея.

Это искривление замедлило сборку корпуса на пару недель.

«Подождём» © — подумал я. Просохнет и само собой выровняется.

Неа, за неделю не выровнялось.

Дальше последовали пляски со струбцинами, грузами и многослойными ругательствами.

Стенки немного подровнялись, но 1-2 мм прогиб всё же остался.

Сабвуфер 100 литров в акустическом оформлении "закрытый ящик" на базе динамика 100ГДН-3.

Далее последовало склеивание частей корпуса на обычный ПВА.

На фото ниже — корпус после приклеивания верхней панели корпуса.

Подходящего груза, чтобы прижать, в доме не нашлось.

Пришлось использовать колесо с летней резиной:

Сабвуфер 100 литров в акустическом оформлении "закрытый ящик" на базе динамика 100ГДН-3.

В последнюю очередь была приклеена декоративная панель из ламинированного ДСП.

13. Сборка.

Звукопоглощающий материал внутри корпуса отсутствует.

В перспективе © вовнутрь будет добавлен синтепух.

Ну а пока что без него.

Динамик закреплён на шесть саморезов ф4,2мм:

Сабвуфер 100 литров в акустическом оформлении "закрытый ящик" на базе динамика 100ГДН-3.

По окружности корзины динамика — уплотнитель для дверей с клейкой основой шириной 1 см.

14. АЧХ сабвуфера.

Условия замеров:

— любые фильтры в сетапе отсутствуют

— саб подключен к одному каналу УМ

— расстояние до микрофона 33 см

Совмещённые графики:

Сабвуфер 100 литров в акустическом оформлении "закрытый ящик" на базе динамика 100ГДН-3.

АЧХ красным цветом:

— свип-тон 20-200 Гц (логарифмическое увеличение частоты во времени)

— период повторения 10 с

— октавная шкала частот (усреднение 1/6 октавы)

АЧХ зелёным цветом:

— свип-тон 20-200 Гц (логарифмическое увеличение частоты во времени)

— период повторения 10 с

— логарифмическая шкала частот

АЧХ голубым цветом

— розовый шум 20 Гц — 20 кГц

— октавная шкала частот (усреднение 1/6 октавы) при общем усреднении 500

Самый любопытный замер — АЧХ свип-тоном 20-200 Гц.

Можно услышать и выловить любые призвуки и резонансы системы: во время выполнения замера видны точки при построении АЧХ и соответствующая ей частота.

Словом, мультфильм для очень взрослых дядей.

Вывод: необходимо компенсировать спад АЧХ в диапазоне 30-50 Гц.

Хотя бы один ящик © 6..10 дБ.

Компенсация на большее значение (например, трансформатором Линквитца) потянет за собой:

— увеличение ГВЗ

— усложнение схемы

— увеличение коэффициента гармоник динамика

Оффтоп про замеры
Во всех программах, которые меряют АЧХ путём подачи импульса на АС, мне непонятно следующее:

импульс на входе АС д.б. точно прямоугольной формы, а реально подаётся кривулька с выхода ЗК.

Эту кривульку АС «пережёвывает» в ещё большую кривульку, которая записывается микрофоном.

Сабвуфер 100 литров в акустическом оформлении "закрытый ящик" на базе динамика 100ГДН-3.

После чего софтина пытается анализировать этот «фарш».

По сути из двойного «фарша» собирается обратно кусок мяса.

Не понимаю. ©

Поэтому методы измерений розовым (или белым) шумом, скользящим тоном мне более понятны.

15. Корректирующее звено (корректирующий ФНЧ) для сабвуфера.

При первом включении использовался ФНЧ 1-го порядка, который уже был в сетапе с 48л сабом (см. пункты 9 и 10 в недавнем обзоре).

Данный ФНЧ используется в необычном режиме: интерес представляет диапазон частот от полосы пропускания до полосы заграждения, где спад АЧХ 6дБ/октаву.

После первых прослушиваний и замеров схемка корректирующего ФНЧ была изменена до следующего вида:

Сабвуфер 100 литров в акустическом оформлении "закрытый ящик" на базе динамика 100ГДН-3.

Собственно ФНЧ на схеме — это R2 и C1 совместно с входным сопротивлением 9,2 кОм УМ для саба.

ФНЧ подключается к одному из каналов стереопары Heco.

АЧХ фильтра:

Сабвуфер 100 литров в акустическом оформлении "закрытый ящик" на базе динамика 100ГДН-3.

Спад -3дБ начинается с частоты 42 Гц.

Частота единичного усиления (ФНЧ+УМ) 230 Гц

Сабвуфер 100 литров в акустическом оформлении "закрытый ящик" на базе динамика 100ГДН-3.

Важная особенность сетапа: отсутствие фильтра-сабсоника.

Иначе какой смысл корректирующего ФНЧ? )))

АЧХ саба (замер розовым шумом):

Сабвуфер 100 литров в акустическом оформлении "закрытый ящик" на базе динамика 100ГДН-3.

график синим цветом — без корректирующего ФНЧ

график жёлтым цветом — с корректирующим ФНЧ (6,8кОм 1мкФ на Rвх.=9,2кОм)

Суммарная АЧХ саб+стереопара Heco:

Сабвуфер 100 литров в акустическом оформлении "закрытый ящик" на базе динамика 100ГДН-3.

график коричневым цветом — АЧХ стереопары Heco без саба

график жёлтым цветом — суммарная АЧХ

Подъём +20 дБ на частоте 40 Гц. Куда уж больше? )))

Собственно, цифра +20дБ соответствует коэффициенту усиления сабового усилителя Ку=10.

Совпадение?

16. В качестве музыкального материала для прослушивания были отобраны некоторые композиции и альбомы.

1) Vaya Con Dios — The Best

Дополнительная информация
Сабвуфер 100 литров в акустическом оформлении "закрытый ящик" на базе динамика 100ГДН-3.

Сабвуфер 100 литров в акустическом оформлении "закрытый ящик" на базе динамика 100ГДН-3.

Сборник откровенно пиратский, качество записей на троечку. Но подборка композиций — 5+.

С приходом торрентов сборник был пересобран лично из фирменных CD-дисков европейских изданий.

Для этого было скачано более десятка альбомов, треки были прослушаны и проанализированы спектроанализатором.

Естественно, каждая интересующая композиция была выбрана в лучшем качестве.

Сколько времени ушло на пересборку история умалчивает.

Треки в сборнике немного отличаются по качеству.

Но самое важное — тональный баланс. Нет выпирающих низких частот, что важно для прослушивания сабвуфера.

2) Richard Clayderman — Tango (1996)

В этом издании НЧ несколько побольше.

Список треков
Сабвуфер 100 литров в акустическом оформлении "закрытый ящик" на базе динамика 100ГДН-3.

1. La Cumparsita

2. A Media Luz

3. El Choclo

4. Mano a Mano

5. Volver

6. Adios Pampa Mia

7. Caminito

8. Mi Buenos Aires Querido

9. Sus Ojos se Cerraron

10. El Dia Que Me Quieras

11. Tomo y obligo

12. From A Distance

13. Sacrifice

14. Moonfire

15. Lizzie

16. Careless Whisper

17. Maracaibo

3) Youngblood Brass Band (выборка)

Список треков
Сабвуфер 100 литров в акустическом оформлении "закрытый ящик" на базе динамика 100ГДН-3.

Вот тут уже можно пожелать соседям доброй ночи.

4) Чтобы послушать барабаны (могу ошибиться в названии муз. инструментов)

Kitaro — Daylight, Moonlight — Live in Yakushiji (CD2) 2002

04 Kitaro — Wa (с отметки 6 мин)

Дополнительная информация
Сабвуфер 100 литров в акустическом оформлении "закрытый ящик" на базе динамика 100ГДН-3.

Сабвуфер 100 литров в акустическом оформлении "закрытый ящик" на базе динамика 100ГДН-3.

Творчество Kitaro — для любителей инструментальной музыки.

Это не для поколения пепси. 😉

5) Tommy Emmanuel (выборка)

Список треков
Сабвуфер 100 литров в акустическом оформлении "закрытый ящик" на базе динамика 100ГДН-3.

6) Kazu Matsui, Keiko Matsui – Bamboo (2002)

Список треков
1 Shrine

2 Black Bird & The Bamboo Forest

3 Small Monk, Opening The Gate

4 Sign Of The Snow Crane

5 Dancing In The Remaining Lights

6 Talking With Rice Spirit

7 Up In The Sky

8 Legend Of The Lake

9 Riding With The Sword

10 The Desert

Сабвуфер 100 литров в акустическом оформлении "закрытый ящик" на базе динамика 100ГДН-3.

7) Yasmin Levy «Mano Suave» (2007)

Список треков
1 Irme Kero

2 Mano Suave

3 Adio Kerida

4 Una Noche Mas

5 Nani Nani

6 Komo La Roza

7 Si Veriash

8 Mal De L’Amor

9 Por La Mia

10 Una Ora

11 Perdono

12 Odecha

Сабвуфер 100 литров в акустическом оформлении "закрытый ящик" на базе динамика 100ГДН-3.

Естественно, было прослушано на много больше из своей коллекции.

Я постараюсь описать максимально ОБЪЕКТИВНО свои впечатления от прослушивания.

«Старался изо всех сил.» ©

Впечатления и выводы:

1. Звук саба ЗЯ 100л — это нечто (пусть даже в акустически неподготовленном помещении).

Если хочешь саб для музыки — только ЗЯ.

ФИ (не говоря уже про пассивный излучатель) — это компромис.

Off
Хотя, фз, что имеется в виду под словом «компромис»?

Лень пилить корпус самостоятельно? Понятное дело, что купить ФИ саб на олхавито быстрей и проще.

Супруга не одобрит 100л корпус? Девушкам вообще фиолетово, саб 20 литров или 100 литров.

Главное, чтобы красивенький.

Кого-то смущает розовый цвет? Лично мне пусть любой цвет, хоть серо-буро-малиновый в крапинку.

Лишь бы супруге нравилось. ))

Звук от этого не поменяется.

Сабвуфер 100 литров в акустическом оформлении "закрытый ящик" на базе динамика 100ГДН-3.

Линейка под названием Pink ориентирована на прекрасную половину человечества. ))

Имхо, созерцать огромный чёрный «гроб» в комнате — сомнительное удовольствие.

2. Всё, что сказано в скопированной статье (в начале обзора) — правда.

Если хочется настоящих НЧ, не надо искать отговорки («жена не поймёт», «места нет» и т.д.).

Достаточно упразднить какой-нибудь пуфик или тумбочку, и место 0,5*0,5м для саба найдено.

3. Качество свучания связки саб+стереопара очень зависит от музыкального материала: даже в одном сборнике (например, в «Bamboo» ) одни треки звучат очень даже, а другие — не очень.

4. Саб ЗЯ 100 литров — это заметно лучше, чем саб ЗЯ 48 литров.

По началу кажется, что много НЧ.

По мере прослушивания различных композиций «процессор Dolby ProLogic», который под крышкой черепа, адаптируется к новым условиям.

Чем ЗЯ больше, тем лучше. ©

5. По НЧ получился немного перебор. В будущем планируется доводка корректирующих цепей для саба, пляски с микрофоном, перемещения саба по комнате и т.д.

Тонкомпенсация в сетапе отсутствует. Поэтому небольшой перебор нивелируется при прослушивании на низких уровнях.

6. О громкости прослушивания сетапа.

Да, иногда хочется «добавить коксу» и послушать в кайф несколько композиций.

Но 99% времени я слушаю всё на очень умеренной громкости.

Так что соседям грех жаловаться.

7. Для сабвуфера требуется отдельный усилитель с регулировками (частота среза ФНЧ, уровень и др.).

АЧХ корректирующих цепей в полосе пропускания ФНЧ, в общем случае, нелинейна.

8. Поскольку уровень НЧ у различных записей отличается (от «ничего нет» до «ввалим так, чтобы на сматрфоне было слышно»), в сетапе желательно иметь подстройку уровня для саба, выполняемую с пульта ДУ.

Имхо, достаточно пяти ступеней:

-6 дБ

-3 дБ

0 дБ

+3 дБ

+6 дБ

Как это реализовать? Не придумал ещё.

9. Я нисколько не жалею о времени, потраченном на сборку саба.

Надо было не лениться и сделать это лет 15 назад. ))

Всем удачных экспериментов!

Это ещё не всё. 😉 Продолжение следует…

Примечания и пояснения: графики удобней рассматривать в полноразмерном виде (открываются по клику), тогда отображение тонких линий корректно, и лучше видны тёмные цвета.


СМОТРИ ТАКЖЕ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *